Исследования в диалектическом программировании.
(Общие концептуальные положения.)
- 22.02.14 г. -


О проводимых в диалектическом программировании исследованиях следует сказать отдельно, ибо они являются его сутью и принципиально отличают его от обычного программирования.

Для более полного понимания сущности диалектического программирования и его отличий от обычного программирования следует сказать об исследованиях, проводимых в нём.
    Конечно же, в области обычного программирования крупные западные корпорации ведут мощные исследования (например, многим должны быть известны разработки Bell Laboratories (AT&T)), ибо понятно, что без проработки теоретических вопросов невозможно говорить ни о существенном продвижении вперед, ни о конкурентоспособности на мировом рынке. Более того, как показывает анализ, крупные корпорации не упускают из вида даже «мелочи», ибо некоторые из них могут оказаться и ключом к решению принципиально важных вопросов и началом перспективной новации. Но велика роль и дезинформации, вопросы как выявления, так и проведения которой весьма актуальны и также должны исследоваться. Существенны и другие вопросы. Таким образом, не только предметные исследования необходимо осуществлять.
    А вот в диалектическом программировании актуальны еще и такие теоретические изыскания, которые западные корпорации в сфере программирования пока практически не ведут, и которые образуют еще два направления исследований.
    Эти исследования посвящены не вопросам создания и продвижения нового программного обеспечения, проработки и улучшения различных видов и элементов (типов) исчислений и т.п. и не технологическим вопросам. По сути, это всё уже не является признаком новизны или актуальности программистских исследований XXI в. Речь сейчас также идет не о кибернетических разработках, не об искусственном интеллекте, не о робототехнике, не об информатике и т.п. Эти направления самостоятельны, очевидны и понятны.
    Речь идет о диалектических и о внепредметных исследованиях, которые ведутся в диалектическом программировании (хотя в ряде случаев они переходят в исследования общепринятых программистских вопросов, и получаемые тут результаты весьма актуальны, теоретически ценны и практически значимы).
    Первые обусловлены истоками диалектического программирования, в основном, тем, что оно выводится, конструируется как следствие одной из новых логик, в свою очередь, развитой из гегелевской науки логики (см. «Диалектического программирования построение»).
    Вторые связаны с использованием результатов, получаемых в ходе конструирования и развития диалектического программирования.
    Таким образом, в целом можно выделить четыре основных направления теоретических исследований в диалектическом программировании:
–  диалектические исследования, основой которых служит непосредственно гносеология диалектической философии, и которые призваны развивать теорию и предмет диалектического программирования,
– предметные исследования, в которых изучается теория и практика программирования, причем как с позиций внедрения новых теоретических разработок, так и в смысле решения возникающих конкретных предметных и практических задач (хотя следует учитывать специфику предмета исследований диалектического программирования),
– специальные исследования,
– внепредметные исследования, результаты которых часто малопригодны к применению в программировании, но зато развивают различные диалектические направления познания и науки современной диалектической философии, в первую очередь, её гносеологию.


I.


Укажем основные направления исследований диалектического программирования и их подразделения, так как они дают представления и о нем самом, в т.ч. о его специфике, и о его отличиях от обычного программирования. Каждое подразделение того или иного направления исследований диалектического программирования для наглядности проиллюстрируем одним его характерным положением (а о методологии исследований и других их аспектах в данной статье речь идти не будет, так как они составляют отдельную тему, кстати, входящую в первое направление).
    Итак, для наглядности рассмотрим по одному из актуальных, не присущих обычному программированию положений каждого из обозначаемых подразделений направлений исследований диалектического программирования.


А. Диалектические исследования диалектического программирования.
    Как уже говорилось, их основой служит непосредственно гносеология диалектической философии. Это определяет не только фундаментальность и существо этих исследований, но и их уникальность и особенности, аналогов которым нет.
    Они ведутся по ряду направлений, наиболее важными из которых являются фундаментальные, базовые и специализированные, суть которых следует из их определений (отдельным направлением является методология исследований).

А1. Фундаментальные исследования диалектического программирования предназначены для изучения применения основополагающих диалектических положений в алгоритмах познания и в программировании.
    Одним из наиболее важных понятий, благодаря которому строится диалектическое программирование, является рефлексия.
    Как уже говорилось на сайте, в диалектическом программировании рефлексия понимается согласно диалектической философии, а не согласно философским наукам. Это очень важное положение, так как еще Гегель указал, что обычно (в науках) рефлексия понимается субъективно!
    В диалектическом программировании рефлексия не используется непосредственно, что попросту невозможно в субъективных по своей сути алгоритмах, а применяются её алгоритмизированные реализации в трех ракурсах.
    В частности, в диалектическом программировании происходит выявление не столько метаданных типа, задаваемых при его программировании, как в рефлексивном программировании, причем без учета алгоритма (именно который, собственно, важен!), сколько существенных определений, или метасмыслов данных.
    Различия и понимания и использования рефлексии в обычном программировании и в диалектическом программировании очевидны.
    Даже одного указанного положения достаточно для того, чтобы акцентировать принципиальное различие диалектического программирования и обычного программирования и, соответственно, их возможностей.

А2. Базовые исследования диалектического программирования.
    Как уже говорилось на сайте, в современной диалектической философии было осознано то, что исследование и создание алгоритмических построений и форм их реализаций (в т.ч. языков программирования) нельзя осуществлять, исходя только из эмпирических задач и технических возможностей. Накопленные знания и внушительные технические возможности позволяют развиваться программистским теоретизациям самостоятельно и в объеме их собственных положений и направлений. Это уже само может влиять на способы осмысления и постановки задач и на развитие технической базы. Причем речь идет о специализированной теории существа самих программ, облеченного в алгоритмическую форму и имеющего значительное многообразие, в т.ч. благодаря техническим возможностям. Но всё это разнообразие не может исследоваться урывками, исходя из спонтанных решений, случайных эмпирических положений и т.п. Необходима теория и, соответственно, её некоторая основа. А так как речь идет о конкретной теории (а не о философии в целом), то нужна исходная точка – достаточно общее и простое (не в смысле «тривиальное») положение, присущее базовым и развиваемым теоретическим положениям, или основание для концептов диалектических и обычных программистских наработок. Такое положение было определено в диалектическом программировании: знаменатель диалектического программирования, который представляет собою основание (базовое положение) для концептов диалектических и обычных программистских наработок.

А3. Специализированные исследования диалектического программирования.
   В современной диалектике алгоритм в диалектической философии (AlgorithmDialectics) определяется, исходя из определения метода в диалектической философии (MethodDialectics), отличного от понимания метода в науках. При этом, в качестве определений, оказываются существенными не только известные наукам характеристики вообще алгоритма: порядок, конечное число действий, выполнение некоторых простых шагов, определение каждого шага работы состоянием системы, применимость к разным наборам допустимых исходных данных, правило начала исполнения и др. Они получены эмпирическим путем. Для AlgorithmDialectics оказывается существен ряд характеристических черт MethodDialectics. Именно поэтому для диалектического программирования присущи аспекты, чуждые наукам и обычному программированию, например, автоизменение данных (не путать с возможностями рефлексивного программирования).
    Надо отметить и то, что именно в диалектическом программировании было выявлено одно из существенных отличий метода и алгоритма.


Б. Предметные исследования диалектического программирования.
    Эти исследования являются основными в области программирования. Однако в диалектическом программировании  исследуются не только общепринятые и новационные вопросы, но и его собственные специфические вопросы, ряд положений которых для наглядности будет приведен ниже.

Б1. Общетеоретические исследования.
    Понятие программы, каким бы привычным и изученным оно не казалось, в диалектическом программировании пришлось переосознать и переопределить, ибо оно, как и полагается диалектическому определению, выводится, а не дается по факту, как в обычном программировании.
    При этом существенным оказались положения, касающиеся определенной (=алгоритмической) обработки данных и её регламента, на что в определении обычного программирования внимания не обращено.
    И, наконец, понятие компьютерной программы является только лишь … следствием.
    Таким образом, в диалектическом программировании понятия алгоритмической программы и компьютерной программы различаются, при этом термин «программа» применяется ко второму, чтобы не было существенных расхождений с общепризнанными понятиями.

Б2. Исследования типов.
    В диалектическом программировании происходит развитие программных типов, например, был определен объект в диалектическом программировании.
    В диалектическом программировании различаются термин «объект» («экземпляр») и «объект в диалектическом программировании»: второй подразумевает особую организацию (форму) типа данных, согласно предметным диалектическим представлениям.

Б3. Исследования операций.
    В современной диалектической философии и в диалектическом программировании практически не используются устаревшие операции обыкновенной логики (речь не о математике и не о математической логике).
    Как уже говорилось на сайте, устаревшие операции обыкновенной логики попросту тесны диалектике и, соответственно, диалектическому программированию. Более того, в обыкновенной логике нет многих операций, использованных Платоном, Кантом и Гегелем, а также установленных в современной диалектической философии. Поэтому речь и идет о том, что в современной диалектической философии и в диалектическом программировании используются операции, идентифицированные и используемые в новодиалектической методологической отрасли познания; – это операции логик новых.

Б4. Исследование методов.
    Методы в диалектическом программировании имеют более широкие и фундаментальные определения, чем те, которые имеются в науках и, соответственно, в обычном программировании.
    Методы в диалектическом программировании понимаются и как реализации описаний (алгоритмические реализации) некоторых объективных совокупностей переходов и изменений, указанных в трудах Гегеля и выявленных в современной диалектической философии, и как методы диалектической философии, и как формы предметных алгоритмов (в программировании – обычно понимаемые методы, процедуры или функции).
    Операции и методы в диалектическом программировании рассматриваются не так убого, как в обычном программировании, более того, не только в субъективном ракурсе, но и в объективном, что недоступно наукам и, поэтому, обычному программированию.

Б5. Исследования автоизменения данных и кода.
    Автоизменение данных – процесс изменения данных, в целом явно не предсказуемый из анализа кода (аналитически и мыслительно не выводимые данные).
    Это принципиально новые для методологии и программирования исследования.

Б6. Исследование вопросов потокобезопасности.
    В диалектическом программировании развиты представления о потокобезопасности и созданы новые; одно из них – это внутренняя потокобезопасность.

Б7. Исследования баз данных. Модернизация концепта баз данных.
    В диалектическом программировании исследуются различение и разделение данных и их совокупностей, что обусловливает исследование вопросов
– форм (алгоритмов) использования (исчисления) данных, в т.ч. структурированных особым (предметным) образом и имеющих достаточно большой объем, которые, в свою очередь, оказывается, с одной стороны, необходимым условием синтетических логических построений и, с другой стороны, их результатом;
– новых форм организации данных.
    Обнаруженные аспекты различения и разделения определений (данных) и их совокупностей обусловливают исследование
– использования данных, в т.ч. структурированных особым (предметным) образом,
– новых форм организации как самих определений, так и содержаний, и, далее, новых форм организации данных.
    Эти вопросы ведут к предметным исследованиям баз данных и, в конечном счете, к модернизации их концепта, в т.ч. в соответствии с задачами диалектического программирования.
    Модернизация концепта баз данных и теоретическое определение актуальных видов баз данных – это принципиально новые вопросы, поставленные и решаемые в диалектическом программировании (а вот в обычном программировании базы данных проектируются, исходя из поставленных задач и мнений разработчиков).
    При этом обозначается вопрос определения актуальных параметров баз данных и новых задач в связи с ними.
    Особое значение имеет диалектическая база данных.

Б8. Исследования форм программирования.
    Для диалектического программирования характерны новые парадигмы программирования, например,
– разделенное программирование,
– объектно-содержательное программирование.
     Развитие новых форм программирования – это актуальный и принципиально важный теоретический вопрос, который решает диалектическое программирование.

Актуальны и другие направления предметных исследований диалектического программирования.


В. Специальные исследования диалектического программирования.
    Изучаются действующие и перспективные разработки ведущих западных корпораций, таких как Microsoft, IBM и др. (См., напр., MICROSOFT: .Net Framework.)


Г. Внепредметные исследования диалектического программирования.
    Их результаты, как уже отмечалось, малопригодны к применению в программировании (хотя иногда оказываются важными для общетеоретических исследований), но зато развивают различные диалектические направления познания и науки современной диалектической философии, в первую очередь, её гносеологию.
    Пока укажем следующие направления внепредметных исследований диалектического программирования.

Г1. Логика.
    В силу разделенного программирования происходит обращение (возврат) к теме суждений, причем с учетом ряда предметных и алгоритмических моментов, что важно.
    При этом было обозначено исследование суждения и как диалектического положения и как алгоритмического положения.
    Так что новодиалектическая общая теория суждений развивается не только исходя из чистых логических теоретизаций, но и благодаря алгоритмическим (и практическим) положениям.
    Особое внимание уделяется исследованию применения рассудочного суждения в диалектике, которое может быть использовано как более общая форма для других построений, позволяющей реализовывать синтетические формы не только непосредственно, но и в особых порядках и в других видах взаимодействия и организации, из которой следуют многие актуальные программистские возможности.
    Но также были определены и некоторые новые знания. Так, для суждения (рассудочного суждения в диалектике) были определены свойства суждения. Это положение принципиально важно, ибо оно позволяет не только более глубоко изучать суждения, но и осуществлять принципиально новые виды рассуждений.
    Интересно то, что очевидные свойства суждения не были определены, пока они не были прописаны в диалектическом программировании.
    А то, что свойства суждения были определены и прописаны на основе, фактически, программного ресурса, доказывает однозначность, точность и алгоритмичность как философии Гегеля, так и диалектической философии в целом.

Г2. Гносеология.
    Для гносеологии на базе диалектического программирования обычно а) строятся модели и проводятся расчеты, призванные уточнить определенные аспекты тех или иных гносеологических положений, б) развиваются конкретные программистские положения или результаты теоретизаций.
    Однако и в процессе моделирования и вычислений иногда обнаруживаются (в т.ч. просто за счет перебора большого числа вариантов) интересные моменты.
    В смысле настоящей статьи выделим следующее положение: благодаря диалектическому программированию  были сформированы новые, более глубокие диалектические представления о ряде базовых положений философии Платона.

Г3. Диалектический искусственный интеллект.
    Диалектический искусственный интеллект – это отдельное направление исследований Новейшей философии, базирующееся на ином, чем в науках, понимании существа искусственного интеллекта.
    Именно для него развитие представлений о суждениях и об их алгоритмизации, причем связанных с автоизмененением данных, обусловили ряд значимых выводов. При этом следует отметить и то, что в целом обычные программные ресурсы, в т.ч. созданные для искусственного интеллекта, специализированные диалектические программные ресурсы и диалектический искусственный интеллект основаны на разных формах и видах программирования (в частности, в науках идея и виды программирования при создании системных и прикладных программ и искусственного интеллекта не отличаются).

Существенны и иные направления применения диалектического программирования и его исследований. Но пока не будем их обозначать, а в завершении статьи приведем весьма неожиданное для многих положение.

Г4. Эзотерика.
    Исследование различных программных возможностей (лучше сказать – их смысла) как обычного программирования, так и диалектического программирования привело к выводам о том, что многие из них включают элементы, подобные известным в эзотерике уже тысячи лет. И дело тут не в новизне того или иного принципа. Дело в том, что в программировании любые положения предельно формализованы, ибо иначе невозможно было бы их использование, и отдельные характерные элементы обрели завершенную простоту, формы которой были известны древним, и которые можно а) исследовать в смысле современной реализации ряда эзотерических положений (сами которые, конечно же, нужно знать, но изюминка – в их понимании относительно элементов программирования) и б) использовать в диалектическом познании.


II.


Поводя итого краткого обзора направлений и положений исследований диалектического программирования, можно акцентировать следующий вывод: в диалектическом программировании проводятся собственные исследования, имеющие результаты, актуальные и для него самого и для современной диалектики в целом.
    При этом, во-первых, часть направлений исследований диалектического программирования и их положений совершенно не присуща обычному программированию и даже наукам.
    Это не только определяет уникальность диалектического программирования, но и обеспечивает ему преимущества перед обычным программированием.
    Во-вторых, в диалектическом программировании проводятся внепредметные исследования, положения и результаты которых служат посылками или основами для ряда направлений  современных диалектических исследований. В этом смысле диалектическое программирование оказывается важным для развития диалектической гносеологии: теоретические исследования в диалектическом программировании ведут к развитию направлений познания и наук современной диалектической философии, в первую очередь, её гносеологии.
    Таким образом, в определенном смысле диалектическое программирование – это инструмент диалектического познания.
    В-третьих, диалектическое программирование не только использует знания современной диалектики, но и способствует их созданию (вопросы практики, конечно же, не забываются).
    Это – принципиально важное рефлективное положение, которое обеспечивает самостное авторазвитие диалектического программирования, что является одной из важнейших его отличительных от обычного программирования черт.
    Существенны и другие выводы и положения, которые имеют не только гносеологические, но и методологические аспекты, представляющие наибольшую ценность для развития некоторых направлений современной диалектики, да и самого диалектического программирования.

Отдельным образом следует отметить следующее.
    Именно на примерах актуальных исследований диалектического программирования наглядно обозначается его специфика, что означает то, что актуален особый подход к восприятию, изучению и использованию диалектического программирования, что всегда необходимо помнить и учитывать. Кстати, именно поэтому формирование и позиционирование диалектического программирования активно задействует знания … диалектической психологии (кстати, также обладающей единым знаменателем (см. п. А2 выше), в отличие от психологии, до сих пор лежащей в осколках своих необъединенных направлений, см. «Несовершенство психологии) …


Примечание.
    Конечно же, кому-то может показаться удивительным соотношения некоторых положений,  с одной стороны, диалектического программирования, а с другой – (1) психологии и даже (2) эзотерики (кстати, не только их). Но в диалектическом программировании они были найдены. А это, кстати, позволяет (сделаем еще один парадоксальный вывод в отношении диалектического программирования) перекинуть мостик к … (3) знаниям древних …



Обсуждения: http://all-discussions.livejournal.com/53346.html