Общая теория суждений.
Общая информация.
- 15.03.15 г. -
- 9772225665000 15013.


Имеет смысл обобщить ряд статей сайта, явно или неявно посвященных суждению или связанных с его понятием и использованием.
    Вообще считается, что суждение достаточно хорошо изучено. Впечатляет и доскональная его классификация в науках. Однако, на самом деле, в них нет его корректного определения и даже просто непротиворечивого понимания. Поэтому разветвленная классификация суждений и многочисленные поучения по его поводу, приводимые в учебниках, являются не просто ненаучными, но и в определенной мере вульгарными. Но важнее то, что без суждений не может быть сделано умозаключение, а далее – вывод и доказательство. Так что рассуждения, осуществляемые учеными, зачастую просто не могут быть научными, что называется, по определению…
    В современной диалектической философии вопрос о суждениях был заново поднят более десяти лет назад и в силу неизбежности изучения этого феномена на новом, современном кругу развития диалектической философии и по причине необходимости создания более совершенных и актуальных инструментов познания. И по ряду других причин.
    Все это и ряд других положений привели к систематизации и развитию знаний о суждениях, что неизбежно привело к формированию их специализированной теории, на сегодняшний день имеющейся только в современной диалектической философии. Но это не только чистая теория. Это в большей мере прикладная диалектическая наука, сочетающая теоретические положения и вопросы практики.
    Общая теория суждений – достаточно объемная диалектическая наука, к тому же базирующаяся на диалектических представлениях, а не на рационалистических и не на научных представлениях. Поэтому – в силу ее объема и указанной специфики – общая теория суждений достаточно сложна для рационалистического познания в целом и для научного познания в частности. Но это не значит, что она не используется в исследованиях и в практике современной диалектики.
    По указанным причинам – и в силу обобщения некоторых материалов сайта, и в силу обобщения некоторых вопросов познания в современной диалектике, и по причине необходимости ознакомления хотя бы с общими положениями теории и практики применяемых в современной диалектике суждений, т.е. обозначенной теории, – целесообразно огласить хотя бы ряд самых общих ее положений, что и будет сделано в настоящей статье. А развитие и обсуждение ряда положений, особенно помеченных в статье значком «#», можно будет осуществить по пожеланиям пользователей в дискуссиях или в рамках иных возможностей, предоставляемых сайтом. 


А. Общая теория суждений – теория современной диалектической философии [#].
    Общая теория суждений не имеет аналогов, так как вне неё и до неё суждение как отдельный предмет не рассматривалось по существу, да и не могло рассматриваться ни в науках (по причине его внешнего, недостаточного определения в них и отсутствия идентификации его отличительных признаков), ни вообще – в различных внедиалектических учениях и философских направлениях (в силу недостаточного акцентирования его основного отличительного признака, причем так и не ставшего предметом отдельного познания; а вот в современной диалектической философии соответствующий предмет стал к тому же еще и основой отдельного направления познания в ней).

В целом общая теория суждений стала создаваться в связи с развитием реальной логики в современной диалектической философии, т.е. одной из новых логик, появившейся по причине исследований ряда вопросов, не изучавшихся ни в общепризнанной обыкновенной логике, содержание которой было удостоено Гегелем презрения, ни в гегелевской спекулятивной логике, ни в других логиках или учениях. К тому же эти вопросы требовали более широкого осмысления предикатов и даже введения принципиально новых процедур их определения. Правда, затем, когда суждения были осмыслены как таковые, согласно их отличительному признаку (что и стало основанием общей теории суждений), реальная логика сама обрела второе дыхание [#].
    Немаловажным является и то, что в силу диалектического программирования, как уже указывалось на сайте, в диалектической гносеологии произошло обращение (возврат) к теме суждений, причем с учетом ряда предметных и алгоритмических моментов, что важно, тем более, что в современной диалектической философии суждения изучаются в ряде её новых логик.
    Однако главным для начинания общей теории суждений стало то, что в современной диалектической философии было осуществлено принципиально новое по своему существу рассмотрение суждений – не так, как в науках, и даже не так, как в философии Гегеля, а исходя из определенности самого суждения, его отличительного признака, который до сих пор почему-то игнорируется науками, погрязающими поэтому в пустой классификации суждений и невозможности их применения в составе умозаключений, выводов, доказательств и познания.
    В целом общая теория суждений имеет ряд предметных посылок, в т.ч.:
– критика обычных суждений со стороны Канта и Гегеля,
некорректное определение суждений в науках,
– определенное в современной диалектической философии рассудочное суждение в диалектике [#], позволившее не только развить теоретические представления о суждении, но и получить эффективные алгоритмические возможности, которые могут применяться и в процессе познания и в программировании,
– определенное в диалектическом программировании суждение в диалектическом программировании,
позиционирование суждений, обусловленное в том числе различием инструментов познания, о чем уже говорилось на сайте,
и др.
    Так что новодиалектическая общая теория суждений развивается не только, исходя из чистых логических теоретизаций, но и благодаря алгоритмическим и практическим вопросам.


Б. Общая теория суждений производит рассмотрение суждений с учетом следующих положений:
– исторической ретроспективы развития представлений о них,
– критики обычно понимаемых рассудочных суждений со стороны Канта и Гегеля,
– новодиалектической критики обычно понимаемых рассудочных суждений,
– ряда новодиалектических принципов и основоположений, ряд из которых можно будет обсудить в отдельных дискуссиях,
– ряда положений практики, когда их моменты определяют аспекты суждений или хотя бы просто некоторые идеи по поводу них (например, реализация тривиального суждения в программировании) [#],
– уже упомянутого новодиалектического позиционирования суждений,
– определенных в современной диалектической философии свойств суждений [#].


В. Объем исследований теории.
    В общей теории суждений имеется ряд направлений исследований (разделов), из которых можно упомянуть следующие:
а) общий, в котором изучаются история развития представлений о суждениях;
б) рационалистический, в котором изучаются рационалистические (рассудочные) суждения, в т.ч. упомянутые на сайте суждение рассудочное в науках и суждение рассудочное в диалектике,
в) диалектический [#],
г) новодиалектический, в котором изучаются новодиалектические положения, возникшие в том числе по причине модернизации логики, осуществляемой в современной диалектической философии,
д) алгоритмический, в котором изучаются соответствующие вопросы, связанные с исследованиями диалектического программирования, например суждение в диалектическом программировании, о котором уже говорилось на сайте, с алгоритмом, понятие которого было определено в современной диалектической философии, и с обычным программированием.

И в современной диалектической философии речь теперь уже идет не только об общеизвестных видах суждений, но и
а) о более широком понимании суждений [#],
б) о типах суждений (еще один вид их фундаментальной классификации),
в) о суждениях, используемых, как получается, только в диалектике,
г) о более широком применении суждений, что очень важно и для гносеологии и для практики.


Г. Общая теория суждений предопределила не только новые положения (например, суперточка суждения) и расширенное, в т.ч. принципиально новое, рассмотрение суждений, но и, главное, а) изменение представлений о них (в т.ч. об их составлении, [#]) и об их роли в познании и б) понимание их применения в разных формах и в областях познания [#].
   На базе общей теории суждений были определены основы переосмысления логики вообще и реальной логики в частности, а также создания ряда новых логик современной диалектической философии.
    В целом же общая теория суждений стала одной из актуальных основ для развития теории познания в целом, по крайней мере, в современной диалектической философии.


[См. «Суждения типы» и «Суждения вообще виды».]