Вопросы использования понятия стоимости.
- 06.12.15 г.
- 9772225665000 15036.


Актуальное (категориальное) определение стоимости открывает колоссальные возможности, которые были рассмотрены в современной политической экономии.
    Тут, во-первых, интересны возможности стоимостного развития частного бизнеса, в первую очередь, по сравнению с конкурентами, не использующими понятие стоимости. В этом смысле категориальная определенность стоимости оказывается одним из факторов, или даже оснований, успешного частного конкурентно выигрышного предпринимательства.
    Во-вторых, на основе понятия стоимости актуальны возможности предвидения и проведения финансовых операций. А это – вопрос, который весьма актуален и для всей современной экономики в целом и для бирж в частности, ибо обеспечивает новые просторы для определенных финансовых операций, которые к тому же лучше производить в условиях экономической безграмотности конкурентов и чиновников, что весьма актуально в некоторых странах.
    В-третьих, важно и то, что К.Маркс, размышляя о кризисах, подчеркнул, что спекуляции, как метаморфозы форм стоимости, случаются перед кризисами в особенно больших размерах. При этом Маркс описал конкретный ход кризиса, и в особенности тут интересна одна из его работ. Однако стоимостная суть предкризисной ситуации утеряна в современной экономической теории. Вот почему для экономистов, финансистов и политиков кризисы наступают неожиданно, хотя дух экономического кризиса выходит на просторы мировой экономики много ранее формирования его бытия. Но объективного начала кризисов экономисты, финансисты и политики, как показала многолетняя практика, не замечают, так как заняты анализом субъективных показателей и отдельных фирм, пусть и трансконтинентальных. Но не их состояние влияет на кризисы, а предкризисная ситуация влияет на капиталы, в первую очередь на особо крупные, что уже далее создает видимость их как причин кризисов. Но почему экономисты, финансисты и политики не видят причин кризисов? Потому, что у них нет представления о сути процессов, которые скрыты в стоимости, ибо не знают её. А зная ее, можно успешно вести дела, например, продавать дорогие акции перед кризисом и скупать обесценившиеся акции несколько позже: выгода всем очевидна…
    И вообще, в-четвертых, вопрос стоимости – это вопрос многогранный и фундаментальный. Например, К.Маркс писал: «все нации с капиталистическим способом производства периодически переживают спекулятивную лихорадку, во время которой они стремятся осуществлять делание денег без посредства производства». Если предкризисная лихорадка (которую экономисты обычно не могут диагностировать) – это один из финансовых вопросов, то вот обозначенное К.Марксом положение: «делание денег без посредства производства» – это для очень многих весьма интересный и важный вопрос. В этом смысле важнейшую роль играет понимание капитала, которое в рассматриваемом случае включает опосредствование. (В этом смысле. марксово определение капитала в целом остается в силе, но в рассматриваемом случае акцентируется указанная К.Марксом особенность капитала, которая и позволяет говорить о рассмотрении его нового аспекта, понятого с учетом одной из гегелевских фигур умозаключения, хотя и инициированного осмыслением современной экономической действительности.) При этом обнаруживаемое свойство позволяет получение выгоды возвести в принцип (инструмента, средства труда, капитала), а не только понимать её в качестве цели (производства, сбыта) и мотива, о чем писал К.Маркс. А это – уже новые инструментальные практические подходы, что составляет предмет отдельного исследования.
    В итоге обозначаются вопросы практической экономической деятельности с учетом новоэкономических диалектических знаний, причем прежде всего о стоимости, или об исследовании и применении актуальных и принципиально новых экономических категорий и положений, которые можно и нужно использовать в качестве знаний в экономике – о новых экономических технологиях, уже обсуждавшихся на сайте.
    Однако, в-пятых, вопрос даже не в существе и объемах экономических и финансовых операций, а в том, что новое понимание стоимости ведет к новому пониманию капитала, что дает основания для изменения его применения, значит, для возможностей определенного изменения функционирования капиталистической экономики. Это не значит изменение её сути, мотивов и целей. Это значит – учет новых экономических реалий, т.е. изменение ряда регламентирующих установок, или всеми уже дано обсуждаемых «правил игры». А эти вопросы напрямую связаны с рядом положений, уже затронутых на сайте, например, с обращенным капиталом и с новой экономической максимой.
    Иными словами, обозначенный К.Марксом вопрос и его подноготная – стоимость – оказываются принципиально важным не только для деятельности экономических игроков. Вопросы стоимости в современных условиях не следует сводить только к организации более эффективного ведения бизнеса и к спекулятивным и другим финансовым операциям. Понимание стоимости важно и для актуального изменения структуры национальной стоимости и для решения вопросов максимальной нормализации экономического функционирования отдельных стран, хотя, правда, в некоторых странах экономисты занимаются неэффективными и уже долгие годы безрезультатными обсуждениями падений цен на нефть и потребительского кредитования и гаданием по поводу новых факторов. А в это время нужно было бы осмыслять и предлагать конкретные меры по укреплению и развитию экономики…
    В целом же, в-шестых, можно говорить и о влиянии экономик разных стран друг на друга и о других глобальных вопросах. Иными словами, актуальны вопросы и международной экономики.
    Актуальны и другие положения, которые можно будет обсудить с заинтересованными пользователями.


(Обсуждаться будет наиболее заинтересовавший пользователей вопрос темы.)

См. БУДУЩАЯ ЭКОНОМИКА и Вопросы социопрактики.