Сезон 2017/2018 гг. открыт!
- 17.09.17 г.
- 9772225665000 17022


Определенная задержка с началом сезона была вызвана некоторыми дискуссиями, показавшими, что экономические вопросы читателей волнуют больше, чем гносеологические. Иными словами, вопросы образования и познания, конечно же, признаваемые важными, в дискуссиях все же отходят на второй план. Но и не вопросы организации бизнеса, менеджмент и т.п., что достаточно популярно сейчас, оказались на первом месте. Попытка понять экономическое, то, что позволяет развиваться обществу или не погибнуть ему, – вот это оказалось особенно интересным людям. Однако тут нельзя обойтись без рассмотрения познания в рамках указанной темы, да и самого общества, производительную основу которого нужно рассматривать. Таким образом, желание уделить все внимание непосредственно только экономическому оказалось несостоятельным. Тогда необходимо было определить сопутствующие темы – те же гносеология, социология и т.п. Однако выяснилось нечто общее, то, что и так было ясно, но теперь было установлено как неизбежное и признанное, это – само общество, к которому относится экономика. Общество и как носитель идей, стремления познавать и т.п., и как производительная структура. Но что приоритетнее? И где тут экономическое? Обсуждения опять замкнулись на вожделенную посылку, но уже на новом кругу…
    Однако если не углубляться в сами дискуссии, то уже можно заметить, что их характер очень уж похож на указанный Гегелем момент познания, точнее – его начинания. Иными словами, разговоры продемонстрировали важную деталь: они замкнуты на себя, а не на предмет, который ускользает от них.  И дело тут не столько даже в том, что экономика не определена в науках, а в том, что не понятно, как ее определять, откуда «брать» то, с чего можно начинать, ибо с общепринятого производства начинать бесполезно – попыток было много, толку никакого. Тогда необходимо искать другие начала. Вот этот вывод и объединил всех. Хотя он и так понятен: если все существовавшие попытки ничего по существу не дали, надо начинать по-другому, не с производства.
    Тут, казалось, есть из чего выбирать.
    Во-первых, в современной политической экономии было создана новодиалектическая трудовая теория стоимости и капитала, причем с учетом современной экономической эмпирики.
    Во-вторых, было в целом переосмыслено экономическое учение Маркса, в т.ч. был исследован ряд его позиций, которые ранее не могли быть осмыслены, особенно в СССР, когда марксизм и критиковать-то было нельзя и которым ранее не придавалось значение. Более того, «Капитал» Маркса был качественно развит.
    В-третьих, появилась возможность всестороннего осмысления капитализма, т.е. не только непосредственно самой этой общественной формации, как это было у Маркса, но и её форм и возможных ее самой вариантов трансформации и развития. А понимание капитализма в его формах существования важно для осмысления как экономики, так и вариантов развития любой современной страны.  Кроме того, созданная общая теория общественных формаций определила также и идею противостояния моментов общественного развития. Более того, даже на основе материалистического понимания истории открывается понимание наивысших ценностей и целей, собственно, которые и представляют интерес для диалектики.
    Хотя, в-четвертых, и утилитарные вопросы не остаются без рассмотрения. Например, были идентифицированы новые экономические технологии, более того, они получили фундаментальную теоретическую базу. А это, в свою очередь, означает, что новые экономические технологии имеют серьезные преимущества над применением современного экономического образования, базирующегося на экономиксе и т.п., и над его многими представлениями, выводами и рекомендациями.
    Но, главное, в-пятых, достигнуто глубокое понимание труда, создающего, по Гегелю и Марксу, независимую от человека и довлеющую над ним реальность, что при осмыслении базового для текущего этапа развития цивилизации общественного отношения – капитала – привело к осмыслению развития духа при капитализме и теперь уже проявившихся наивысших целей. Это стало одной из основ новодиалектического феноменологии-духа-продолжения – учения, наиболее актуального для современной диалектики.
    И теперь для диалектики стало актуальным осмысление развития духа при капитализме, очевидно являющееся продолжением как гегелевских, так и марксовых исследований.
    А вот экономика для жизни оказалась все же вторичной – первично развитие духа...

Однако экономика оказалась вобранной в осмысление развития духа, особенно при капитализме, и выступила в особой форме – в виде феноменологического образа, о чем уже упоминалось на сайте и в некоторых наших статьях.
    Вроде бы рассуждения опять вернулись к экономике. Да, но в данном случае – уже в другом качестве. Если раньше фактически обозначилась беспомощность обычного познания, закрутившегося в клубке проблем, то теперь волнующая всех тема обозначилась в массиве развития духа, что исследуется, правда, только в диалектике – в феноменологии духа, точнее – в ее современной реализации, в феноменологии-духа-продолжении.
    Но тут более важно вот что: в указанном случае уже не сбрасываются со счетов вопросы познания и др. Они присущи духу, также как и экономика и др., и могут и должны рассматриваться в комплексе, дополняя друг друга, рефлектируя. И вот тут обозначается очевидный тезис: познание может быть распространено на экономику, и экономика может быть предметом познания. Вроде бы простейший и очевидный тезис, однако, если для наук он таким и является, то для диалектики он лишь явление, выражающее рефлектирование духа, а вот это уже – познание и массив знаний, в данном случае на экономическую тему. Иными словами, экономику можно понимать, исходя из соответствующего феноменологического образа духа, причем в русле его собственных трендов и рефлектирования, в т.ч. познания.
    И все важные для диалектики моменты оказываются увязанными и присущими, в то время как для наук требуется обозначить цели, найти начала, выбрать методы и программу исследования и т.д. – а они у каждого ученого свои, т.е. единства исследований в науках быть не может, разве что в смысле подчиненности некоторому распоряжению или финансированию…

Таким образом, обсуждение экономики в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА будет продолжено, быть может, даже будут представлены моменты ее новодиалектического исследования.
    Однако надо учитывать однажды уже сказанное: производительное развитие общества и экономика (как было сказано – через соответствующую ипостась духа) изучаются в современной диалектике не только для осмысления прогрессивного развития общества, уменьшения кризисности его развития и т.п., в том числе в раскрытии политэкономических и экономических положений, – это все делается ради основной цели диалектических исследований, в обеспечении ее самой раскрытия и достижения. А этой целью является осмысление субъективного духа, или развитие диалектического учения о субъективном духе, или понимание человека и его совершенствование. Значение учения о субъективном духе, в свою очередь, архиважно для понимания жизни, человека и далее ряда соответствующих положений, указанных Платоном и Гегелем и объективизированных в современной диалектике. Вот так: в диалектике изучение экономики в частности и развития общества в целом осуществляется для понимания человека, смысла его жизни, его предназначения, его реальной жизни, ее существа и его реального будущего. Собственно, этому и служит диалектика. Иными словами, даже изучение экономики и перспектив цивилизации осуществляется в диалектике во имя вечного духа человека, а не ради преходящих мирских потуг человека или даже потуг всего человечества, все равно рано или поздно превращающихся в прах...


Б. С учетом сказанного текущий сезон будет особым, с одной стороны, в методологическом плане, а, с другой стороны, качественно.

В смысле методологии или совокупности вопросов и форм изложения материалов сайта надо отметить следующее.
    Во-первых, необходимо изложить определенный объем информации, который стал очевиден по итогам предыдущих лет. Однако теперь вопрос стоит в идентификации особого положения – сути экономики.
    При этом, во-вторых, потребуется обсуждение некоторых частных вопросов, что согласуется с исследованием отдельных проблем, и некоторых отдельных специфических диалектических позиций, которые потребуется выделить из единого диалектического массива, но обсуждать будет лучше с учетом отдельных критических положений (и отзывов читателей).
    В-третьих, в материалах этого сезона будут изложены и обсуждены некоторые элементы летних дискуссий и комментариев пользователей и оппонентов. Эти положения будут акцентироваться по ходу изложения материалов сезона в различном виде.
    В-четвертых, определенное внимание будет уделено практическим вопросам, в т.ч. новым экономическим технологиям: уж очень много вопросов и предложений поступает.
    Указанные и другие аспекты ведут к реализации особой формы изложения диалектических знаний, уже указанной ранее на сайте. Для нее будет важна методологическая обкатка, что тоже можно считать еще одним фактором особой формы изложениям материалов сайта в этом сезоне.

В смысле качества темы следует указать следующее.
    Во-первых, будут рассмотрены некоторые вопросы алгоритмизации современного диалектического познания: тут придется рассмотреть ряд вопросов, во-первых, категориального аппарата современной диалектической философии, во-вторых, ее системы логик и, в-третьих, программирования. Только вот в каком виде и когда те или иные вопросы будут рассматриваться – покажет ход обсуждений.
   Во-вторых, будет осуществляться продолжение развития и детерминации  созданной в современной диалектической философии новой объектно-ориентированной программистской парадигмы, в т.ч. для интенсификации обмена знаниями. Это не просто парадигма и соответствующий язык программирования, это часть довольно-таки большой темы современных диалектических исследований, не имеющих аналогов в науках даже в концептуальном смысле.
    В-третьих, будет исследоваться и учитываться заинтересованность пользователей, которая, как было показана выше, обладает признаками диалектичности, что и нужно будет использовать; это также нужно и для понимания используемых форм проекта ДИАЛЕКТИКА, в т.ч. для реализации дискуссий.

И в конце концов приходиться отдельно указать на то, что вопросы алгоритмизации познания, включая использование ряда форм программирования, оказываются существенными. (Но если для современного диалектического познания это уже обыденность, то для представителей общественных наук это представляет определенную сложность, так как владение программированием оказывается простой необходимостью, просто навыком, который должен быть развит на достаточно хорошем уровне.) В этом смысле упрощается не только общение в Сети,  в  т.ч. при помощи Интернет-позиционирование «ДИАЛЕКТИКА», что важно для интенсификации познания (старый бумажно-библиотечный вариант уже отходит в прошлое, по крайней мере, он не эффективен), но и само познание, которое уже может использовать эффективные компьютерные средства, что уже делается в диалектике, главное, накапливать актуализированные варианты и решения для последующей обработки, а не пропускать (забывать) их.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что в этом сезоне будет предпринята попытка рассмотреть предметные вопросы на новой основе и на базе новых методов и возможностей познания и их обеспечения.


Желаем всем удачи, плодотворного сотрудничества и хороших результатов!


См. «Исключительность познания СДФ».