История диалектики. Общие положения.
- 03.03.08 г. -


А. История диалектики – достаточно объемный и многоплановый вопрос, более того, уже в своем концептуальном значении достаточно искаженный материалистическими представлениями.

    К тому же следует учитывать следующее.
    Если говорится о собственно диалектике, то в этом смысле придется говорить об онтологии мира.
    Если говорится о диалектической философии – о диалектической философии Гегеля и о современной диалектической философии, то затрагиваются не только их гносеологические вопросы и содержания, но и те исторические мистерии, которые связаны с указанными системами знаний. Эти вопросы исследуются в истории диалектической философии, а также обозначаются в соответствующих Разделах сайта – «Диалектическая философия», «Философия Гегеля» и «Современная диалектическая философия». 
    Если говорится о диалектической теории познания, то тут вопрос искрит неизбежным противоречием. Дело в том, что диалектика, как теория познания, есть гносеология только диалектической философии – всеобщая гносеология, которая на современном этапе развития диалектического познания представлена рядом направлений. При этом теория познания диалектического материализма, несправедливо называемая диалектикой, не только не отражает диалектических принципов познания, но и противна им, значительно исказила их, что до сих пор не признается (замалчивается) философскими науками. (Вопросы этого обозначены также в отдельных статьях «Диалектика в СССР» и «Диалектика в устаревающей философии».)
    Таким образом, говоря об истории диалектики, следует, во-первых, видеть указанные различия, и, во-вторых, все же говорить об истории и о развитии диалектических принципов познания (понимая, что они нашли свое реальное и системное отражение только в диалектической философии – в философии Гегеля и в современной диалектической философии).

В настоящей статье речь пойдет об общих вопросах истории диалектики – об общей истории актуализации и использования диалектических принципов познания.

Б. До актуализации философии Гегеля под диалектикой, несмотря на учение Платона, в основном понималось то некоторое, что из нее следует, хотя элементы диалектического развития мира и диалектического познания были присущи разным системам познания и учениям. Но не диалектика (как гносеология)!
    До появления философии Гегеля диалектика понималась в субъективном смысле – путь познания, поиск истины людьми, и, понятно, что в силу различных толкований своего существа и путей реализации познания, диалектика была эклектична и имела относительное значение.
    Истинный смысл диалектики и демонстрация превосходства диалектического познания над научным были явлены в великой философии Гегеля, так до сих пор и не понятой до конца (на то – много причин).

В. Обычно диалектикой называют умение вести беседу и достигать истины путем раскрытия противоречий, в первую очередь, в аргументах противника. Этот, как считается, диалектический способ мышления был применен к познанию явлений природы, как результатов развития противоречий в ней и взаимодействия противоположных сил. 
    Многие, в силу диалогов Платона, диалектику, как умение вести беседу и находить смыслы, истину, приписывают Сократу, кто-то - самому Платону. 
    Но диалектика - это совсем не диалог или умение его вести, хотя диалог - это одна из форм диалектического познания, в своем простом виде известная издавна.

Еще Зенон Элейский защищал аргументы Парменида путем нахождения противоречий в доводах собеседников, и именно его Аристотель назвал родоначальником диалектики. Это значительно повлияло на понимание диалектики в неверном смысле.
    Другие зарождение диалектики обычно связывают с Сократом.
    Термин «диалектика» в смысле метода философствования, когда в ходе беседы находятся и снимаются ложные представления, в результате чего доказательно устанавливаются искомые понятия, впервые, как часто говорят, применил Сократ. Диалектикой стал называться, по сути, метод, которым пользовался Сократ для определения понятий. Но это всего лишь метод, а не диалектика.

Первая диалектика (учение) – это диалектика Платона (хотя диалектика зародилась задолго до него, можно говорить о том же Гераклите, но на самом деле диалектика зародилась еще раньше, но это уже отдельный, наднаучный вопрос).

Диалектика Платона определяется уже точно и однозначно – как знание (т.е. учение) о различении по родам (Софист, 253 с-е), предназначенное для достижения сущности каждой вещи (Государство, VII, 534 b), т.е. для постижения понятия, нахождения общего определения. 

Кант, по словам Гегеля, уже в Новое время освободил диалектику от видимости произвола, отвел диалектике более высокое место, и эта сторона его философии принадлежит к величайшим его заслугам [1. Т. 5. С. 35]. По Канту, диалектика – способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях.

Гегель дал всеобщее понимание диалектики, в частности, определил ее как высшее разумное движение, которое, несомненно, может преобразоваться, например, в субъективном духе в истинное познание – в диалектическое познание, что наглядно доказано наличием философии Гегеля. 

Затем прошел временной отрезок диалектического материализма.

И настала эра современной диалектической философии.


Г. Еще в глубокой древности мыслители исходили из таких представлений о мире, как противоположности, противоположности покоящегося и изменяющегося, покой и непрерывные процессы изменения и становления. Поэтому справедливо считается, что в своей простой форме диалектика, как учение о развитии природы, зародилась еще в древности. Известны примеры рассуждений, например, Лао-цзы, который учил, что мир состоит из мельчайших частиц и подчинен естественному закону (Дао). Известны и ближневосточные представления о противоположностях, движущих мир, и о вечном изменении мира (например, учение Заратустры).
    Но к первым стихийным диалектикам часто относят Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Анаксагора, Эмпедокла, Демокрита и Эпикура, хотя не все они таковыми были. Однако следует сказать, что Анаксимандр осмыслил отношение одного и многого, представлял, что вещи возникают из единого первоначала (апейрон) в силу имеющихся в нем противоположностей.
    Гераклит, который считается первым диалектиком (это не так), указал на взаимодействие противоположностей (хотя это положение было известно и до него, например, у Заратустры) и всеобщую смену явлений, которыми он объяснял все изменения в природе. Гераклит утвердил принцип всеобщности и неотвратимости изменения всего, это пояснял известным примером о том, что в одну и ту же воду реки нельзя войти дважды. Взаимодействие противоположностей Гераклит называл всеобщим логосом (законом). Но поскольку космос мыслился как завершенный и единый, то противоположности мыслились воплощающимися друг в друге (огонь в воздухе, воздух в воде, вода в земле, и обратно; хотя и эти преобразования были известны до Гераклита), движение мыслилось по кругу, без порождения чего-либо нового. Отсюда и появилось утверждение о тождестве противоположностей, вплоть до того, что добро и зло – одно и то же.
    Первое методологическое понимание диалектики было в методе философствования Сократа, основанном на вскрытии противоречий в мышлении, которые ведут к ложным следствиям и которые, соответственно, необходимо исключить во избежание ложных выводов. Для Сократа целью познания было понимание, в первую очередь, идеи добра, которое он понимал как красоту и истину (при этом красота, по Сократу, есть добро и истина). Сократ гениально предвосхитил утверждение о движении познания, более того, определил, что поиск истины на поле философских изысканий связан с нравственным и эстетическим идеалами. 
    По существу,  диалектика Сократа (которую можно понимать и как знание, учение) призвана разделять предметы по родам и устанавливать свое общее в каждом роде различенных предметах – находить общие определения (групп) предметов. Это достигается в ходе беседы за счет использования вопросов и ответов для получения рассогласования (мнений) – противоречий – при выяснении общего. (Тут следует отметить, что противоречие является существом отрицательной диалектики, а вот составление определения образует существо положительной диалектики.)
    Первая диалектика – это диалектика Платона.
    Платон определил исключительную, нерациональную форму мышления, в которой самодвижение мысли организуется себя-тождественными и взаимно определенными идеями. Главное в таком мышлении – это движение вслед за истиной (до Гегеля это было непревзойденным достижением, при этом оставшимся обсуждаемым, но недостижимым для рациональных или экзистенциальных современных философских наук).
    Диалектику Платон представлял как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно. Платон определяет диалектику в ряде своих диалогов («Софист», «Парменид» и «Государство»), как искусство сочетания родов и как очищенную от образов мысль. 
    В диалектике Платона различаются положительный и отрицательный моменты. А так как Платон понимает диалектику как положительную, то его метод становится двухстадийным: сначала происходит восхождение от низших понятий к высшим, нахождение идеи за счет подведения под нее разных вещей, а потом осуществляется нисхождение к низшим понятиям, определение видов, что Платон связывает с проверкой гипотез. Диалектический метод, согласно Платону, возводит предположения к самому началу для того, чтобы потом утвердить их.
    Заслугой Платона, по мнению Аристотеля, было установление того, что общие определения имеют своим предметом не постоянно изменяющиеся чувственные вещи, а нечто другое – идеи, в приобщении к которым существует все множество вещей. Но все это – все же лишь различия диалектики в субъективной идее. Более того, надо помнить, что основные моменты диалектической гносеологии, а также понятие борьбы противоположностей, были сформулированы Гераклитом Эфесским, жившим раньше Платона.
    Диалектика Платона – это субъективная диалектическая гносеология представлений, восходящих, правда, во всеобщность, и которая имеет диалектические принципы. Как определил Гегель, диалектика Платона – это (всего лишь) логическая философия, так как идеализованное стало единственной реальностью, более того, не было выявлено движение чистых понятий. 
    И хотя диалектикой Платона была обоснована необходимость и достаточность категорий для построения общей картины мироздания, но эти категории надо (было) еще раскрыть, выстроить в систему, позволяющую не только увидеть картину мира, но и понять его. (Вот где необходима объективность диалектики, что есть только у Гегеля.)
    Диалектика Платона – это преамбула истинностной диалектики (Гегеля): познанная в чистых понятиях абсолютная сущность и изображение этих понятий, хотя еще не самодвижение понятий и не в себе деятельность самого себя мышления.
    Аристотель рассматривал понятия в их взаимосвязи, характеризовал категории как переходящие друг в друга, что позволило ему формализовать отношения категорий и заложить основы формальной логики. Аристотель впервые поставил проблему изменения, как проблему развития, т.е. диалектика Аристотеля была существенна в изучении причин порождения вещей. По Аристотелю, развитие есть такое изменение, в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему (! – вот что навеки было потеряно в последующих философских исследованиях, но было восстановлено Гегелем), но при этом утверждалось, что развитие порождается активностью присущей вещам формы. Однако методом познания философии Аристотеля была аподиктика.

В Новом времени диалектические моменты познания в своей наивной форме стали появляться в рассуждениях многих мыслителей.    
    Еще в начале XV в. Н. Кузанский говорил о совпадении противоположностей, о бесконечности Вселенной, о том, что все в природе находится в вечном движении. Дж. Бруно говорил о том, что если требуется познать тайны природы, то необходимо в ней рассматривать минимумы и максимумы противоречий и противоположностей.
    Диалектические моменты воззрений были в исследованиях Коперника, Декарта, Лейбница, Спинозы, Дидро, Руссо и других мыслителей, но которые сводятся, в основном, к признанию движения и изменения материи и единства некоторых противоположностей. Стоит отметить следующие моменты. Декарт утверждал самостоятельность развития природы, обозначил переменные величины для математики. Лейбниц обозначил принцип самодеятельности и связь единичного и всеобщего, учил о непрерывности развития и о появлении нового, как единства противоположностей. Спиноза обозначил положения единства свободы и необходимости, а также конечного и бесконечного. Хотя самым главным было, пожалуй, то, что Руссо и Вольтер развили идеи развития общества, максимально подойдя к его диалектическим принципам.
    Но для познания и отыскивания истины все более принималась формальная логика, которая противопоставлялась простой риторике, диалогу, что было большим достижением познания в средние века, однако, с другой стороны, формализация познания уводила от его диалектических принципов.

Вопрос о зачинании диалектического познания поставил Кант. Как указал Гегель, Кант отвел диалектике более высокое место, и эта сторона его философии принадлежит к величайшим его заслугам; Кант он освободил диалектику от видимости произвола (в частности, понимания как диалога)… [1. Т. 5. С. 35]. Именно в этом главная философская заслуга Канта, а не в тех теоретических положениях, о которых обычно пишут. (Кстати, антиномии означают совсем не то, что обсуждают философские науки.) В философии Канта диалектика относится уже не объектам и к предметам, а к познанию.

Развернутую систему диалектики создал Гегель
    С философии Гегеля начинается диалектическая философия. (История диалектической философии составляет особый предмет теории диалектической философии, исследуемый в отдельном разделе современной диалектической философии.)
    Относительно диалектики в философии Гегеля в данной статье отметим, пожалуй, только то, что он определил самоконструирующий себя путь познания, указал на универсальные связи мира, познания и мышления, определил категории мышления, создал систему понятий диалектики...
    Но следует учитывать, что Гегелю обычно приписывают абсолютно несвойственные его философии положения, главными из которых являются следующие: якобы мышление является творцом действительности, якобы субъектом развития является только идея, якобы существуют "законы диалектики", якобы диалектика не распространяется на природу, и еще был сделан преднамеренно неверный вывод, значимо действующий на приступающих к изучению философии, о том, что якобы система Гегеля имеет противоречие с его методом! Для нападок на философию Гегеля у оккультистов, материалистов и атеистов имелось слишком много причин...

В России диалектические воззрения был присуще не собственно философским изысканиям, а естественнонаучным и социальным исследованиям. Так Ломоносов открыл закон сохранения материи и движения, указал на взаимную связь явлений природы, сделал попытку объяснения эволюционного изменения земной поверхности. Менделеев открыл критическую температуру, что имело значение для понимания изменения агрегатных состояний веществ, открыл периодическую систему элементов и др. Белинский, Герцен, Добролюбов и Чернышевский  говорили о вечном развитии, о переходе от низших форм к более совершенным, о возникновении нового как отрицании старого, что позволило сделать выводы о неизбежной гибели крепостнического строя и о развитии новых общественных отношений.

Однако особое значение как для мистификации диалектического познания, так и, одновременно, для богатого его развития в рациональной плоскости имела диалектика в исследованиях Маркса, которая была сведена к рациональности диалектики и возможности ее материалистического представления, а также к ее использованию для решения конкретных задач. Это привело к созданию К. Марксом принципов и основ диалектического материализма. Одними из главных достижений К. Маркса на основе рационализации диалектики были 1) формирование материалистического метода на основе учета историчности событий и их логической интерпретации, 2) понимание закономерности развития природы и общества и 3) раскрытие диалектики буржуазного общества, изложенной в непревзойденном до сих пор труде «Капитал».
    Необходимо отметить, что диалектика К. Марксом не понималась в собственном смысле, объективно, более того, признавалась единственность рационально-материалистического представления диалектики. Поэтому диалектика К. Марксом понималась как материалистическая теория познания, каковой и осталась в понимании материалистов.
    Особо нужно отметить, что К. Маркс не только усекал и обезображивал диалектику, но и хотел перевернуть ее [2. Т. 23. С. 21], т.е. окончательно выхолостить духовную основу ее познания, свести диалектику к служению атеизму (но, в конце концов… загнил советский диалектический материализм, что не случайно).

Более объективное и гносеологическое понимание диалектики было в трудах В.И. Ленина.
    В.И. Ленин однозначно указал на то, что «диалектика не в рассудке человека, а в «идее», т.е. в объективной действительности» [3. Т. 29. С. 181], причем было зафиксировано то, что идея отлична от сознания.  (Эти положения были искажены и сняты у К. Маркса, что и привело к только рационально-материалистическому пониманию диалектики и последующему искажению диалектического материализма в СССР.)
    С другой стороны, В.И. Ленин абсолютизировал а) «борьбу» противоположностей, хотя умолчал о том, что она не всегда выражается в противоборстве классов, и б) скачки социального развития – революции. Однако если принять его размышления как целевые гносеологические частные применения диалектики к решению конкретных задач, то следует признать, что эти выводы 1) для некоторых условий имеют колоссальные значения и составляют особое поле исследований, 2) были реализованы в построении первого в мире социалистического государства, угробленного безграмотной элитой ЦК КПСС.

Интересным фактом является развитие ленинских диалектических воззрений в трудах Сталина, который, в частности, явно противопоставил диалектическое познание метафизике и указал на необходимость преодоления конфликта производительных сил и производственных отношений при социализме путем регулирования производственных отношений (последнего в СССР сделано не было).

Диалектические положения трудов К. Маркса и В.И. Ленина в СССР с течением времени были искажены и выхолощены (см.: «"Диалектика" в СССР»), рассуждения о диалектике и диалектической логике были сведены к формальной логике. Из-за отсутствия исполнения указаний основателей учения, диалектический материализм был догматизирован и канул в Лету. В конъектурным противостоянии многих ученых, гнавшихся за регалиями, была утерена наука, и образовался советский диалектический материализм, похоронивший возможность осмысления развития социалистического государства; и СССР без понимания развития был обречен...

За рубежом осмысление диалектики в ХХ в. проводилось, в основном, в двух направлениях. Первое было сведено, фактически, к левогегельянству, к бездумному восхвалению заслуг философии Гегеля, но не имело никаких собственных развивающих положений. Второе сводилось к попыткам понять диалектику в рамках тогда существовавших рационалистических парадигм, что, очевидно, имело в своей основе методологическую ошибку. Даже такие выдающиеся умы, как Хайдеггер и Сартр, зачастую недопонимали гегелевские категории и рассуждения, выдавали свое собственное их понимание за гегелевское и… приходили к негативным выводам. Например, Сартр в своей книге «Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии» пишет, что Гегель «в "Логике" он как раз исследует отношения бытия и небытия и называет эту логику "системой чистых определений мышления"»; явно были спутаны категории «ничто», осмысленное Гегелем, и «небытие», по недоразумению обсужденное Сартром, что не могло не привести к неверным выводам относительно философии Гегеля.

Вообще, искажение моментов диалектической философии, как преднамеренное, так и в силу непонимания часто присутствует как в критических трудах, так и, тем более, в атеистических (материалистических) трудах.

В начале XXI в. диалектика за рубежом практически не исследуется, а состояние не только диалектики, но всей системы философских наук в современной России таково, что сейчас многие видят фактический бег на месте современной российской философии. Наиболее пагубным является то, что в современных Вузах вопросы, касающегося диалектического познания преподают, в основном, те, кто ранее пропагандировал научный коммунизм и диалектический материализм…

Остается добавить, что каких только представлений о диалектике и о ее методах нет в современных философских науках: и искусство диалога, и учение о развитии, и учение о борьбе противоположностей, и метод «тезис-антитезис-синтез», и метод отрицания отрицания… Много чего было придумано (в т.ч. для обоснования деградирующего диалектического материализма, для диссертаций и т.д.), ибо не было понимания диалектики, и была произведена подмена диалектики на метафизические «законы», атеистическое понимание и формальную логику (см. «Диалектика в устаревающей философии»)*…

Но теперь диалектическая философия, когда опять появилась острая необходимость в ней, со всей неизбежностью актуализируется сызнова: 1) но уже на новом, более высоком уровне – на уровне феноменологий идеи, 2) как всегда, в исторических перипетиях и, главное, 3) в борьбе за право людей быть в духе и получить (теперь даже рассудочную, аналитическую) возможность понять, что есть спасение: сегодня актуализируется современная диалектическая философия, и свою миссию диалектическая философия будет выполнять…


ЛИТЕРАТУРА.
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. – М;Л.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - М.
3. Ленин В.И. Полн. Собр.Соч. - 5-е изд. - М.

Продолжение: « "Диалектика" в СССР»

См. «Диалектика», «Диалектика: резюмирующие положения»,
«Диалектика в устаревающей философии», «Диалектика в Новейшей философии»
[«История диалектической философии»]

См. дополнительно:
«Диалектика в исследованиях Маркса»
«Советский диалектический материализм»
«Пролог современной диалектической философии»
«Высшая диалектика»
«Исключительное познание современной диалектической философии».