Современная диалектическая философия, даосизм и гностицизм: противоположные аспекты начала.
- 17.05.08 г. -

Согласно даосизму, инь и ян имеют внутри себя зачаток противоположного начала*, причем отрицательным считается женское начало (инь): 
 а) инь – пассивное, отрицательное женское начало, тьма, спокойствие, [изначальные] воды…;
 б) ян – агрессивное, положительное мужское начало, свет, громкий звук, огонь…;
 в) имеющее отрицание – инь [отрицательное], следует раньше ян, символизирует изначальную Тьму [хаос] перед появлением [Света] творения – ян.

Согласно диалектической философии, чистых инь и ян нет, но это не означает то, что они имеют каждое внутри себя зачаток противоположного начала, хотя эта древняя восточная догадка приближает к существу вопроса. 
    Согласно современной диалектической философии, во-первых, ян(диал.) и инь(диал.) определяются безотносительно и конструиктивно* и, во-вторых, ян(диал.)  – отрицательное мужское начало, а инь(диал.)  – положительное женское начало* (в т.ч. по причине того, что отрицательность не может соответствовать пассивности):
 а) инь(диал.)  – положительное, пассивное женское начало, тьма, тень, вода…;
 б) ян(диал.)  – отрицательное, действенное мужское начало, свет, проблеск, огонь…;
 в) и не ян следует за инь, а ян(диал.) следует раньше инь(диал.), так как символизирует изначальный Свет, а тьма появилась потом*.
    В диалектической философии ян(диал.) и инь(диал.) не имеют никакой мистической подоплеки или смысловой нагрузки, рассматриваются как оперативные определения и идентифицируются, скорее, для типового и свойственного познания моментов знаний, языков и схем противоположных систем: даосизма и гностицизма. В этом смысле актуальной оказалась реконструкция моментов древних знаний через оппозиции их элементов и изучаемых в диалектической текстологии символов соответствующих древних языков (в первую очередь, египетского, иврита и китайского), положившая основы свойственной когнитивной реконструкции элементов и структур базовых и потаенных знаний противоположных систем. 
    Однако в эзотеологии Новейшей философии имеются специфические понятийные трактовки ян(диал.) и инь(диал.).

Гностицизм [точнее, древний гностицизм]** имеет для себя свои проявления инь(гн.) и ян(гн.) и их собственные понимания и определения, но [в конкретном позиционировании] идентифицируемые не в качестве аспектов.

И вроде бы незначительны отличия приведенных определений инь и ян, но именно из-за них даосизм познавательно отстал от антагонистических друг другу гностицизма и диалектической философии, имеющих наиболее полные и мощные системы знаний.

Диалектическая философия отделена Рубиконом от находящихся по другую его сторону гностицизма и даосизма, хотя, благодаря матрице философии Гегеля, может продуктивно взаимодействовать с их структурами и знаниями.

* Положения, помеченные знаком «звездочка» (*), будут раскрыты несколько позже, после изложения материалов ряда областей познания Новейшей философии.
** Гностицизм - это не территориальные гностицизмы I в. до н.э. и последовавшие оккультные и сектантские учения, а вневременная система знаний, известная не только в указанных проявлениях.

Дополнение.
На основе различий инь и ян в указанных трех системах в современной диалектической философии древняя восточная система И Цзин была сопоставлена с соответствующей гностической системой, на основе чего были получены новые когнитивные и системно-структурные диалектические положения.

См. «Эзотерика (и эзотерическое)» и «И Цзин (история и гносеология)»

[«Изначальность» и «Инь и Ян», а также «Когнитивная реконструкция», «Гностицизм», «Каббала», «Хагия», «Андрогин»]