Диалектическая логика - теория диамата*.
- 14.12.09 г. -

До сих пор нет понятия диалектической логики; возможно, ситуация будет прояснена, если в немецкоязычных трудах или черновиках Гегеля найдется этот термин...
    А, рассматривая вопрос в его исторической ретроспективе, пока можно сказать, что термин «диалектическая логика» появился в марксистско-большевистских кругах (формально, впервые его применил в своих черновиках Ф.Энгельс) и был использован для обозначения одной из советских теорий.

Диалектическая логика – порождение советского диалектического материализма середины ХХ в., формировавшееся с претензией на материалистическую теорию познания, включающую логические и диалектические аспекты.
    Но позже, особенно в последнее время, появились различные опусы и профанации под названием «диалектическая логика» или с использованием этого термина: то ли кто-то хочет труп диамата реанимировать, то ли это, столь магическое словосочетание так сильно действует на слабые (или нездоровые) психики, что их обладатели свои придумки начинают соответственно именовать*.

 А. В.И. Ленин указал, что «В «Капитале» применена к одной науке логика, диалектика и теория познания (не надо 3-х слов: это одно и то же)…» [Ленин В.И. ПСС. – 5-е изд. – Т. 29. С. 301]. «В таком понимании логика совпадает с теорией познания» [Там же. С. 156]. Поэтому в СССР логика, сращиваемая с диалектикой, могла и стала пониматься как теория познания. 
    При этом В.И. Ленин сформулировал основные принципы диалектической логики: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), изменении... В-З-х, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х, диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»... » [Ленин В.И. ПСС. Т. 42. С. 296]. 
    Однако какого-либо описания диалектической логики у Ленина не было
    Так как были цитаты Ленина, то в СССР начиная уже с 20-х гг. прошлого столетия стали осуществляться попытки разработать логику, основывающуюся на диалектических представлениях. Однако кроме общих утверждений ничего не было, дело так и не сдвинулось с места, а потом  вопрос встал вообще о некой «конкретной диалектике» как учении о партийности философии, коммунистическом строительстве и т.п. Поэтому разработки логики, основывающейся на диалектических представлениях, прекратились. А в начале 50-х гг. говорилось уже о том, что признание диалектической логики есть нож в спину диалектического материализма [Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. М. 2006. С. 12], и это не смотря на то, что В.И.Ленин говорил о том, что необходимо переходить (используя его термины [Ленин В.И. ПСС. Т. 42. С. 288]) от «логики формальной или схоластической» к «логике диалектической».    
    После смерти Сталина обстановка в СССР кардинально изменилась, в том числе на философском поприще.  
    На основе указанных В.И. Лениным положений Э. Ильенковым была осуществлена попытка создать особую логику, воплощающую научные советские чаяния середины XX в. 
    Так впервые в истории была обозначена диалектическая логика как теория (а не в качестве разговоров о чем-то), которая, однако, высветила лишь проблемы недопонимания советскими учеными и науками диалектического познания и, что немаловажно, трудов Маркса и Ленина (быть может, поэтому СССР, строившийся на диалектико-марксистских принципах, долго не просуществовал).

 Б. В целом до работ Э. Ильенкова о диалектической логике, за исключением признания этого термина и ее ленинских принципов, было известно не более того, что «в своей «Науке логики», равно как и в так называемой «Малой логике», Гегель разработал во всех подробностях систему диалектической логики, подвергнув критике логику формальную и подняв тем самым наше научное мышление на новую, более высокую ступень» [см. вступительную статью к первому тому Сочинений Гегеля: Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 1. С. V]. Однако диалектическая логика Гегелем в его труде «Науке логика» не определялась, о ней вообще ничего там не говорилось. Поэтому даже во вступительных статьях первого тома собрания сочинения Гегеля (после приведенной цитаты) говорилось лишь о логике как о науке о мышлении, начиная с разграничения естественной и научной логики и завершая критикой внезапно определенной по ходу текста гегелевской логики, которая и понималась в качестве логики в соответствии с трудом «Наука логики»…
    Иными словами, во-первых, в качестве логики в соответствии с трудом «Наука логики» до Ильенкова понималась гегелевская логика, правда так и не определенная, а, во-вторых, никто до него не занимался проблемой диалектической логики по существу.

Ильенков в ряде своих работ дал исторический анализ развития логики, обозначил ее проблемы, досконально разобрал те титанические усилия, которые предприняли Кант, Фихте и Шеллинг для решения обозначившихся в их времена (но существенных и по сей день) парадоксов и тупиков в развитии логики (кстати, так и не преодоленных и по сей день).  
    При этом Ильенков показал некоторые аспекты того, как и за счет чего многие возникшие проблемы в логике были решены Гегелем, но эти достижения были не поняты и забыты. Однако тут важно то, что в своих работах Ильенков строго различил гегелевскую логику и диалектическую логику. 
    Ильенков по-своему обозначил предмет гегелевской логики. Но сразу же указал, что «подобное понимание совершенно неприемлемо для традиционной логики», для наук (в которых ни тогда, ни сейчас нет понимания, определения и описания гегелевской логики). Тем более что в науках не может быть понимания «объективных законов субъективной деятельности», ибо это для материалистов просто нонсенс (в частности, гегелевской логике, правда, опять же без всякого определения ее самой, приписывают линейность (ее) построения, структуры).
    При этом Ильенков, согласно ленинской традиции, указал, что «единственный путь к действительному критическому преодолению гегелевской концепции мышления лежал только через революционно-критическое отношение к миру отчуждения, т.е. к миру товарно-капиталистических отношений». 
    Вопрос тут не только в формально-обязательном в те времена признании заслуг Маркса и Ленина. Вопрос в том, что Ильенков взял наиболее действенные моменты их учений и применил их к определенному (материалистическому) пониманию логики. В частности, он показал, что «логика занимается выяснением и систематизацией объективных, не зависящих от воли и сознания людей форм и закономерностей, в рамках которых протекает человеческая деятельность, как материально-предметная, так и духовно-теоретическая. Исходя из такого понимания, Маркс, Энгельс и Ленин установили, что именно диалектика, и только диалектика, есть действительная логика, в согласии с которой совершается прогресс современного мышления. Именно она и действует в «точках роста» современной науки, хотя бы этот факт и не сознавался в полной мере самими представителями науки. Вот почему логика как наука совпадает (сливается) не только с диалектикой, но и с теорией познания материализма. «В «Капитале» применена к одной науке логика, диалектика и теория познания [не надо 3-х слов: это одно и то же] материализма...»  категорически сформулировал Ленин».
    Ильенков повторил за Лениным то, что логика и теория познания ни в коем случае не две разные науки, логика не часть теории познания, а логика есть теория познания и сливается с диалектикой. 
     В результате Ильенков установил, что можно, говоря его словами, соединить диалектику как подлинную схему развивающегося знания и логику как систему правил мышления вообще. Это не гегелевская логика, это – диалектическая логика в интерпретации Ильенкова. 
    Содержательно Ильенков определил, что диалектическая логика имеется как всеобщая схема деятельности, творчески преобразующей природу, и как всеобщая схема изменения любого естественно-природного и социально-исторического материала, в котором эта деятельность выполняется и объективными требованиями которого она всегда связана.
    Так впервые Ильенковым была концептуально определена диалектическая логика.

Диалектическая логика, по Ильенкову, есть «не только всеобщая схема деятельности, творчески преобразующей природу, но одновременно и всеобщая схема изменения любого естественно-природного и социально-исторического материала, в котором эта деятельность выполняется и объективными требованиями которого она всегда связана» [Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. Введение; см. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000747/st000.shtml ].

Но диалектическая логика предстала в качестве большевистско-советской теории познания и преобразования мира, базирующейся на положениях В.И. Ленина, хотя, надо учитывать, «диалектическая логика» – просто название, так как соответствующее понятие до сих пор не раскрыто.
    Можно и так сказать: пока все что-то говорили про диалектическую логику, подспудно приписывая ее Гегелю, Ильенков ее создал на основе указанных В.И. Лениным положений.

 В. Могут возникнуть вопросы о правомерности наименования обозначенных Ильенковым концепта и теории термином «диалектическая логика», однако, с одной стороны, никто из исследователей так и не привел ссылок на этот термин в трудах Гегеля, а без такой ссылки говорить о диалектической логике Гегеля нельзя. То, что логика Гегеля – диалектическая, это как бы понятно, но к термину «диалектическая логика» и к теме отдельной теории, называемой «диалектическая логика», это не относится, так как оговаривает лишь признак логики философии Гегеля и гегелевской логики. Да и сами логика Гегеля и гегелевская логика до сих пор в науках так и не определены. А если кто-то что-то хотел Гегелю приписать или дать определение за него, так это все чьи-то личные желания, мнения. Если даже этим термином и хотели назвать что-то гегелевское, то все равно это «что-то» надо было бы определить. 
    С другой стороны, до Ильенкова никто не называл свою теорию «диалектической логикой», а все лишь давали некоторые пояснения вокруг этого термина, что-то подразумевая о его происхождении и содержании. Однако главное тут также и то, что и до Ильенкова этот термин использовали люди, так или иначе связывавшие себя с большевизмом или коммунизмом, философским инструментом теоретических изысков которых является диамат.
    Итак, диалектическая логика – теория диамата.

Таким образом, термином «диалектическая логика» идентифицируется теория диамата (повторим, пока у Гегеля, вдруг, не обнаружат такое словосочетание).

 Г. После Ильенкова многие бездарные горе-ново-логики, которые не смогли придумать даже эксклюзивное название своим опусам, стали использовать термин «диалектическая логика» для называния своих придумок и профанаций. 
    Это неудивительно, так как диамат и после прекращения своего существования опосредованно  влияет, особенно на людей со слабой психикой.
    А наименования горе-ново-логиками своих теорий «диалектической логикой» просто смешны (если не вызваны психическими расстройствами), так как такие вот горе-ново-логики, во-первых, сразу же показывают (и признают) как свою малообразованность, так и теоретическую несостоятельность (например, не могут доказать «диалектичность» своих теорий), а, во-вторых, даже взывая к останками диамата, они никак не могут встать вровень с ними и, тем более, подняться на уровень, более высокий по отношению к своему теперешнему...


* В текущей (третьей) версии сайта приведено новое название статьи.
** Существенность второго варианта подтверждается низкопробной пропагандой (по крайней мере, заявлениями об этом) той или иной новой «диалектической логики».


Примечание: Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.,  1984; см., напр., http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000747/st000.shtml


См. «Диалектическая логика. Различные понимания»,
«Диалектическая логика: итоги «развития»,

а также  «Противоречие и противоположности: субъективные эквилибристики»,
«Некоторые характеристики логических искажений - 1»


Обсуждения: http://community.livejournal.com/all_discussions/13199.html