Необходимость обновления логики.
- 06.03.11 г. (Редакции: 19.04.10 г., 06.03.11 г.)


>> Современной диалектической философии обыкновенная логика уже не нужна.


 А. Тема несовершенства существующей логики (речь идет не о прикладной логике, в т.ч. и не о математической логике) всегда была понятна в рамках диалектической философии.
     Общий анализ эволюции логики и ситуации, складывающейся с познанием в ней и с ее развитием, показал, что нельзя уже игнорировать проблемы, имеющиеся в ней на современном этапе ее существования, в частности, то, что нет в ней существенного продвижения вперед, нет новых достижений, и ее современная ипостась (не математическая логика) уже не представляет из себя значимого знания.
    Как известно, в логике до сих пор присутствует ряд негативных положений, указанных еще И.Кантом и Гегелем и требующих серьезного вмешательства для исправления не столько даже конкретных искажений в логике, сколько, сначала, общего положения дел в ней.
    Например, И. Кант писал о том, что
– логика имеет несовершенный категориальный аппарат,
– в логике имеет место проблема выбора аксиом; этот архиважный вопрос до сих пор так и не решен в логике, так что проблема ее начал все еще актуальна вне диалектической философии,
– логика со времени Аристотеля не сделала ни одного шага вперед (еще раз: говорится не о прикладной логике),
– логика не может производить исследования дальше определенных границ, т.е. науки не могут не быть ограничены,
и др.
    Гегель указал на то, что логика даже в его время уже устарела, более того, многое, о чем он писал, весьма актуально и в наше время:
– даваемые в логике застывшие определения считаются незыблемыми и приводятся лишь во внешнее взаимоотношение друг с другом,
– аппарат логики развивается за счет уточнений и количественных характеристик (но это – не качественное развитие логики, не новое в ней),
– логика абстрагирована от содержательности рассуждений, но, в тоже время, зависит от нее,
– логика базируется на субъективных представлениях и правилах,
и др.
    Далее, при развитии логики (точнее – при ее расширении вне диалектической философии) не была учтена ее сущая особенность.
    Более того, обыкновенная логика имела неестественное развитие.
    Как было установлено в современной диалектической философии, в логике в общем случае не учитывается даже смысл, скажем так, ее собственной формальности, что нами было названо парадоксом неабсолютности логики, который, кстати, является эволюционным «приобретением». О нем будет сказано позже, но пока отметим, что парадокс неабсолютности логики лежит в основе многих негативов логики и рассогласований в ней, например, глупого запрета для нее некоторых позиций.
    При построении логики не учитывались и особенности логических операций, более того, они вне диалектической философии зачастую брались чисто формально. В частности, так и не понимаемое (или по-разному понимаемое) до сих пор в науках отрицание (в формальной и математической логиках оно позиционируется искусственно) вносит существенную сумятицу, как в содержание, так и, главное, даже в основы (понимания) логики. 
    До сих пор существенна проблема логического противоречия.
    В итоге даже у самих логиков существует уверенность в том, что логика, ее законы и формы относительны (см., напр., «О концептуальной проблемности логики»). 
    Как оказалось, непосредственно в традиционной логике сформировать полные и корректные представления о суждениях, умозаключениях и т.п. невозможно! (А мышление – оно так вообще должно изучаться в соответствующей науке, посвященной именно ему, как это и было установлено Гегелем, и в современной диалектической философии такая наука имеется.)
    И в настоящее время логика имеет достаточно много недостатков, которые копились веками, и в ней появляется все больше и больше проблем и негативов, которые тормозят и искажают ее современное развитие. Но в самой логике обычно указываются и обсуждаются лишь второстепенные проблемы и негативы, ибо главные из них логикам, быть может, уже даже и не под силу (в современной диалектической философии они были идентифицированы и исследованы).
     В целом в логике
– не учитывается глобальная роль противоречия в познании,
– имеются известные и развиваются новые логические и другие негативы, ведущие научное познание в тупики,
– обходятся стороной субъективные аспекты
и др.
    В логике есть лишь внешнее осмысление этих и других проблем, что и привело к поверхностному ее пониманию и к невозможности исключения искажений и ошибок в ней.
    Логика в ХХ в. все более формализовывалась и выхолащивалась, пока не дошла до парадоксального выпячивания собственных проблем и фактического признания невозможности их решения. 
    Практические задачи позволили, правда, создать математическую логику, но зато сама логика оказалась заброшенной.
    И даже своего адекватного своего определения логика, по существу, не имеет, и ее понимание связано с противоречиями и фальсификациями.

>> Но причины упадка логики не в ней – с ней все в порядке, и она развивается хотя бы в рамках современной диалектической философии – а все дело в филодоксах, логиках и болтунах, исказивших представления об этой науке и ее саму.

С другой стороны, уже понятно, что в целом в науках обозначенные и другие проблемы, вопросы и задачи решить невозможно: 
 во-первых, слишком уж сильно влияние негативов и проблем, в первую очередь, самой логики,
 во-вторых, в обыкновенной логике нет соответствующих знаний, более того, используются устаревшие принципы, и имеются тупиковые ветви, 
 в-третьих, многое упрется в выяснение отношений «кто главнее?», ведь вопрос о госфинансировании никто с повестки дня не снимал,
есть и другие причины. 
    Науки и логика обречены на новые лингвистические и иные пустые декларации и на тиражирование новых неэффективных субъективных представлений и правил. 
    Кроме того, многие ученые, особенно преклонного возраста, держатся за устаревшие формы познания и живут по принципу «после нас хоть потоп».

>> И научное познание не может не быть ограниченным.

Старое познание, базирующееся на устаревшей логике, может выдать лишь морально устаревшие, практически неконкурентные решения. 
    В частности, обыкновенная логика породила, как уже говорилось на сайте, непригодные принципы, существенно мешающие развитию, как имеющегося познания, так и качественно нового познания. (Если раньше обозначение на сайте этих принципов вызывало недоумение, то теперь, как показывают обсуждения, уже многие люди пришли к пониманию этого вопроса и могут делать пролонгирующие выводы.) 

>> Несовершенство и негативы логики мешают развитию познания.

Итак, указанные и иные проблемы логики известны, и, понятное дело, их не следует усиливать, тем более, при развитии логики и при конструировании ее новых направлений, соответствующих современным условиям и задачам.

Но имеются и другие стороны обсуждаемой проблемы.
    Во-первых, качественное развитие логики необходимо для решения современных прикладных задач, в частности, для создания современных алгоритмов эффективной обработки информации, искусственного интеллекта, процедур получения новых знаний, схем продуктивных коммуникационных актов и др.
    Во-вторых, ужасное состояние современной логики в некоторых странах существенно в смысле торможения развития высоких технологий.
    В-третьих, все более очевидными становятся глобальные и парадигмальные проблемы логики; например, уже понятно, что для изучения ряда фундаментальных категорий и процессов, отражающих глубинные аспекты мира и его развития, и для развития познания в целом необходимо, в первую очередь,
– уйти от материалистических и рационалистических парадигм… о чем уже давно написал Гегель.
– создать надлежащий новый логический аппарат … позволяющий это сделать.
    В-четвертых, ужасное состояние современной логики в некоторых странах опасно тем, что оно существенно негативным образом может отражаться на процессах социально-экономического развития, в частности, на процессах модернизации. 
    Да и негативные социальные аспекты развития логики становятся все более существенными.
    В-пятых, никакой стране ни в коем случае нельзя отставать от тех исследований в области логики, тем более, касающихся ее прикладных применений, которые проводятся в наиболее развитых капиталистических странах и в Китае.
     И др.

Понимание обозначенных и других вопросов особенно важно сейчас, когда логика погрязла в парадоксах и, фактически, сникла (еще раз отдельно скажем, что разговор не о математической логике), и когда появляются более сильные и откровенные негативы и проблемы логики.
    Понятно, что решать новые научные задачи и современные проблемы и осуществлять инновации следует на основе современного познания, которое соответствует обновлению логики: ее надо развивать, причем более ускоренно, чем математическую логику.
    Необходимо, в частности, выяснить а) природу формирования логических построений и системы высказываний, б) цель создаваемых правил и более общих системных порядков – алгоритмов.
    Итак, многие негативы логики известны, и они должны были бы быть преодолены в науках для развития познания и для развития общества в целом; но вот уже как десятилетия положение дел в логике только ухудшается.
    И даже то развитие логики, которое может быть осуществлено за счет исключения ее традиционных проблем, может дать значимый эффект; по крайней мере, это имеет большое значение для развития как познания в современной диалектической философии и для проработки  ее практических программ, так и общества в целом.

Таким образом, можно сделать однозначные выводы о том, что
    первое, развитие познания и наук тормозится устаревающей логикой, которая слаба, недостаточна, но упрямо держится на своих рубежах, хотя уже давно, по словам Гегеля, со стороны своего содержания сделалась предметом презрения;
    второе, логика должна быть качественно развита, да и для развития познания, понятно, также необходимы новые логические инструменты: логика нуждается в переработке;
    третье, необходимо создавать основы современного общественного познания, в т.ч. для решения насущных задач.

>> Логику необходимо реконструировать (что, собственно, и осуществляется на сайте, начиная с критических осмыслений).

При всем при этом уже совершенно ясно, что современной диалектической философии обыкновенная логика уже не нужна.

 Б. В современной диалектической философии были установлены
причины торможения развития логики,
– причины необходимости обновления логики,
– проблемные и целевые положения развития логики.
    В частности, причины необходимости обновления логики в современной диалектической философии позиционируются в нескольких тематических группах, из которых следует обозначить следующие  (их можно обозначить, так как из наук они не реконструируются):
– аспекты эволюционного развития,
– системные аспекты,
– предметные причины,
– диалектические аспекты.
    Идентификация указанных и других групп имеет методологические и праксиологические значения.
    Именно идентификация и распределение причин необходимости обновления логики в группы, т.е. установления ряда общих групповых и частных идентификационных признаков (и других аспектов), позволили выявить некоторые обобщенные позиции, существенные для решения ряда обозначенных выше и других задач. 
    Выявление отдельных и групповых признаков в значительной мере облегчило и интенсифицировало установление положений и аспектов, характерных или способствующих решению вопроса обновления логики. 
    Интересны и выявленные тематические положения, о которых речь будет вестись отдельно.

В целом, в современной диалектической философии обновление логики обусловлено рядом причин, в т.ч.
– исследования эволюции вообще логики,
– развитие негативов и проблем в логике,
– развитие представлений диалектической философии,
– социальные вопросы, 
и др. [см. «Логики обновление в современной диалектической философии»].
    При этом актуальным является и развитие ряда предметных исследований и наук, например,
– современная методология,
– психология,
– изучение некоторых экономических вопросов, которое в современной политической экономии непосредственно связано с современными достижениями в области логики,
– теория модернизации,
– вопросы появления человека,
– история цивилизации
и др.
    Итак, в современной диалектической философии обновление логики связывается с новыми исследованиями.

>> Реконструкция новой логики и новых исследований на ее основе в разных науках – это одна из задач современной диалектической философии.

И, наконец, предельно важным является решение вопросов социально-экономического развития и ряда насущных задач, что можно осуществить только на основе обновленного познания.
    В этом смысле одним из самых важных вопросов является следующий: обыкновенная логика должна быть пересмотрена и качественно трансформирована в целях решения насущных социально-экономических задач.
    Этот вопрос активно решается только в современной диалектической философии.
    Например, на одной международной научной конференции в Москве в 2010 г. были озвучены тезисы современной диалектической философии о проблемах современной логики и о необходимости использования принципиально новых логических построений в целях создания как экономической теории, адекватной имеющимся реалиям, так и актуальных исследований в области социально-экономического и модернизационного развития России.

>> Современной России не нужна ни устаревшая логика, ни старая экономическая теория.

В частности, на основе новых положений логики был предложен концепт актуального вида организации инновационной деятельности в стране; да и экономические аспекты инноваций и вообще новой экономической деятельности прорабатываются в современной политической экономии.
    (Освещение обозначенных и других диалектических положений осуществляется не только в статьях сайта, но и в научных публикациях, на международных научных конференциях и в разнообразных сетевых коннектах.)

А обобщая изложенное, остается добавить, что дальнейшее развитие материалов проекта ДИАЛЕКТИКА и ряда тем Академии диалектики и диалектической философии видится в актуализации таких Разделов, как «ЛОГИКИ в СДФ», «ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ», «НОВАЯ ЭКОНОМИКА», «ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ» и др.)

[Продолжения: «Логики обновление в современной диалектической философии» и «Логики новые исследования».]

См. «Исключительность познания СДФ»,
«Первое последствие искажения гегелевской логики»,
«О противоречии, познании и практике»,
«Непригодные принципы»,
«Логические тупики обычного познания»,
«Необходимость новой системы познания и образования»

[«Логики развития причины торможения»].



Обсуждения: http://community.livejournal.com/all_discussions/17795.html

Прежняя статья: «Архив: "Необходимость новой логики"».
Она трансформирована в ряд статей:
- «Логики традиционные проблемы»,
- «Необходимость обновления логики»,
- «Новая логика».