Диалектическая философия действительна и наднаучна.
- 24.10.10 г. -

Диалектическая философия – идея для себя.
     Поэтому диалектическая философия жизненна.
     Диалектическая философия – всеобща, сверхчувственна, особенна и наднаучна, что полагается (и определяется) объективностью ее основания, тем, что она является представлением объективной идеи, проявлением философии.
    Поэтому диалектическая философия объективна, и она есть, она была и будет, она вновь возникающая в своем новом рождении, которое есть ее воплощающее становление.

Содержание диалектической философии, следует сказать, «первоначально порождено и ныне еще порождается в области живого духа, образуя мир, внешний и внутренний мир сознания, – иначе говоря, что ее содержанием служит действительность» [Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 1. С. 21–22].
    Диалектическая философия действительна по своей природе, в отличие от измышляющих наук.
    Диалектическая философия – это выражение или отражение самой действительности, Миразнаний, а не только какой-то существенности, изучаемой в науках.
    Диалектическая философия, в отличие от наук, не определяет мир как объект изучения: его содержание является содержанием ее познания. И в диалектической философии происходит, по сути, не познание чего-то внешнего и стороннего, как в науках, а удостоверение в действительности. Недаром Гегель показал, что сознание, составляющее познание, восходя от простейших форм, проходит все ступени своего развития и достигает разума – достоверности всей действительности, когда «…удостоверилось в самом себе как в реальности, или в том, что вся действительность есть не что иное, как оно; его мышление непосредственно само есть действительность…» [Там же. Т. 4. С. 124]. «Только тут… оно открывает мир как свой новый действительный мир… устойчивость мира становится для сознания его собственной истиной и его собственным наличием» (курсив Гегеля. – ПРИМ.) [Там же. Т. 4. С. 125].
    Диалектическая философия детерминирована во всеобщности: через идею Гегель раскрыл всё развитие (другое дело, что ученые этого не хотят видеть, им это не выгодно), а науки, телеология, фатализм, вероятность и т.п. –  только для ограниченного познания. А вот если [через идею] есть понимание всего развития, его законов и т.д., то для диалектической философии нет уже ни тайн мира, ни мистики, ни синергетики, ни вероятности, ни случайности, ни других недоопределенностей и т.п.  Поэтому Гегель и написал, что мистика есть нечто таинственное, но лишь для рассудка  [Там же. Т. 1. С. 141], т.е. для рассудочного познания, для наук. Но, следует добавить, для разума и, соответственно, для диалектического познания мистика (мистическое) – не таинственна, всё, рано или поздно, им познается, например, через тождество мышления и бытия.
    Диалектическая философия «имеет дело с конкретными предметами – Богом, природой, духом» [Там же. Т. 5. С. 9], при этом современная диалектическая философия служит, в основном, познанию человеком общества и себя, его предназначения и его реальной жизни (а науки служит познанию природы, своего существования человека в ней, ее покорению в целях извлечения вообще дохода).
    Диалектическая философия предназначена для освобождения духа людей.

В силу движения философии диалектическая философия сама обладает в себе разумным движением. И это тоже не мистика. Ее разумное движение обеспечивает жизненность ее самой и ее познания, а также  непревзойденную мощь и исключительность диалектического познания
    Особым достоянием диалектической философии является Метод.
    Имеется еще и простое внутреннее движение (см. «Диалектическая философия едина»).
    Диалектическая философия объективно и онтологически является в бытии не только проявлением философии - стихии всеобщности, но и ее обогащением.

Диалектическая философия изучает не просто физический окружающий мир, но и объективность и природу, причем последнюю не столько в ее исторической и реальной неизбежности, а, как указал Гегель, в ее требуемом смыкании с логическим [Там же. Т. 3. С. 365]. Поэтому природа просто дана познанию диалектической философии, которая содержит в себе знания о бытии и постепенно раскрывает их. Они – ее раскрываемое содержание, и бытие просто открыто для диалектической философии – является инобытием ее предметного содержания, за исключением малых по значимости количественных деталей (оставляемых для исследования наукам).
    Диалектическая философия изучает не только чувственный мир, как науки, но еще и сверхчувственный мир, однако, главное, в их единстве – мир, включающий аспекты духовности.
    Только диалектическая философия способна для себя разделить понятие и вещь (объект), субъективное единство и его объективные духовности, систему света и подпространств и т.д.

Как проявление философии, как истинность вообще познания, диалектическая философия выше обычного познания, она есть постижение и являет образ диалектики в бытии (собственно в силу действия последней и имеется название «диалектическая философия»). 
    Напомним, что философия проявляется в действительной философии, которая создала основы для явления диалектической философии, является ее предтечей, но не основанием, и теперь вобрана в диалектическую философию на современном этапе ее развития. Поэтому не следует думать, что диалектическая философия происходит только в силу диалектики, которая, кстати, до сих пор так и не обозначена в науках; диалектическая философия – это не философия, базирующаяся на диалектике и, тем более, не философская наука.
    Диалектическая философия – вневременное знание, которое объективно и имеет определенное предназначение, в отличие от бездуховных и безценностных наук.

В связи с вышесказанным следует напомнить, что еще Платон писал о том, что только диалектика как познание является высшим познанием, она венчает познание: «диалектика будет у нас подобной карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно ставить какое-либо иное знание выше нее: ведь она вершина их всех» [Государство, 534 е; см. в Платон. Собрание сочинений в 4 т. М. Т. 3. 1994, так как переводы разнятся]. Диалектическое познание им явно противопоставлено наукам. Платон писал, что «все другие способы исследования либо имеют отношение к человеческим мнениям и вожделениям, либо направлены на возникновение и сочетание [вещей] или же целиком на поддержание того, что растет и сочетается», науки «пытаются постичь хоть что-нибудь из бытия», «им всего лишь снится бытие, а наяву им невозможно его увидеть, пока они, пользуясь своими предположениями, будут сохранять их незыблемыми и не отдавать себе в них отчета» [Государство, VII, 533 b, с], и это навсегда. 
    Интересное пояснение дал Платон дальше: «у кого началом служит то, чего он не знает (здесь: например, экспериментальные данные. – ПРИМ.), а заключение и середина состоят из того, что нельзя сплести воедино (здесь: традиционная логика, используя утверждение Гегеля, достойна презрения, т.к. не предоставляет надлежащий инструмент для познания. – ПРИМ.), может ли подобного рода несогласованность когда-либо стать знанием?». Нет. Знание наднаучно.

Итак, диалектическая философия – особая самостоятельная наднаучная жизнь познания. 
    Диалектическая философия действительна, она не фальсифицируема, поэтому наднаучна.
    Она – особая самостоятельная система знаний. 
    Диалектическая философия – вторая наднаучная система знаний и познания.

В диалектической философии, в частности, суть
 а) единая парадигмальная основа,
 б) единая картина мира,
 в) единая система терминов, понятий и определений,
 г) система науки,
чего нет и не может быть в науках.

Диалектическая философия наднаучна, собственно, поэтому так и осталась непознанной в науках. 
    Диалектическая философия – не наука, к наукам вообще не относится, и, как ни странно, она не философия в обычном, принятом смысле этого слова. 
    Диалектическая философия есть всеобщая оппозиция по отношению к идеализму, в частности, к материализму и наукам. 
    Без диалектической философии познание в бытии обращается в выяснение обстоятельств природы в требуемых целях, т.е. в подчинении природы человеку, а самого человека – результатам его деятельности. (В частности, прав был К. Маркс, когда писал о глобальной опасности для человечества – о фетишизации общества.) Отсюда – опасность все более наступающей технократизации, слабость общества перед ней, развитие поддерживающих ее знаний – не-знаний и деградация образования, включая его коммерцизацию.


Продолжение: «Диалектическая философия и науки»
(настоящая статья и указанная статья будут дополняться по мере развития материалов сайта).


См. «Диалектическая философия Гегеля» и «Современная диалектическая философия»

[«Диалектика Гераклита» и «Диалектика Платона»].


 

Обсуждения: http://community.livejournal.com/all_discussions/22206.html