Всеобщее становление диалектической философии.
- 01.11.10 г. -

Истоки, основания, развитие, позиционирование и оформление диалектической философии - это особая тема, которая связана с рядом значимых вопросов, поэтому она исследуется отдельным образом в соответствующих диалектических науках, причем на основе современных диалектических и логических инструментов, даже представлений о которых нет в науках. По причинам особенности рассмотрения темы и того, что имеется большое ее значение для методологии и самого сущего познания, она не раскрывается вне самой диалектической философии. Но для формирования правильного общего представления о диалектической философии следует указать следующее.

 А. Диалектическая философия имеет проявление в бытии со времен глубокой древности, и элементы диалектического познания были присущи разным системам познания и учениям. Но сама диалектическая философия была реконструирована лишь в XXI в.; для этого были объективные исторические основания.
    Если использовать известное выражение Гегеля, то до его философии диалектическая философия, действительная по своей природе, некоторое время просто двигалась к своему существованию, была скрыта. И некогда она была актуализирована Гегелем.
    Диалектическая философия прошла все требуемые этапы развития и сейчас предстает как в-себе-и-для-себя знания в духе, и в этой своей ипостаси она наиболее явно демонстрирует свою наднаучность (превосходство диалектического познания над научным – прежде всего, богатство логики – продемонстрировал в свое время еще Гегель). 
     Диалектическая философия объективна и развивается самостоятельно, представляет собою особое всеобщее учение, имеющее вневременные цели и задачи.

Формула становления диалектической философии в целом проста: (учение Гераклита) диалектика Платона // < …>* // (философии Канта и Фихте) философия Гегеля // диалектический материализм Маркса и Ленина** // (воспроизведение философии Гегеля)  современная диалектическая философия.
    С другой стороны, имеет место следующее положение: философия Гегеля – {Воспроизведение – современная диалектическая философия – Новейшая философия}.

 Б. Диалектическая философия, изначально понимаемая как диалектика, имеет древние корни, гораздо более древние, чем это обычно преподносится науками, при этом делающими существенные ошибки; в частности, диалектичности ряда диалектикоподобных представлений Востока (в первую очередь, даосизм и Веданта), не следует предавать большее значение, чем им предавал Гегель, и их вообще не следует относить к диалектическому познанию, как это следует из трудов великого мыслителя «Философия истории» и «Лекции по истории философии».
    Несмотря на то, что воззрения диалектического образа были в глубокой древности, но впервые они были осознаны по существу в учении Гераклита. 
    В Древней Греции Зеноном, которого Аристотель назвал первым диалектиком, и Сократом было развито умение вести беседу, достигать истину путем раскрытия противоречий, в первую очередь, в аргументах противника. Но особый метод разговора нельзя считать ни диалектикой, ни диалектической философией. 
    Первой диалектикой  была диалектика Платона, хотя она в большей мере понималась как диалектические установки и метод.
    Диалектика Аристотеля есть раздел его логики о вероятностном знании, так что к диалектике не относится. То, что Аристотель так назвал часть своего учения, - к этому нечего более добавить: Аристотель, ему можно.
     Упоминания в науках ряда мыслителей (здесь: кроме Маркса и Ленина), использовавших что-то диалектическое есть простая внешняя формальность, игра, которую поддерживает и современная диалектическая философия. Обычно приводимые упоминания о диалектических моментах в исследованиях Каузанского, Вольтера, Коперника, Руссо и др. не указывают главное - то, что в них не была определена ни сама диалектика, ни ее объективные и базовые гносеологические моменты. 
    Реконструкцию диалектики в познании осуществил И.Кант. По словам Гегеля, И. Кант первым освободил диалектику от видимости произвола и отвел ей более высокое место, причем именно эта сторона его философии принадлежит к величайшим его заслугам [1. Т. 5. С. 35].
    Обозначение предназначения диалектической философии осуществил Фихте: он сказал более, чем было можно, но это отдельный разговор. 
    Ну а основал диалектическую философию, как известно, Гегель, это признал даже его оппонент-материалист Ф.Энгельс [2. Т. 21. С. 276]. Диалектическая философия Гегеля стала основой, как грандиозной философии Гегеля, так и всеобщей второй системы знаний и познания.
    Диалектическая философия, кроме исторической предопределенности, имела объективные основы своего становления.
    Вообще актуализация диалектической философии в начале XIX в. была закономерна: она имела ряд оснований и причин, из которых, кроме вневременных, побудительных и доктринных факторов, следует указать то, что должно было быть разрешено противоречие прогрессивного развития познания, в диалектическом плане начатого некогда в античной философии, и начинавшегося в XIX в. регресса познания, выражавшегося в метафизике, рационализме, материализме, позитивизме и проч. и в усиливающихся рациональности и формальности познания.
    С другой стороны, нарастанию негативности, развитию безнравственности и все более воцаряющейся бездуховности, в т.ч. использующим знания, недоступные наукам, должна была противостоять мощная система познания и знаний, но являющаяся системой духовного познания; это – диалектическая философия.
    Однако кроме объективных причин, непосредственно связанных с развитием и жизнью общества и противоречий в нем, не менее существенна была и субъективная причина. Великий мыслитель ее сформулировал так: «Еще недавно, с одной стороны, тяжелые времена заставляли предавать слишком большое значение мелким интересам повседневной жизни, а, с другой стороны, высокие интересы действительности, интерес и борьба, ставившие себе целью, прежде всего, восстановить и спасти политическую целостность народной жизни и государства, в столь большой мере поглощали все способности духа, силы всех сословий, равно как и все внешние средства, что внутренняя жизнь духа (нации. – ПРИМ.) не могла обрести спокойствия….. когда немецкий народ спас свою национальность, основу всякой живой жизни, наступила пора, когда наряду с областью действительного мира, может самостоятельно расцвести в государстве также и свободное царство мысли» [1. Т. 1. С. 12]. 

 В. В дальнейшем, после смерти Гегеля, из-за того, что диалектическая философия предназначена для освобождения духа людей, она подвергалась преднамеренным искажениям и неверным оценкам, хотя некоторые из них происходили все же просто из-за малообразованности критиков (особое место занимает вопрос о системе философии Гегеля). На диалектическую философию были совершены множественные нападки. Однако все это лишь сослужило службу временной защиты диалектической философии.
     Особое значение как для мистификации диалектического познания, так и, одновременно, для богатого его развития в рациональной плоскости имела диалектика в исследованиях Маркса, которая была сведена к уровню ее материалистического представления, а также к ее использованию для решения конкретных задач. Это привело к созданию К. Марксом принципов и основ диалектического материализма
     Диалектический материализм Маркса и Ленина есть серьезное, исторически значимое знание, частично использующее диалектику, но его предназначение науками замалчивалось и вскрывается по частям лишь сейчас; часть из этих вопросов рассматривается в истории цивилизации (Новейшей философии). 
     Однако диалектические моменты учений К. Маркса и В.И. Ленина в СССР с течением времени были искажены и выхолощены (см.: «"Диалектика" в СССР») и образовался утопичный и плоский советским диалектическим материализмом. Советский диалектический материализм - явное искажение марксизма-ленинизма - он относится к наукам, или входит в них, как угодно.

 Г. Постижение всегда продолжается, его движение безостановочно, что и манифестируется в диалектической философии.
    Диалектическая философия была актуализирована Гегелем, и «в своем уходе в себя он [дух] погружен в ночной мрак своего самосознания, но его исчезнувшее наличное бытие сохранено в этом мраке; и это снятое наличное бытие – прежнее, но вновь рожденное из знания – есть новое наличное бытие, некоторый новый мир и духовное формообразование. В нем дух должен столь же не предвзято начинать сызнова, придерживаясь его непосредственности, и заново вырастить себя из него, словно все предшествующее было потеряно для него, и словно он ничему не научился из опыта предшествующих духов … все же начинает он на ступени более высокой» [1. Т. 4. С. 433-434].
    Дух должен начинать сызнова – такова одна из главных мыслей гегелевской философии.
    Поэтому должно было быть ее продолжение.
    Для продолжения философии Гегеля существенно то, что «самое легкое – обсуждать то, в чем есть содержательность и основательность, труднее – его постичь, самое трудное –  то, что объединяет и то и другое, – воспроизвести его»  [1. Т. 4, с. 3] – создать его диалектическое новое – Воспроизведение (при этом обуславливается третий этап развития Философии в бытии, и его диалектическое – Новейшая философия).

И из знаний философии Гегеля рождается полноценное знание диалектической философии.

Развитие диалектической философии в XXI в. определило современную диалектическую философию, хотя, с другой стороны, само выкристаллизовалось в ней, получило в ней опору и дало импульс дальнейшему развитию диалектического познания.
     В процессе указанного самим Гегелем воспроизведения его философии был осмыслен процесс утверждения и развития умозаключения о духе, в котором наука идеи проявляется как объективное познание, предпосылкой которого являются всеобщность и внеположенность в качестве процессов для себя объективно сущей идеи.
    При этом были раскрыты смыслы диалектики, которые были заложены в Энциклопедии философских наук
    И достигнутая в философии Гегеля «чистая истина как последний результат становится также и началом некоторой другой сферы» [1. Т. 6. С. 319] (в одной из своих работ Гегель указал, что отношение второй сферы к первой определено так, что это в себе та же самая идея есть, но в другом определении). Другая сфера – современная диалектическая философия, и в ней наука идеи – то самое знание, которое теперь раскрывается в системе наук диалектической философии
    Актуализация современной диалектической философии связана с осуществлением
 а) воспроизведения гегелевской философии,
 б) перехода всеобщего познания в новую сферу,
 в) актуализации диалектического познания на втором круге кругов,
 г) реконструкции системы науки, на основе которой можно систематизировать и прогнозировать познание и области его содержания также, как химические элементы в таблице Менделеева.
    Теперь – Вторая Энциклопедия философских наук.       
    Не только понято осознание себя идеей, но и раскрыт смысл развития идеи.
    И современная диалектическая философия стала в единстве с гегелевской диалектической философией.

Современная диалектическая философия – для нас знания духа, которые существуют наперекор рассудочному просвещению.

Современная диалектическая философия – существенный этап развития диалектической философии, текущее диалектическое исследование, понимаемое как всеобщее отражение мира, исследование его феноменов непосредственно как объектов и на основе безотносительных инструментов, например, тождества мышления и бытия
    Происходит дальнейшее развитие представлений диалектической философии, основанной Гегелем, при этом в познание включаются принципиально новые моменты. Например, одним из ключевых моментов является актуализация Второго начала диалектических исследований - предсказанного еще Гегелем нового опосредованного начала, или, что тоже самое, актуализация отрицательного к бытию всеобщего онтологического положения, которое позволяет развивать и систематизировать исследования в сверхчувственной сфере. 
    И важно даже не то, что оказался определенным  ранее не видимый переход от феноменологии духа к науке логики, и раскрываются система философии Гегеля и Метод, а то, что система знаний теперь начинает быть доступной: ее можно использовать для решения различных задач (личностное, образование, бизнес, социум…).

И если расставить все позиционирующие и познавательные акценты, то следует признать, что диалектическая философия, в собственном значении этого термина, появилась только в начале XXI в.

А завершение диалектической философии - в абсолютной идее, становящейся основанием новой сверхчувственности, только в безмятежной благодати которой истинно может ощущать себя душа.


* Философские учебники и науки не упоминают весьма значимую диалектику (здесь: учение).
** - речь, конечно же, не о советском диалектическом материализме.

ЛИТЕРАТУРА.
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. М.-Л.
2. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - М.

См. «История диалектики» (необходимо учитывать различие понятий диалектики и диалектической философии),
«Причины явления диалектической философии»,
«Диалектической философии собственные этапы».


 

Обсуждения: http://community.livejournal.com/all_discussions/22702.html