Логика, или обыкновенная логика.
- 16.01.11 г.


Обыкновенная логика (или логика), представляет собою, по словам Гегеля, «историю различных определений мысли, которые, хотя на самом деле конечны, считаются чем-то бесконечным». Логика, по Гегелю, «счастлива тем, что она сравнительно с другими науками достигла такого раннего завершения; со времени Аристотеля она, по его (Канта. – ПРИМ.) словам, не сделала ни одного шага назад, но также и ни одного шага вперед; последнего она не сделала потому, что она по всем признакам, по-видимому, закончена и завершена» [Соч. Т. 5. С. 30], а вот ее «изменения сводятся часто больше всего к сокращениям*», и она «со стороны своего содержания сделалась предметом презрения».
    (При этом надо отметить, что термины «логика», «рассудочная логика», «обыкновенная логика» и «логика как наука о рассуждениях и выводах человека» обозначают, фактически, одно и то же – логику в обычном смысле, и эти термины взаимозаменяемы, но все же в Современной диалектической философии термины «рассудочная логика» и «обыкновенная логика» используются избирательно – тогда, когда нужно подчеркнуть соответствующие аспекты рассуждений или контекста.)

Конечно же, Гегель вел речь, о логике, существовавшей в его время, но положение дел качественно мало изменилось, хотя и появились определенные достижения (например, математическая логика).
     Однако вопрос в том, что ситуация с самой логикой по существу не только не улучшилась со времен Гегеля, а, наоборот, ухудшилась, ибо логика обрела новые негативы и отягощения, в частности, см. «Логики группы проблем и негативов».

Далее, обыкновенная логика породила, как уже говорилось на сайте, непригодные и устаревшие логические принципы, существенно мешающие развитию, как имеющегося познания, так и качественно нового познания. Раньше обозначение на сайте этих принципов вызывало недоумение, однако, как показывают обсуждения, есть люди, которые уже пришли к пониманию их непригодности и могут делать пролонгирующие выводы.
    Также, как было установлено в Современной диалектической философии, в логике в общем случае не учитывается даже смысл, скажем так, ее собственной формальности, а также формальности высказываний, названный нами парадоксом неабсолютности логики, который, кстати, является эволюционным «приобретением». О нем будет сказано позже, но пока отметим, что парадокс неабсолютности логики лежит и в основе многих негативов и рассогласований логики, например, глупого запрета для нее некоторых позиций.
    В целом несовершенство логики в науках обычно замалчивается, ибо их самих построения, теории и выводы тогда окажутся необоснованными.
    При этом некоторые ученые-логики даже считают нормальным наличие парадоксов и нерешенных парадигмальных проблем.

Иногда признается, что предмет исследований логики часто изменялся, т.е. фактически то, что под логикой вообще понимались или можно понимать разные теории (об этом тоже будут сказано на сайте), а это, понятное дело, весьма удобно при написании разных учебников, особенно в тех странах, в которых образование катится под гору.

Понять негативы и отсталость логики особенно важно именно сейчас, когда она погрязла в парадоксах и разных определениях и, фактически, сникла (еще раз отдельно скажем, что разговор не о математической логике), и когда появляются более сильные и откровенные негативы и проблемы логики.
    В целом же анализ обыкновенной логики и ее сникновения является весьма объемным вопросом, который достоин изложения в отдельной монографии, а не только в статьях научных журналов и научно-публицистического по своей сути сайта. Но многие положения весьма практичны, поэтому могут быть предназначены либо для использования в современной диалектической философии, либо для обстоятельного конкретного профильного взаимовыгодного обсуждения с заинтересованными организациями и лицами, в т.ч. по поводу использования в сфере инноваций и бизнеса.
    Надлежащие представления о логике и ее развитии будут обсуждены на сайте.

Но, несмотря даже на то, что имеющее место превалирование непригодных и устаревших логических принципов в научном познании обеспечивает преимущественное развитие диалектического познания, все же уже необходимо создавать основы современного познания, что, собственно, и осуществляется на сайте, начиная с критических осмыслений. Только на основе современного познания можно решать современные проблемы и осуществлять инновации (старое познание, базирующееся на устаревшей логике, может выдать лишь неконкурентные и нежизнеспособные решения, что особенно трагично в случае прогнозирования на его основе общественного развития).

А начинать обсуждение логики надо с того, что если во времена Гегеля логика была понимаема, то вот на современном этапе ее развития даже ее определение проблематично, что составляет первую проблему неопределенности логики.


* Урезания аристотелевской логики, действительно, были совершены в средние века и в Новое время.


Добавление от 10.03.13 г.
Гегель удостоил содержание общеизвестной логики презрения, а теперь её можно попросту снять, также см. «Философии Платона значение для логики».


См.  «Диалектическая философия и науки», «Логики простое эволюционное деление»,
«Первая проблема неопределенности логики»,
«Логики группы проблем и негативов», «Непригодные принципы»,
«Социальные аспекты развития логики», «Причины торможения развития логики»,
«Необходимость обновления логики»

[«Логики эволюция», «Рассудочная логика», «Логики подразделения»].

 


Облачная зона для комментариев, добавлений и дискуссий по этой теме закрыта до новых обсуждений.