Модернизация и идея
(идея модернизации).
- 22.01.12 г. -

> Эта статья есть разъяснение, которое представляет собою одно из ряда ранее упомянутых дополнений к уже представленным (в т.ч. и на сайте) материалам по диалектическому модернизационному теоретизированию. Оно вызвано необходимостью, во-первых, ответить на ряд присланных вопросов и, во-вторых, акцентировать одну из особенностей диалектического модернизационного теоретизирования, которую необходимо учитывать (в т.ч. при ознакомлении с последующими материалами сайта) в смысле как его кардинального отличия от научных разработок, так и его новизны и специфики.


Одним из принципиальных и наиболее важных отличий модернизации от любых иных социальных изменений, в первую очередь, от обычно понимаемого планируемого социально-экономического развития, является то, что она обязательно характеризуется объективно сущей идеей, или, точнее - такой особой социальной идеей, которая в конкретной форме или в конкретный период есть идея модернизации. Иначе модернизация (здесь: в смысле ее исторической миссии) была бы просто планируемым социально-экономическим развитием или даже просто бюрократической попыткой так или иначе изменить или преодолеть конкретные объективные, а то и всеобщие исторические тенденции, или, наоборот, хотя бы хоть что-то изменить в общественном развитии.
    Конечно же, мощные социальные трансформации, например революции, как Октябрьская революция 1917 г. в России, так же могут иметь идею, скорее всего, даже должны ее иметь, но идея таких преобразования есть субъективная идея. А идея модернизации - объективная идея, идея конкретного развития, событие, возникающее в реальности, соответствующее ей и отвечающее коренным потребностям развития общества. И только модернизация имеет основание* своей идеи. (Однако все же следует тут же отметить, что определение идеи модернизации происходит за счет указанной Гегелем деятельности разума, разворачивания его определений, что чуждо наукам. И диалектическая философия вовсю пользуется именно этим инструментом, поэтому и получает принципиально новые знания, в т.ч. в области социального развития, а также преимущества перед науками.)

Итак, модернизация обладает собственной объективной идеей, которая и должна полагаться в основу модернизационных теоретизаций, причем именно она определяет принципиально новый и исключительный элемент модернизации - модернизационное проектирование, которое не могло быть определено в науках, поэтому его до сих пор и не было. С другой стороны, этот элемент обеспечивает кардинальное преимущество диалектической теории модернизации перед любыми научными исследованиями модернизации и стратегических перспектив развития общества.
    Понятно, что в социальных исследованиях диалектической философии просто-напросто используется ее самой базовое положение, известное из философии Гегеля - идея, не понятное и не доступное наукам, точно также, например, как дух определяет основание философии права; - диалектическая философия использует свои козыри.
    И если обычно идея понимается как лишь форма постижения объективной общественной реальности, т.е. является полностью субъективной формой, то в социальной философии Новейшей философии она понимается как реальное определение, или суть преобразований, заключенная  в самих происходящих процессах**.
    В этом смысле идея модернизации является одним из важнейших объективных факторов модернизационного проектирования, по сути, тем, что обеспечивает ему объективность, независимость и возможность воплощения. (Такого рода факторы отсутствуют в науках, подчиняемых обычно директивам сверху или собственной мнительности, а также потому, что не могут даже в себе актуализировать сущие моменты процессов общественной реальности, так как не обладают соответствующим аппаратом выяснения обстоятельств объективных определений (реальности), ведь определения понимаются только как находящие в умах самих ученых как рассудочные определения, а не в мире как сущие определения. Т.е. науки сами по себе ограничены, что особенно опасно при социальном проектировании, быть может, именно поэтому оно зачастую неудачно.)
    А в пределе идея модернизации есть квинтэссенция определений актуального социально-экономического развития, исходящих из его конкретной реальности (а не из представления ученых и чиновников и решаемых ими задач). И именно эти определения развертываются как в теоретические положения, так и в положения практически реализуемой программы. Понятно, что таких представлений в науках нет и быть не может.

Модернизация без идеи станет формальным социальным преобразованием, рано или поздно, перестанет быть модернизацией.
    Но формальность не следует воспринимать только в негативном смысле: беда, когда дела сводятся только к ней, и вот тогда она становится пагубной. Формальность нужна, например, при исполнении конкретных «точечных» действий, при составлении конкретного плана действий. А вот для реализации модернизационных действий и, тем более, общенациональной политики развития требуется нечто большее, неформальное, что и является некой характеристикой идеи в той или иной мере, но которую нельзя регламентировать планом, даже весьма мобильным. Поэтому, кстати, модернизация характеризуется программой.
    Или в силу своей идеи модернизация характеризуется программой и коренным образом отличается от планируемых действий социально-экономического развития, характеризующихся их формализованным документом (планом) (см. «Программа модернизации и план»).

И понимание модернизации как объективного процесса, тем или иным образом зависящим от конкретных субъективных усилий, приводит к осознанию следующих важных моментов, учитываемых только в диалектических модернизационных теоретизациях; это
 а) идея модернизации,
 б) модернизационное проектирование является процессом, инициированным и обусловленным реальностью, а не придумками ученых и чиновников; - это особая характеристика диалектических модернизационных исследований,
 в) программа модернизации.

Итак, утверждение об идее модернизации базируется на ряде положений, отражающих реальную ситуацию и включающих противоречие. При этом определяется, что неизбежен выбор: будь то объективное развитие социальной реальности, которое нужно понять, и для которого следует поддержать те или иные тенденции, или целевое определение тех или иных направлений развития; их порой целесообразно совмещать, но они также содержат противоречие. И если социальное развитие базируется на реальности, то пред-положенная субъективность модернизации определяет некую неизбежную характеристику представлений о ней, включающую концентрацию определений развития (или даже субъективных представлений о целях, путях и средствах предполагаемых изменений), которые и составляют совокупность теоретических и программных положений.

Далее, именно идея модернизации является одним из главных факторов инкорпорирования положений модернизационного проектирования в систему конкретных определений объективной реальности, тем самым, реализации того, что модернизационное проектирование, в отличие от планирования, становится перманентным процессом реальности***, не только принадлежащим ей (что невозможно для процессов планирования), но и имеющим обратную связь с нею (см. «Модернизационного проектирования рефлексивность»). Причем этот процесс является еще и саморазвивающимся субъективным процессом, так как он может происходить за счет диалектической методологии, однозначно связанной с онтологической реальностью, но представляющей в данном случае именно проектные процессы.
    Именно тогда и получается понимание в целом возможности разворачивания определений разума в рамках модернизационного проектирования с учетом объективных положений (в т.ч. имманентных определений модернизации) в систему программно-модернизационных положений: программа модернизации.

Таким образом, в целом идея модернизации позиционируется не как жизнь, а как смысл (и хотя определение этого понятия в науках туманно, но пока остановимся на его интуитивном понимании, ибо даже объяснение диалектических терминов для его разъяснения займет слишком много времени). И то, что идея модернизации позиционируется как смысл, это принципиально важно не только для модернизационного проектирования, но и для всего осуществляемого конкретного процесса модернизации (а также для осуществления различных современных диалектических процессов познания, в т.ч. в областях трансцендентного, и об этом будет сказано позже).
    Главное, ни идея модернизации, ни программа модернизации не подвержены идеологизации, в отличие от различных планов социально-экономического развития, которые могут быть закабалены идеологией, целями, научными неточностями, мнительностью и ошибками.

Идея модернизации выражает то, что объективно нужно,  а не то, что ученым и чиновникам кажется, что нужно.

Таким образом, идея модернизации является одним из особых моментов модернизации, ее теоретизаций и проектирования.
    Это положение важно как теоретически, так и практически и инициирует существенные моменты рассуждений в ряде важных тем модернизационного теоретизирования, в частности, определяет ряд аспектов теоретических положений модернизационного проектирования в контексте комплексного анализа ситуации и актуализации реальных положений требуемых действий [создания программы модернизации].

Кроме того, именно идея модернизации характеризует ряд важных определений**** развития общества (как в ее контексте, да и вне него).
    Например, идея модернизации отражает такое важное понятие, как единство государства и народа. Не будем пока обсуждать важность, теоретическое воплощение и практическую реализацию этого тезиса вообще и в смысле философии Гегеля и ее архиважного тезиса о том, что нельзя исходить из единичной воли индивидуумов. Не будем пока рассматривать и соответствующие теоретические положения модернизационных исследований, о них поговорим позже. Просто напомним вещие слова: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет (Библия. Мф. 12 : 25).
     Причем имеется в виду не только территориальная целостность (тут можно вспомнить один из известнейших монологов М.Жванецкого, в котором советское государство спрашивало народ: «Ты меня любишь?», «Да» - отвечал народ, а сам что-то откручивал, отвинчивал … единства не было, и СССР рассыпался).
    Имеется в виду, главным образом, духовное (поэтому у Гегеля философии государства и права исходят из духа).
    Из этого, в свою очередь, следует ряд значимых выводов диалектической теории модернизации, в частности, следует то, что никакой план социально-экономического развития не сможет вобрать в себя тезис о единстве государства и народа, что даже самым тщательным образом осуществляемое планирование в СССР это подтвердило.
    Так, в частности, обозначается следующее положение:
 г) только идея модернизации может онтологически включать в себя (учесть) важнейший тезис о единстве государства и народа.
    И поэтому в критичной социальной ситуации спасти страну может только коренная, а не декларируемая модернизация. И не индустриализация, которая может решить только производственные вопросы развития, да и то, только в материально-техническом смысле, но никак не социальные и не политические вопросы. При этом модернизация должна реализовываться не на основе каких-нибудь буржуазно-научных взглядов, а на базе национальных представлений и соответствующей идеи модернизации.

Таким образом, выступает целый комплекс определений и положений, касающихся вопросов идеи модернизации и модернизационного проектирования, актуализированных и изучаемых только в социальной философии Новейшей философии
    Но еще надо знать, как провести модернизацию, а для этого и требуется осуществить модернизационное теоретизирование, представления о котором имеются также только в социальной философии Новейшей философии.


* Здесь: «основание» - диалектический термин, который не следует путать с материалистическими понятиями, идентифицирующими материальный мир. Основание - это понятие диалектической философии, коренным образом отличающееся от основы, базы, замысла, научных предложений и т.д. Основание объективно.
** Чтобы исключить возможную путаницу, следует сказать, что в диалектической философии в смысле сказанного различаются идея, абсолютная идея, национальная идея, социальная идея, идея модернизации и проектные идеи.
*** Здесь: «реальность» - диалектический термин.
**** Здесь: «определение» - диалектический термин.


См. «Диалектическая философия и науки»,
«Положения основания модернизационных теоретизаций»,
«Смысл конкретной модернизации»

[«Важнейшие аспекты модернизационного проектирования», «Модернизационного теоретизирования особые моменты», «Проектирование и планирование (модернизационное проектирование и социально-экономическое планирование)».]


Обсуждения: http://all-discussions.livejournal.com/31895.html