Капитализма отрицание и упразднение по Марксу.
- 28.01.07 г.


Проблему снятия отчуждения, противоречий и негативов капитализма в смысле упразднения последнего решил К. Маркс через снятие частной собственности, рассмотрев снятие противоречия этой общественной формации как такового. (Однако, говорить о снятии частной собственности всегда необходимо как о частности и с особой осторожностью, владея соответствующими диалектическими знаниями.)

Проблему снятия отчуждения, противоречий и негативов капитализма К. Маркс рассмотрел противоположно Гегелю – только-материалистически, т.е. в смысле только-бытия, соответственно, как снятие частной собственности, фактически открыв дорогу к научному обоснованию возможности, достижения и становления социализма.
    Центральное место в рассуждениях К. Маркса занимает положение только о материальных, чувственных, предметных основах различных отчужденных форм человеческого существования. При этом становится существенной критика рассуждений Гегеля: «в качестве полагаемой и подлежащей снятию сущности отчуждения здесь (в труде «Феноменология духа». – ПРИМ.) выступает не то, что человеческая сущность опредмечивается бесчеловечным образом, в противоположность самой себе, а то, что она опредмечивается в отличие от абстрактного мышления и в противоположность к нему» (курсив К. Маркса. – ПРИМ.) [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. – Т. 42. С. 157]. Поэтому К. Маркс пишет, что «материальная, непосредственно чувственная частная собственность является материальным, чувственным выражением отчужденной человеческой жизни… Поэтому положительное упразднение частной собственности, как утверждение человеческой жизни, есть положительное упразднение всякого отчуждения, т.е. возвращение человека из религии, семьи, государства и т.д. к своему человеческому, т.е. общественному бытию» (курсив К. Маркса. – ПРИМ.) [Там же. Т. 42. С. 117].
    Таким образом, при рассуждениях К. Маркса о снятии отчуждения выступают рассуждения относительно снятия частной собственности…
    Итак, отрицание и упразднение капитализма по Марксу существенны в ликвидации частной собственности (на капитал, средства производства и землю).
    Таким образом, в своих рассуждениях К. Маркс привел проблему снятия отчуждения к снятию частной собственности, но всего лишь, во-первых, как определенной реальности, и, во-вторых, при капитализме. Это, с одной стороны, есть отрицание капитализма, определяющее рассуждения о некоторой неабстрактной общественной формации – о социализме по Марксу* (однако он не доказал ее единственность после капитализма). С другой стороны, такие рассуждения суть частные рассуждения, т.е. К. Маркс дал ограниченное решение, так как в нем учитывается снятие капитализма на основе трансформации присущей ему частной собственности, решение, которое тем трудно реализуемо, что не абстрагируется от несобственной субъективности**. Поэтому социализм в смысле рассуждений К. Маркса является в качестве снятой абстракции в узком смысле, т.е. как некоторая реальность, но в своем неустойчивом явлении, ибо она определена на основе снятия частной собственности, но не затронуты аспекты несобственной субъективности. (Проведение полных рассуждений приводит к выводу о наличествовании еще одной общественной формации – формации индустриального социально общества.) Иными словами, социализм в смысле учения К. Маркса может быть положен только как неустойчивая реальность (что подтвердила практика), и его необходимо не реализовать, а реализовывать, придерживаясь ряда диалектических канонов. Это, в свою очередь, требует глубокой теоретической подготовки в условиях новой реальности и создания соответствующей практической теории, что было жизненно необходимо при построении СССР, но реализовано так и не было…
    Но следует отметить также и следующее. Теория научного социализма К. Маркса есть концепция одной из абстракций, которая в силу переходящего отрицания отрицания могла была быть реализована в своем последействии и развитии в смысле снятия отчуждения в частном. Конечно же, это – колоссальный акт, но который мог быть осуществлен при условии ухода или тотального противодействия развитию отрицания отрицания. Однако для этого требовалось осознание и развитие положенного К. Марксом в определенном снятии отчуждения основания реальности*** и учета неизбежно выступающего (и упомянутого К. Марксом в конце I тома «Капитала») отрицания отрицания. Более того, для реализации социализма требовалось, в частности, совершенное владение диалектическими и политэкономическими знаниями…


* Это же позволило К. Марксу говорить и о коммунизме, например: «…коммунизм, в качестве снятия частной собственности, означает требование действительно человеческой жизни» [Там же. Т. 42. С. 169].
** Несобственная субъективность – одна из основополагающих категорий Новейшей философии– результат объективизации субъективности в процессе абстракции идеи.В силу отрицания, кроме всего прочего, стало проявление несоответственного объективного, чуждого, некоторого противостоящего природе (в общем смысле – не только ей), имеющего свои цели и соответствующего противонаправленной идее деятельности. Оно выступило в силу субъективизации, которая стала объективизироваться и для себя, и для других, т.е. в природе, в первую очередь, в мире людей. Иными словами, с некоторых пор субъективность в бытии, в противоположность истинностному положению вещей, стала не менее довлеть над природой, чем объективное и ее собственное: тем самым, для идеи было проявлено и субъективное отрицание, которое породило (не природную) несобственную субъективность...
*** Социализм, как снятый (в смысле прекращения) капитализм, есть неустойчивая реальность в силу снятия абстракции (капитализма).