Особенности познания диалектической философии.
- 17.11.10 г. -

Познание диалектической философии обладает особенностями разных родов (этот термин можно понимать и в платоновском смысле). Укажем несколько из них.

К первому роду особенностей познания диалектической философии относятся его непосредственные свойства, обозначенные в статье «Познание диалектической философии»: так как диалектическая философия есть проявление философии, и ее содержанием служит действительность, то ее познание
- неизбежно
- объективно,
- действительно,
- тотально,
- всеобще,
- не имеет аксиом (для него - весь Мир);
 Б. в силу наличия самодвижения, когда познание диалектической философии катится вперед от содержания к содержанию, 
- оно безотносительно
- оно системно: формирование знаний происходит не хаотически, не на основе случайного по сути своей эксперимента и пришедшей ученому удачной мысли, а системно - на основе, как написал Гегель, конструирующего самого себя пути познания,
- оно рефлексивно (здесь: в объективном смысле);
 В. постижение  имеется в переходе а) от объективности (понятие) к исследованиям (природа), чего, кстати, не смогла выявить философия Канта, и б) от всеобщности к единичности, поэтому познание в диалектической философии
- реально дедуктивно, чего нет и не может быть в обычных науках,
- единопарадигмально,
- цельно,
- едино.

В силу самодвижения и действительности диалектического познания обнаруживается различие диалектического мышления и рассудка (здесь: рассудочного мышления, научного мышления).
    Ко второму роду относятся особенности диалектического мышления и его использования в диалектической философии*.

К третьему роду относятся особенности содержания познания диалектической философии.
    Особенности второго рода обозначаются рядом позиций.
    Основная позиция раскрывается в том, что для познания диалектической философии бытие и ничто неразличимы, нераздельны и неотделимы, но в то же время они не одно и то же, они абсолютно различны [Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 5. С. 68]. И «нет ничего ни на небе, ни на земле, что не содержало бы в себе и того и другого, и бытия и ничто» [Там же. С. 70].
    Это «единство бытия и ничто лежит в основании в качестве первой истины и составляет стихию всего последующего» (здесь: в мире и в логике как науке) [Там же. С. 71]; но эта основа так и не понята в науках.
    Итак, Гегель обозначил начало, которое позволяет без введения аксиом и т.п. познавать мир в действительности и его логике, которая при этом закладывает основы гегелевской логики - основы познания диалектической философии - существенно отличной от обычной логики и качественно превосходящей последнюю.

К четвертому роду относятся онтологические особенности познания диалектической философии, разделяемые на группы.
     Укажем некоторые позиции первой группы, которая манифестирует особенности работы с понятием.
     Их первая позиция раскрывается в том, что в диалектической философии движущаяся природа содержания познания полагает и порождает само определения (содержания) [Там же. С. 4]. Иными словами, диалектическое познание получает определения, а не ставит свои субъективные предикаты к относительным образам субъективно воспринятых явлений, как это делается в обычных науках.
    Таким образом, познание осуществляется не столько через явления, сколько через понятия, т.е. не по частям и не во внешних определениях, как в обычных науках
    Мыслится само понятие [Там же. Т. 1. С. 20], а не рассудочное понятие, что представляет серьезную трудность для недиалектического мышления;
    Вторая позиция раскрывается в том, что диалектическое познание может оперировать с определениями нечто даже в их в себе целокупности, в то время как обычное познание может работать только с положенными сущностными определениями в оппозиции для других, поэтому науки, равно как и любое метафизическое познание, делают утверждения и выводы лишь относительно определений, не каковы они в понятии, а каковы они, как положенные для других, и не видят различия того, что в себе, поэтому поверхностны, внешни к объектам и к существу вопросов [там же. С. 117]. А в современной диалектической философии познание, вдобавок к указанным Гегелем возможностям, осуществляется еще и через систему «определения – сущее».
    При этом через свою систему гносеологических рассудочных и диалектических определений и категорий диалектическая философия в своем познании в их формах оперирует более чем десятью видами онтологических по своей природе определений, не говоря уже об их формообразованиях, в т.ч. в положениях или в конфигурациях, например, для других.
    Имеются и другие позиции первой группы.
    Указанных позиций достаточно, что бы понять то, что диалектическое познание системно планомерно и объективно вбирает в себя истинные сущностные определения, а не ставит какие-то субъективные предикаты в описаниях явлений, как это делают науки, поэтому превосходит их.

К пятому роду относятся логические особенности познания диалектической философии, начиная с того, что природа  изучается не столько в ее исторической и реальной неизбежности, а, как указал Гегель, в ее требуемом смыкании с логическим [Там же. Т. 3. С. 365].
    Эта группа очень важна, так как раскрывает логическую основу диалектического познания, создает условия для понимания и  реконструкции направлений (подразделений) вообще логики (в рамках современной диалектической философии), в т.ч. создание системы логик, которая представляет собою весьма мощный инструмент познания, и обозначает соответствующие логические  инструменты и их формализации, например, операторы Новой логики.

К шестому роду относятся методологические  и системно-структурные особенности познания диалектической философии, реализующиеся в построениях и системах
- логических методов Новейшей философии,
- диалектических и иных способов познания,
- диалектических структур познания (схемах),
- диалектических методов познания и постижения,
- диалектических технологий актуализации информации,
- технологий познания.
    Особенности познания диалектической философии шестого рода определили исследования возможностей, способов и форм диалектического познания, что оказалось весьма важным для исследований диалектической гносеологии, в т.ч. были созданы основы для актуализации и развития ее отраслей познания и одного из направлений науки познания, а также для определения ряда параметров исследований  экзистологии и  мыслительной логики.

Имеется еще ряд родов особенностей познания диалектической философии.
    Все они имеют большое значение для развития всеобщей гносеологии.


*  Если основания и истоки особенностей первого рода были показаны в предыдущей статье, то вот даже характеристики особенностей второго рода, тем более, еще более высоких родов, без надлежащей структуризации, в первую очередь, без триадной структуризации показать невозможно. А раскрытие ее порядков невозможно, в свою очередь, без использования инструментов познания  Новой логики, в первую очередь, опять же, без триадных операторов, которых попросту нет в традиционной логике. Поэтому особенности одного из следующих родов будут просто продемонстрированы умозаключениями Гегеля, которые, как всем понятно, следует считать базовыми положениями диалектического познания.


[Продолжение: «Диалектического познания исключительность».
См. «Сознания феноменология», «Познания современные диалектические средства» и «Бытие и ничто в становлении».]


 

Обсуждения: http://community.livejournal.com/all_discussions/23399.html