Диалектические стили и формы изложения.
- 28.11.10 г. -

Диалектический язык изложения – собственный язык диалектической философии – наиболее гибкий, разнообразный, богатый и функциональный из всех языков изложения, в т.ч. в силу средств опосредствования и разработанных инструментов.
    К инструментам относятся стили изложения, формы изложения, моменты изложения, формы записи и система терминов диалектической философии; все они – гегелевские и современные инструменты – были восстановлены, дополнены, проклассифицированы и регламентированы в современной диалектической философии.

А. Стили изложения диалектической философии.

Особый стиль, или в себе стиль – главный по своему значению, стратегический, достаточно часто встречающийся стиль изложения диалектической философии, позиционирующий значения и смыслы совокупности понятий, тезисов, суждений, умозаключений, утверждений и идей относительно значений отдельных терминов, введенных смысловых единиц, словосочетаний, предложений и даже отдельных контентов. Иными словами, те или иные контенты, части предложения или даже отдельные слова несут в зависимости от их сочетания, позиционирования, идентификации и определяемых тем и задач изложения совокупность различных смысловых нагрузок, значений, отражающих в комплексе генеральную мысль, а в отдельных положениях – конкретные значения, и, одновременно, некоторое заложенное многообразие смыслов и идей и их для себя и для других проявлений. 
     Особый стиль обусловлен тем, что постижение – диалектическое познание и диалектическое постижение – происходит не во внешних формах и не только в положенных определениях для других, а в определениях понятия, которые необходимо рассматривать сами по себе и в единстве, зачастую изначально без разделения, что и требует особого инструмента описания и, соответственно, специфического изложения текста, который, вместе с тем, становится инструментом познания, чего принципиально не может быть в науках
     Особый стиль обусловлен также и тем, что зачастую подробное описание всех вариаций смысловых нагрузок и их взаимных отношений по отдельности, пусть даже на многих страницах, – не актуально, ибо в деталях не только ускользает целостность всех определяемых предложением диалектических положений и моментов рассуждений, но и теряется единство и жизнь (существование) закладываемого комплекса идей и понятий во всем многообразии их сочетаний. Иными словами, детальное раздробленное описание составляющих частей, их отношений и механизмов взаимодействия, что зачастую приветствуется в науках, редко дают сущностное и даже просто адекватное отражение существа идеи, понятия, целокупности смыслов (напр., никакое сколь угодно подробное описание органов человека, их функционирования и т.п. никогда не даст представления о жизни и чувствах человека). 
     Особый стиль часто производится в диалектических утверждениях – логических формах, не известных традиционной логике – для него являющихся непосредственными результатами воспроизводства диалектических моментов из конкретных определенностей и тождеств, в первую очередь, тождества мышления и бытия, причем зачастую в их структуре и возникновении.
    Особый стиль может быть присущ и отдельным предложениям, и отдельным абзацам текста.
    Изложение в этом стиле сложно для восприятия: даже В.И.Ленин относительно одного из гегелевских контентов «Науки логики», выполненных в этом стиле, сделал в своих конспектах пометку «темна вода». 
    Но только этот стиль позволяет решать практически любые коммуникационные, познавательные и образовательные задачи. Например, он позволяет не разъединять высказываемый комплекс идей на отдельные положения, что часто приводит к утере цельности и значимой части значений и переходов одних идей в другие и, следовательно, к выхолащиванию диалектической сути изложения. 
    Изложение в этом стиле позволяет
- в довольно сжатых текстовых объемах размещать знания и информацию разных предметов исследований;
- маркировать тексты целиком, отдельные контенты и даже части предложений  определенным образом для передачи тех или иных особых смыслов, для установления требуемых неявных отношений в целокупности смыслов, что особенно важно для передачи идей и для единообразного понимания текстов на протяжении веков;
- формировать контентные «точки перехода»;
- в опосредованной форме передавать знания, смыслы и др.;
- выразить любой объем информации и смыслы знаний диалектической философии,
- осуществлять синтетическое развитие познания в диалектической философии, в т.ч. в целом и в сверхчувственной сфере, неведомой, а порой и вообще отвергаемой науками;
- сохранить все смысловые различения, которые легко реконструируются по отдельности и в надлежащих (или выбранных) конфигурациях за счет соответствующих средств диалектической философии;
- синтезировать новые знания;
- идентифицировать и выражать объемы Устной диалектики,
- защищать знания от познания их лицами, которым они не предназначаются.
    Особый стиль обладает наибольшей палитрой гносеологических, коммуникационных, когнитивных и других возможностей, хотя преподносит их в особой, нередко, опосредованной форме. 
    Без умения читать диалектические тексты в этом стиле, что собственно, и означает «уметь читать диалектические тексты», понять диалектическую философию невозможно.
    Особый стиль и изложения в нем (без знания системных вариантов его исполнения) пока не были недоступны научному познанию.

Основной стиль, или для себя стиль – наиболее часто встречающийся стиль изложения диалектической философии. 
    Он, в основном, характеризуется спекулятивными особенностями, а также вариациями смысловых значений моментов изложения, основанными на переходах и снятии диалектических моментов и определений. 
    Для этого стиля существенны отражение процесса получения результата и завершенность диалектического изложения рассуждений в конкретном контенте, а вот методологические особенности и образующие логические структуры, наоборот, сняты. 
    Основной стиль может быть присущ и отдельным предложениям, и разным контентам, и всему объему текста.
    Этот стиль реализуется  за счет гибкого сочетания ресурсов изложения диалектических текстов и многообразного сочетания диалектических определений, которые, с другой стороны, достаточно жестки своею точностью (см. «Система терминов диалектической философии»), хотя обычно применяются в многопозиционном варианте их использования. 
    Основной стиль позволяет разместить диалектически релевантные сегменты по отдельности, выразить значительную палитру смыслов, закладываемых в общее изложение, или, что то же самое, что в соответствующих диалектических текстах достигаются размещение качественно разных посылок и смыслов и их сочетание в объеме одного контента.
    Основной стиль также позволяет синтезировать новые знания.
    Основной стиль и изложения в нем (без знания системных вариантов его исполнения) пока не были недоступны научному познанию.

Коммуникационный стиль, или для других стиль – стиль изложения, выработанный в современной диалектической философии и использующий упрощенные диалектические и даже объективно-рациональные формы изложения, порой приближаемые к научным или к научно-публицистическим формам изложения (описания). 
    Коммуникационный стиль обусловлен необходимостью рационалистического или даже просто общедоступного изложения многих вопросов в привычных всем внешних формах и в положенных определениях для других. 
    Коммуникационный стиль производится, в основном, в суждениях и умозаключениях – в логических формах, хорошо известных традиционной логике.
    Коммуникационный стиль может представлять контенты в «расплетенном» виде, т.е. когда отдельные сегменты или смысловые направления одного целевого изложения (контента) распределены в разных разделах (параграфах и т.д.) текста (статьи, книги).
    Коммуникационный стиль предназначен для изложения материалов и конкретных содержаний знаний диалектической философии в объеме ее внешней сферы, когда не предусматриваются особые позиции и маркеры и не раскрывается существо заложенных диалектических положений и диалектических знаний, хотя могут быть выполнены указания на них. Можно сказать, что этот стиль предназначен для не очень углубленного изложения материалов «верхушки айсберга» знаний диалектической философии, когда раскрываются общие положения (а не существо) выбранных диалектических положений. 
    Коммуникационный стиль обычно присущ всему объему текста.

Каждый из трех стилей может быть исполнен в том или ином функциональном варианте (образе), из которых можно указать повествовательный вариант и спекулятивный вариант (широко известный по гегелевским текстам).
    Выбор любого из стилей обусловлен рядом причин, в т.ч. целями создания и публикации текста. 

 Б.Формы изложения диалектической философии – это способы организации и оформления конкретного изложения. Они функционально различаются, поэтому делятся на группы, из которых можно указать следующие:
- формы распределения; эта группа форм включает две основные их реализации;
- формы реализации; эта группа форм включает три основные их реализации в своей сложной подгруппе и две в простой, она позволяет решать задачи реконструкции новых смыслов, методологические задачи и задачи подготовки содержаний к исследованиям, в первую очередь, на основе методов диалектической философии; одним из наиболее мощных в познавательном смысле является изложение в дополнениях (изложение в дополнительных определениях, см. п. «Негативизация»), которое было разработано в современной диалектической философии;
- операционные формы; эта группа форм включает шесть основных их реализаций; из них широко известна гегелевская форма «im Grundrisse»;
- инструментальные формы; эта группа форм включает четыре основные их реализации в своей маркерподгруппе и по несколько в функциональной и защитной подгруппах; в частности, уже говорилось о том, что ряд предложений в диалектических текстах излагается специфическим образом, что обусловлено преднамеренным затруднением их переводов на иностранные языки.

 В. Моменты изложения диалектической философии развивают возможности форм и стилей изложения диалектической философии. Они являются инструментами для обозначения контентных особенностей тестов и способов их прочтения и осмысления.
    Напр., диалектическое «И» –  то самое, о котором В.И.Ленин написал, что там, где другие ставят ИЛИ, Гегель ставит И и объясняет его смысл.

 Г. Формы записи диалектической философии – способы обозначения или оформления элементов текстов.
     Надо отметить, что у Гегеля в некоторых случаях запись некоторых терминов (напр., «бытие», «логическое») в конкретных случаях в текстах была без каких-либо обозначений, что внесло весомую путаницу в понимание многих его умозаключений. В современных диалектических текстах идентификационные определения обычно сняты,  их функция исполняется за счет тех или иных инструментов изложения (напр., слово «понятие» для научного познания вообще не имеет смысла в сверхчувственных и диалектических значениях, основных для диалектических текстов).

 Д. Не имеющая аналогов система терминов диалектической философии, которая создана в когнитивной теории терминов, понятий и определений, дает богатый, однозначный, строгий и разнообразный инструментарий для реализации изложения диалектической философии и применения соответствующих возможностей в ней. Например, кроме гносеологических рассудочных и диалектических определений и категорий диалектическая философия в своем познании в их формах оперирует более чем десятью видами онтологических по своей природе определений, не говоря уже об их формообразованиях, в т.ч. в положениях или в конфигурациях (восстановить которые без диалектического арсенала невозможно), например, для других, что определяет несравнимо больший спектр возможностей формализации мыслей и, соответственно, познания, чем во всех вместе взятых науках. С другой стороны, все термины диалектической философии строго определены, причем не только для того, чтобы не допускать разных их трактовок и следующих из этого досужих разговоров, недопониманий, профанаций и т.д. (этот вопрос отдельно был исследован в феноменальной теории противоречия и противоположности), но и, главное, для их однозначности при выстраивании умозаключений (например, большинство очевидных выводов в науках до сих пор не сделаны (!!!) только по причине того, что в них нет однозначных терминов, или того, что ученым часто не выгодно признавать чужие термины – чужие заслуги). И, как уже указывалось, для того чтобы окончательно отмежеваться от методологических и познавательных сложностей материализма и наук, в современной диалектической философии актуализирован собственной комплекс понятий и определений, формируемых в процессе диалектического постижения и на основе новой философской дисциплины – диалектической терминологии, которые в когнитивной теории терминов, понятий и определений были сведены в систему, обретшей сверхсуммарные смыслы.

 Е. Говоря о стилях, формах и моментах изложения, о формах записи и системе терминов диалектической философии следует отдельно указать следующее.
    Формы изложения диалектической философии в большей мере, чем формы записи и моменты изложения, позволяют варьировать, группировать, маркировать, идентифицировать и т.д., а также маскировать, скрывать, снимать, текстуально исключать и т.п. требуемые объемы и положения смысла и управления контекстов, и вместе с ними, особенно при изложениях текста в особом стиле, обладают даже большим разнообразием и мощью, чем гримуарные возможности, мистичные для наук, но весьма эффективные на практике.
    Все стили и формы характеризуются возможностью использования многих (более трех) определений (прилагательных) к существительному, нескольких однокоренных слов в предложении, терминов, имеющих несколько самостоятельных значений, при этом существенное и несущественные для изложения значения терминов и смыслы определяются формой и конфигурацией контекста.

Стили изложения, формы изложения, моменты изложения, формы записи и система терминов диалектической философии играют значимую роль при создании текстов диалектической философии и в их управлении. При этом они позволяют не только передавать знания и информацию тем образом, который требуется, но и синтезировать знания, т.е. являются инструментом познания.
    В зависимости от целевых установок и определяемых этим инструментов изложения любой диалектический текст может быть реализован в разных видах.


[См. «Диалектической философии текста управление» и «Познания современные диалектические средства».]


 

Обсуждения: http://community.livejournal.com/all_discussions/23651.html