Современная политическая экономия.
- 12.11.06 г. -


Современная политическая экономия – общественно-историческая диалектическая область познания об общественном строе производства, о способе производства (но не о производстве и не о максимизации доходов), базирующемся на производственных отношениях, и о производственном развитии обществ и его управлении.
   
Современная политическая экономия, используя достижения политической экономии, видит своей задачей не столько описание общественно-экономического развития, сколько предложение путей его разумного осуществления, в частности, разумного развития обществ.
   
Современная политическая экономия служит определению путей неконфликтного развития Цивилизации и отдельных обществ и повышения благосостояния каждого человека в любой стране, учитывая интересы и развитие каждой страны.

А. Современная политическая экономия является синтезом классической политической экономии (тезис) и ее критики К. Марксом (экономическое учение К. Маркса; антитезис) на фоне отрицания неоклассики (в первую очередь, экономикса, неоклассического направления современной экономической науки, неоинституционализма и, в целом, «мэйнстрима»).
   
Иными словами, в отрицании критики политической экономии (экономическое учение К. Маркса) восстанавливается… политическая экономия. Это и есть основа становления современной политической экономии, которая, поэтому же, не является воспроизведением ни классической политэкономии, ни марксизма (но базируется на их отрицаниях).
   
В силу отрицания классической политэкономии марксизмом и неизбежного его диалектического отрицания при восстановлении (в синтезе) современная политическая экономия, с одной стороны, есть отрицание отрицания, т.е. второй круг (в смысле кругов наук Гегеля) развития политической экономии. С другой стороны, согласно диалектике как учению, в силу полагающего отрицания современная политическая экономия основывается на противоречии, поэтому, жизненна и имеет внутреннее самодвижение развития, следовательно, собственного познания, т.е. имеет собственную рефлексию (более того, определенным образом соответственную каждому из кругов), чем кардинально отличается от любых наук и многих областей познания. (В определенном смысле можно сказать, что современная политическая экономия есть одна из немногих рефлексивных областей познания.)

Б. Принципиальным отличием современной политической экономии от непосредственно известной политической экономии являются
- исключение достижения целей, главным образом, политических и классовых, ибо это, согласно диалектической философии, ограничивает и ведет к нежизненности; 
наличие (постановка) задачи об уменьшении проявления современных и расчетных негативов, что определяет выявление решаемых текущих задач;
наличие в ее составе собственной философии – философии политической экономии;
снятие ряда экономических и политэкономических теоретических положений, напр., факторов производства (они оказываются несущественными и оставляются экономической науке), что обусловливает переосознание многих положений, напр., снятие закона соответствия характера производственных отношений уровню производительных сил и… коммунизма, как общественной формации*.
    Если известная политическая экономия осуществляла описание, объяснение и предсказание общественно-экономического развития, то современная политическая экономия есть область познания о существе и способах, во-первых, его управления и, поэтому, во-вторых, его созидания.
   
Не только в смысле модернизации или иной практической деятельности, но и в теоретической плоскости современная политическая экономия не рассматривает (не видит) позитив экономического развития в общепринятом спектре, «ограниченным с двух сторон» рыночным фундаментализмом и государственным капитализмом. Обоснованы и разрабатываются новая общественно-экономическая доктрина экономический демократизм, и формы управления экономикой (а не процедуры и акты для ее регламентирования), в том числе, для развитых экономик - финансовый инструментализм, для развивающихся структурный инструментализм.

 В. Современная политическая экономия есть область познания:
- общественно-историческая;
общая и регионально-национальная;
философско-экономическая;
использующая философию Гегеля и экономическое учение К. Маркса;
двуедино практическая: на основе практики и конструирующая практику.

Г. Так как политическая экономия в диалектическом смысле есть область познания о производительном функционировании общественного сознания, выражением чего являются производственные отношения, то основами современной политической экономии являются гегелевская философия духа (и труд Гегеля «Философия права») и политическая экономия К. Маркса, но сама современная политическая экономия актуализируется в синтезе классической политической экономии (тезис) и ее критики К. Марксом (антитезис) на фоне отрицания неоклассического направления западной экономической науки. В определенном смысле можно сказать, что современная политическая экономия есть диалектический синтез гегелевской философия духа и политэкономии К. Маркса.

Д. Современная политическая экономия имеет собственные
 а. онтологию – познание исторического развития и современного состояния общества, т.е. объективной окружающей общественной реальности в ее ретроспективе,
 б. гносеологию – диалектическое познание производственного развития обществ и диалектика самой политической экономии.
   Современная политическая экономия имеет в своем составе направления, подразделения, теории и концепции, в том числе и принципиально новые, напр., теория иного капиталистического развития.
   
В современной политической экономии определены новые общественно-экономические законы, напр., всеобщий капитализма**, второй капиталистического способа производства*** и соответствия и противоречия вида производственных отношений и характера производительных сил.
   
В современной политической экономии существенны особые (новые собственные) исследования, напр., рефлексиология политической экономии и феноменология капитализма.
  
На основе современной политической экономии определен ряд новых экономических технологий.

* «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. –  Т. 3. С. 34] – частную собственность [там же. Т. 42. С. 127] – точнее: отчуждение трудящихся от средств производства. Но когда исчезнет отчуждение трудящихся от средств производства, исчезнет и коммунизм…
** Его не следует путать с всеобщим законом капиталистического накопления К. Маркса.
*** Первым законом является получение прибавочной стоимости или, как сказал К. Маркс, нажива.

Примечание: в зависимости от контекста изложения термин «современная политическая экономия» в ряде случаев заменяется определениями «теория развития» или «теория социально-экономического развития». В первом случае понимается определенное обобщение, включающее политико-социально-экономические исследования политической экономии, во втором – теории иного капиталистического развития.


См. «Социоидейные положения современной политической экономии»,
«Т: расширение императива Канта».