О некоторых проблемах физики.
А. Вывод Гейзенберга: «физика и химия – хотя нам почти не известно, под влиянием чего, – непрерывно развивались в направлении математического анализа природы с целью введения единообразия. В то же время претензий нашей науки (т.е. физики и естествознания в целом. – ПРИМ.) на познание природы в обычном смысле этого слова становилось все меньше» [Гейзенберг В. У истоков квантовой теории. Сб. – М., 2004. – С. 45].
* Но влияние чего? Либо человеческого мнения, но тогда естествознание относительно и субъективно. Либо некоторого объективного фактора, еще не познанного, тогда следует усомниться в верности пройденного пути. Либо некоторой Высшей закономерности, но тогда причинность мира следует искать вне мира (и материи). И другие противоречия имеются, но, по крайней мере, последнее из указанных корректно никогда не удастся снять.
Тем, далее, и получилось то, что «претензий нашей науки на познание природы в обычном смысле этого слова становилось все меньше». Но почему? К чему это ведет? И как встать на путь объективного познания?
Б. Один из «результатов»: вывод другого физика (или многих?).
Фейнман, о котором порой говорят как об одном из крупнейших физиков-теоретиков, определил следующее. Квантовая механика «дает совершенно абсурдное с точки зрения здравого смысла описание Природы. И оно полностью соответствует эксперименту. Так что я надеюсь, что вы сможете принять природу такой, как Она есть – абсурдной» [Фейнман Р. Квантовая электродинамика: странная теория света и материи. – М., Наука, библ. «Квант». – 1988. Вып. 66]...
* Иными словами, о разумности Природы некоторые уже не говорят. Другие не думают. Но неразумность природы – это шаг (не первый, и не последний) к отрицанию присутствия разумности в миросоздании или разумности самого миросоздания, а, значит, и роли Бога… (Наступают времена Апокалипсиса? Физика способствует разработке технических средств персональной идентификации людей?)
В. Вывод Новейшей философии.
Напрочь материалистическое (в лучшем случае) мировоззрение физики загнало ее во многие тупики. Необходимо философское осмысление физических данных и процессов на основе диалектической платформы, в первую очередь, для исключения опасных вариантов путей развития естественных наук.