Капитализма отрицание и спасение по Кейнсу.
- 04.02.07 г.


Даже при кратком анализе исследований Дж.М. Кейнса, как говорили, «спасителя капитализма», бросается в глаза один из принципиально важных выводов его некогда обсуждаемого во всем мире труда «Общая теория занятости, процента и денег» – рассуждения о неизбежности некоторой трансформации капитализма.
    Дж.М. Кейнс отметил, в частности, следующее. «Представляется маловероятным, чтобы влияние банковской политики на норму процента было само по себе достаточно для обеспечения оптимального размера инвестиций. Я представляю себе поэтому, что достаточно широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой. Но, помимо этого, нет очевидных оснований для системы государственного социализма, которая охватила бы большую часть экономической жизни общества. Не собственность на орудия производства существенна для государства. Если бы государство могло определять общий объем ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства и основных ставок вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто все, что необходимо. Кроме того, необходимые меры социализации можно вводить постепенно, не ломая установившихся традиций общества» [Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1999. С. 346] (курсив наш. – ПРИМ.).
    Характерным является и тот факт, что после явного акцентирования внимания читателей на централизации контроля со стороны государства, Дж.М. Кейнс пишет ряд знаменательных фраз, например, относительно предполагаемой им системы государственного устройства: «новая система может оказаться более благоприятной для сохранения мира, чем старая» [там же. С. 348]; но… капитализм порождает войны в том или ином виде, и только социализм склонен к сохранению мира*.
    Итак, в первую очередь, необходимыми представляются процессы социализации инвестиций – одного из главных инструментов обеспечения жизненности, эффективности и развития современной капиталистической экономики, – процессы, служащие, в первую очередь, с одной стороны, реализации системы государственного социализма для империалистического государства, которая охватила бы сначала некоторую часть «экономической жизни общества», и, с другой стороны, ограничению «основных ставок вознаграждения владельцев» «орудий производства». 
    Таким образом, получается, что, согласно Кейнсу,
 а) необходимо определять размеры «основных ставок вознаграждения владельцев» орудий производства (и это – при объективности снижения нормы процента!), т.е. регулировать размеры прибыли – ограничивать прибыль на капитал (т.е. ограничивать свободы использования частной собственности, что есть уже вмешательство в основу капитализма);
 б) необходима «достаточно широкая социализация инвестиций»;
 в) хотя (якобы) «нет очевидных оснований для системы государственного социализма»**, «необходимые меры социализации можно водить постепенно», не ломая, но постепенно изменяя капиталистические «традиции общества».
    Но одно лишь ограничение ставок прибыли на капитал есть уже серьезная для капитализма угроза, ибо не только сметает либеральные тезисы о свободе, в т.ч. частной собственности и рынка, но и ставит под угрозу принцип существования капитализма.

Таким образом, согласно Дж.М. Кейнсу, для спасения капитализма существенной становится его кардинальная трансформация…

Но вопрос о рассмотрении социализации по Кейнсу экономики становится тем более актуальным, что в завершение своей книги Дж.М. Кейнс пишет следующее. «Потребовался бы целый том совершенно иного характера, чтобы обрисовать даже в самых общих чертах те практические меры, в которые эти идеи могли бы постепенно воплотиться» [там же. С. 350] (курсив наш. – ПРИМ.). Но этот том Дж.М. Кейнсом, как известно, не написан. Однако известно, что относительно своих идей Дж.М. Кейнс полагал следующее: «не являются ли интересы, подавление которых они (идеи Дж.М. Кейнса. – ПРИМ.) предполагают, более сильными и более очевидными, чем те, которым они (идеи Дж.М. Кейнса. – ПРИМ.) должны служить?»*** [там же. С. 350]. Так какие же интересы противопоставляет Дж.М. Кейнс своим идеям? – милитаризма и мирного существования государств, капитализма и социализма?..



* В.И. Ленин в своем труде «Империализм, как высшая стадия капитализма» доказал, что капитализму соответствуют раздел и передел мира, следовательно, и войны (см. ст. «Капитализма основные законы, противоречия и  негативы»). При этом известно, что Дж.М. Кейнс не только проводил экономические исследования, но и анализировал военные приготовления и последствия войн для экономики, а также активно участвовал в ряде военных правительственных комиссий. Поэтому можно предположить, что Дж.М. Кейнс, имея богатый практический опыт, считал необходимой трансформацию капитализма в целях не только развития империалистической экономики, но и снятия предпосылок мировых войн. Положение о противопоставлении некоторых интересов и идей Дж.М. Кейнса дает еще больше оснований для сделанного предположения.
** Согласно В.И. Ленину, «Государственно-монополистический капитализм есть полнейшая материальная подготовка социализма, есть преддверие его, есть та ступенька исторической лестницы, между которой (ступенькой) и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет» [Ленин В.И. Полн.Собр.Соч. - 5-е изд. – Т. 34. С. 193].
*** Следует призадуматься о том, что в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнс, «прошедший огонь и воду и медные трубы версальских переговоров», как сказал о нем В.И. Ленин, мог иметь в виду относительно заложенных в книге стратегических положений, когда написал, что «не являются ли интересы, подавление которых они (идеи Дж.М. Кейнса. – ПРИМ.) предполагают, более сильными и более очевидными, чем те, которым они должны служить»?

См. «Капитализма современные противоречия и негативы».