АРХИВ: прежняя редакция статьи «О системе философии Гегеля» от 28.04.09 г.


Секрет системы философии Гегеля состоит в том, что ее понимание (вне диалектической философии) существенно в частях, как состоящей из частей, а должно быть в различении. 

Обычно систему философии Гегеля отождествляют с его Энциклопедией философских наук.
    В целом понятно, почему систему философии Гегеля отождествляют с его Энциклопедией философских наук, с книгами! – в МГУ им. М.В. Ломоносова имеется мнение о том, что «Под философией, которую изучают в ВУЗах, понимается совокупность произведений (текстов), созданных человечеством в течение многих столетий» ( http://community.livejournal.com/ru_philosophy/744474.html ). Если в МГУ сказано, что философия в Вузах - это книги, значит и система философии Гегеля - книги! Если это усвоили студенты (кто не знает программы, тот обычно отчисляется), то и в будущем, как к.ф.н. и д.ф.н., они будут пропагандировать то же самое. Вот так…

Но вне такой «системы философии Гегеля», понимаемой только как Энциклопедия философских наук, остаются феноменология духа и философия истории – важные составляющие философии Гегеля. 
    Более того, не учитываются положения философии Гегеля, находящиеся в инобытии для нее.

Если очень хочется использовать термин «система», то следует признать Энциклопедию философских наук частной системой, подсистемой – например, система реальных наук философии. Но это – не система (всей) философии Гегеля, что, надеемся, очевидно.
    Кроме того, понимать систему философии Гегеля, как систему {философии Гегеля}, значит отрывать познание философии Гегеля от объективной совокупности знаний, от системы всеобщих знаний, изложенных конкретным образом Гегелем, т.е. от {системы (знаний) философии}, изложенной Гегелем, что есть недопонимание кем-то самого существа знаний или даже преднамеренная акция в целях умаления значения философии Гегеля.

И еще один момент. Если ограничить систему философии Гегеля только Энциклопедией, то его известная фраза из «Науки логики»: «Бытие есть неопределенное непосредственное», устанавливает либо определение бытия из себя, чего не может быть в силу его данной неопределенности, либо наличие чего-то внешнего к бытию, что не входит в Энциклопедию, но не может не входить в систему философии Гегеля. Поэтому Энциклопедию, и то при великом желании, можно назвать только частной системой, подсистемой философии Гегеля.


 А. Философские науки пытаются представить систему философии Гегеля в виде только лишь трех наук философии, якобы образующих три основные ступени развития абсолютной идеи: логика, философия природы и философия духа. А в некоторых случаях к указанной совокупности причисляют и феноменологию духа.
    Но систему философии Гегеля не следует путать с совокупностью (энциклопедией) наук, а термин "система наук" был исключен самим великим мыслителем; определение этой, снятой совокупности, по всей видимости, и внесло путаницу.
    Более того, при определении системы философии Гегеля философским наукам целесообразно было бы учитывать ее марксово понимание: «в системе Гегеля существуют три элемента: спинозовская субстанция, фихтевское самосознание и гегелевское необходимо-противоречивое единство обоих элементов – абсолютный дух».
    А согласно частному определению Гегеля, понимание системы должно быть связано с результирующим развитием метода познания; понимание системы должно включать понимание и определение мотодов, что есть вообще отдельное рассмотрение, которое не было дано Гегелем.
    (Интересным является подход, основанный на связывании системы философии Гегеля или ее определения с трудом Гегеля «Наука логики». Этот подход не имеет широкого распространения у критиков и в философских науках. Хотя должен был бы заслуживать особого внимания.)
    Однако все указанное – лишь представления о системе философии Гегеля: без понимания, по меньшей мере, Метода, мерностей философии Гегеля и ее трансцендентально-структурных положений любые рассуждения о ее потаенных аспектах (и, в первую очередь, о ее системе) являются пустыми разглагольствованиями…

[Иногда пишут, что после смерти Гегеля его Энциклопедия философских наук не раз выходила под названием «Система философии», но наименований и выходных данных изданий, почему-то, не приводят.  
    Похоже, что витающее словосочетание «Система философии» еще в XIX в. породило в связи с философией Гегеля термин «Система философии Гегеля», который, несомненно, богат смысловыми значениями, но без понимая существа привел к явным заблуждениям и серьезной путанице даже на подходах к пониманию философии великого мыслителя. Точно также – заблуждения и путаница – обстоят дела и с диалектической логикой, хотя, и не только с ней: еще в науках нет представлений об отрицании, противоречии, рефлексии, снятии...]

Утверждение о представлении системы философии Гегеля как трех отделов, якобы образующих три основные ступени развития абсолютной идеи (логика, философия природы и философия духа), или еще каких-либо совокупностей трудов Гегеля, опровергается актуализацией воспроизведения философии Гегеля, ибо современные реальные науки философии, образующие Вторую Энциклопедию философских наук, также создаются на основе системы философии Гегеля, но вне его Энциклопедии философских наук.

Так как система (знаний) – это объективное единство (закономерно связанных элементов) знаний, то корректно будет сказать, что философия Гегеля есть развертывание системы философии Гегеля (системы знаний философии Гегеля), которая, в свою очередь, есть система тотальных знаний диалектической философии, актуализированная (понятая) Гегелем.

Б. Система философии Гегеля есть система диалектической философии.
    Система диалектической философии есть достояние самой философии.
    Понимание системы диалектической философии Гегеля или диалектической философии, очевидно, относимой к термину «философия» (что, собственно, следует из обсуждаемого названия), связано с пониманием, в первую очередь, самой философии...
    Но бесспорным является и то, что довлеющее материалистическое мировоззрение и установившиеся в философских науках догмы по ряду причин еще не позволят общественному сознанию (а, следовательно, и отдельно личностным сознаниям) признать философию саму и выйти из узости восприятия мира, в которой понимание системы диалектической философии Гегеля просто невозможно.
    Поэтому общедоступное понимание системы диалектической философии пока остается невозможным.
    Поэтому на данном этапе актуализации Новейшей философии предполагается развивать содержательность современной диалектической философии в некоторую совокупность знаний, имеющих определенную структуру и обозначающих царящие заблуждения, порой ставшие уже научными догмами, хотя изредка критикуемыми, но безрезультатно. В результате, давая определение словами самого Гегеля, «…нужно сказать раз навсегда, что тщетно желание удержать формы прежнего образования, когда перестроилась субстанциальная форма духа. Они представляют собой увядшие листья, спадающие благодаря напору образовавшихся у их основания новых почек» [1. Т. 5. С. 2–3].
    Субстанциальная форма духа перестроилась – современная диалектическая философия, и уже спадают увядающие листья, но многие из них все еще надежно держатся за свои места, не давая возможности расти никакому новому. Но время идет и берет свое – увядающие листья исчезнут. И диалектическое познание займет свое место; а пока, смотря на увядание, спокойно, как почки, набухает... 

 В. Пока скажем, что система диалектической философии – трансцендентальна, ее описание связано со сверхчувственными моментами, а ее наполнением или тем, что создается на ее основе, была философия Гегеля, а является Новейшая философия.
    Но все же отметим, что систему философии Гегеля в одном из ее аспектов можно понимать как определенный случай позиционирования всей Логики (термин В.И. Ленина), который имеет принципиальное значение не только в познавательном смысле, но и (как отметил В.И. Ленин в отношении диалектики) в «применении к жизни и к обществу».  

 Г. Более полной, объективной, дополняемой новым и развиваемой (философской) системы знаний (здесь: не про гегелевскую Энциклопедию, а именно про систему знаний, о знаниях говорится) просто нет. Да и кроме системы Гегеля более нигде нет (системы) непротиворечивых определений всеобщих, объективных и иных категорий, тем более, в их отношениях. Хотя… хотя в настоящее время говорить надо, конечно же, уже о Новейшей философии, о ее системе, - так, действительно, правильнее.


Примечание 1: следует также отметить, что, как установлено в Новейшей философии, в философии Гегеля актуализировано и использовано несколько систем...
Примечание 2: Новейшей философии области познания образуют комплекс, включающий систему реальных наук философии; но ни он, ни она не является системой диалектической философии.

Добавление.
Один из посетителей сайта ввел термин «три группы арсенала человеческого разума». «Первую группу составили определения чистого понятия. Вторую – определения природы. Третью – определения  человечества. Затем Гегель систематизировал каждую группу определений по отдельности» (понятие чистого понятия, понятие природы и понятие человечества).
    На наш взгляд, это – весьма удачный новый термин, по крайней мере, выражающий то, о чем обычно ведется речь.
    В современной диалектической философии в связи с развитием познания в обобщенном значении введено было определение «области познания», но оно соотносится с диалектической философией, а не только с философией Гегеля, ибо в современной диалектической философии уже известны шесть «групп арсенала человеческого разума» – Энциклопедия философских наук и Вторая Энциклопедия философских наук, в совокупности образующие полный комплекс реальных наук философии; о них – позже.