АРХИВ: прежняя редакция статьи «Современное познание - современный вуз», которая была расширена в Раздел СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

В рамках современной диалектической философии осуществлено различение традиционного образования, которое основано на рационализме и общепринятой логике, составляющей, по словам Гегеля, предмет презрения. Теперь традиционное образование осмыслено как атрибут прошлого. С другой стороны, Гегелем были определены различия традиционного и диалектического познаний, которые признаны научным сообществом, но соответствующее диалектическое образование так и не было реализовано.
    Тезис о различении традиционного и современного образований является одним из основных для Новейшей философии при поиске решений многих насущных задач общественного существования и развития.
    А для мирового опережающего развития теперь необходимо внедрение современного образования, которое на Западе затормозилось на этапе human science (технические достижения соответственны другому фактору, но это – еще один, отдельный вопрос).

 А. Положения и выводы, касающиеся состояния имеющих место образования и форм познания, сформулированы в ряде статей сайта, например, в следующих:
- «Советский диалектический материализм»,
- «Проблемы современной философии»,
- «Первое последствие искажения гегелевской логики, или об одном из путей к решению насущных проблем России»,
- «Диалектическая логика: итоги "развития"»,
- «Новейшая философия и неизбежная новая система знаний и познания».

Проведенные исследования со всей остротой обозначили ряд выводов, из которых нужно афишировать следующие три концептуально важных вывода.
    Во-первых, на современном этапе развития общества речь должна уже идти не столько о преодолении негативов имеющего место традиционного образования, с которыми в существующей его системе справиться нельзя, а о создании… современного образования, качественно отличного, нового, в процессе создания которого можно избежать создания условий для зарождения и развития, по крайней мере, известных негативов.
    Во-вторых, в существующих условиях для актуализации современного образования необходимо создание отдельной его системы, которая на первых порах может быть сведена к единичным реализациям, к отдельным новым вузам, образовательный и исследовательский процесс в которых должен выстраиваться на новых принципах и на основе новой методики.
    В-третьих, актуализируется вывод о необходимости создания современного российского образования, вначале – нового направления российского образования, а в последствии – новой сферы российского образования и познания.
    Теперь необходимо уточнить термины.
    Под традиционными познанием, мышлением и образованием в Новейшей философии понимаются их всем понятные, существующие рациональные и формально-логические реализации.
    Под современными познанием, мышлением и образованием понимаются их диалектические и инновационные реализации. Если инновационность  в первом приближении понимается в достаточной мере удовлетворительно, то вот с диалектичностью возникают проблемы. Дело в том, что оценки диалектического познания или мышления и современного образования происходят (могут происходить) с традиционных позиций, т.е. осуществляется попытка оценки в принципе непонятного, хотя, с другой стороны, вроде бы все основные положения были изложены в философии Гегеля. Однако, как свидетельствует многочисленная литература и материалы исследований настоящего сайта, гегелевская «грандиозная философская система… продолжает оставаться для них (даже для представителей профессионального философского корпуса. – ПРИМ.) чем-то вроде terra incognito». И т.д. и т.п. - литературы и выводов достаточно по соответствующим вопросам.
    Так вот воссоздание диалектического познания и актуализация на его основе нового образования и оказывается существом рассматриваемого вопроса.

 Б. Основой решения поставленных задач является современная актуализация и широкомасштабное применение диалектической философии, точнее, за не имением других,  – авторская разработка, касающаяся воспроизведения Философии Гегеля, позволившая реконструировать диалектическую философию с учетом современного уровня развития общества, мышления, науки и техники, и не только их, и имеющая собственные положения ноу-хау, что не позволит ее воссоздать (скопировать) за рубежом, по крайней мере, в ближайшее время.
    Определяющим моментом и в некотором смысле основанием изменения форм познания и образования является установленная в диалектической философии причинность нового образования, являющаяся отдельной темой в материалах современной диалектической философии.

Вопрос актуализации современного образования в России оказался принципиально важным и насущным, и он раскрывается в необходимости создания вначале нового направления российского образования, а потом – новой сферы российского образования и познания.
    Относительно актуализации системы современного образования можно отметить, что она может начинаться
- с работы над соответствующими программами даже в одном отдельно взятом Вузе, например, как реализация узкоспециализированного проекта развития гуманитарной составляющей в конкретном учебном процессе в рамках межфакультетской интеграции и создания отдельно межфакультетского (общевузовского) гуманитарного комплекса,
- с создания отдельного отраслевого университета, занимающегося проблемами диалектики, актуализации диалектического познания, создания и внедрения современного образования и решения отраслевых задач,
- с создания государственного университета.
    Очевидно, что в смысле корпоративных интересов и развития отраслей народного хозяйства целесообразным является создание под их эгидой отдельного отраслевого университета, а для решения государственных и общественных задач необходимо создание государственного университета. В дальнейшем необходимо создание системы государственных университетов и отраслевых вузов. 

 В. Реализация решения поставленных задач базируется на совокупности проработанных в Новейшей философии установок, характеристик  и обоснования рассматриваемого проекта, которые сводятся в группы положений, из которых теперь можно афишировать следующие:
- проект (создания) нового государственного университета (далее – Университет),
- основные факторы, определяющие актуальность создания Университета,
- смысл создания Университета,
- задачи деятельности Университета,
- принципы создания Университета,
- основные теоретические, программные и организационные положения создания Университета;
- обоснование концепта создания Университета,
- положения становления нового российского образования,
- актуальные положения философско-гуманитарной сферы – главные гуманитарные факультеты Университета.

Рассмотрим последовательно некоторые из них.

В Новейшей философии в целях решения государственных задач и упрощения реализации первого этапа становления современного образования в России актуализирован проект (создания) Университета, учебная, исследовательская и практико-прикладная деятельности которого должны быть ориентированы на преимущественное использование диалектического познания в целях создания новой системы образования и исследования государственных, естественнонаучных и общественных задач.
    Главная цель проекта (создания) Университета – создание условий для перехода от традиционных (рациональных и формальных) форм познания, управления, мышления и образования к современным (диалектическим и инновационным) их реализациям.

Основные факторы, определяющие актуальность проекта (создания) Университета:
- негативы и несовершенство традиционного образования,
- новые мировые смысловые и научно-технические тенденции,
- актуальность решения обозначенных Президентом РФ и Правительством РФ насущных и стратегических задач России,
- принципиальная новизна аспектов модернизационного и инновационного развития России.

Смысл проекта (создания) Университета в том, что как для интенсивного развития общества, образования, науки и техники, так и для преодоления имеющихся негативов образования, которые, как показывает опыт, не преодолеваются изнутри имеющейся системы образования, нужны новые формы познания, конкурирующие с существующими. При этом также необходимо, чтобы они были конкурентно способными и опережающими по отношению к зарубежным образцам. 
    Для этого предлагается восстановить диалектические формы образования и познания, общепризнанные, но преданные забвению, но не в силу научных катаклизмов, а в силу некогда бывшей советской идеологии. 
    В настоящее время еще есть научный потенциал, имеющий представления о диалектике. Однако общеизвестные негативы современного образования и отсутствие доктрин стратегического развития познания, науки, техники и образования привели к распространению, особенно в молодежной среде, устойчивого образа рационального образа мышления и познания, не учитывающего многие современные мотивы и тенденции, которые осмысливаются, например, в рамках human science.
    Таким образом, смыслом проекта (создания) Университета являются актуализация, совершенствование и развитие современного образования, являющегося диалектическим и инновационным, качественно отличающегося от традиционного рационалистического и формально-логического образования.

Задачи проекта (создания) Университета (или отраслевого вуза) подразделяются на первичные задачи и основные задачи деятельности Университета (базовые, основные содержательные, исследовательские и прогностические).

В проекте (создания) Университета должны использоваться качественно новые принципы и ментально-мыслительные технологии, позволяющие максимально исключить известные негативы и создавать благоприятные условия для достижения заявленной цели.
    Некоторыми из принципов проекта (создания) Университета являются следующие:
- так как не удается исключить известные негативы существующей системы образования, то  надо создать новую,
- создание Университета должно происходить на диалектических принципах, в частности, в процессе себя его развития,
- одним из движителей развития Университета и его программ является осмысление самого его развития в контексте существующих образования и наук и поставленных задач.
    В проекте (создания) Университета необходимо использовать ряд диалектических ноу-хау.
    Внедрение форм современного образования должно учитывать российские ментальные особенности.
    Зарубежные проблемы и рассуждения об образовании и о развитии не являются первоочередными.

Главные социальные  факультеты Университета (или отраслевого вуза):
- Диалектическая философия,
- Всеобщая гносеология,
- Объективный экзистенциализм,
- Современная политическая экономия,
- Социальная философия Новейшей философии,
- Изучение и глобальное прогнозирование цивилизационного развития.