О:  о продолжении жизни после завершения всего существующего.
- 04.10.12 г. -


Вопросы.
Ряд вопросов касался фразы в статье «Диалектический метод Платона»: «завершение всего существующего, в т.ч. постижение духом себя, не является смертью всего» - по поводу того, как с нею сопоставляются научные представления о конце вселенной, и в чем тут смысл для диалектики.

Ответ.
Любые научные представления о конце вселенной - «холодная смерть вселенной», «горячая смерть вселенной» и любые другие, которые придуманы и еще будут придуманы учеными, - охватываются  понятием «завершение всего», при этом преднамеренно оставляется открытым вопрос о «смерти всего существующего». Понятие «завершение всего» применяется, да еще во внешней рефлексии, именно для того, чтобы охватить знания диалектики по этому вопросу, а также все возможные научные и другие гипотезы, ибо это не является значимым перед тем, что указано в цитате: завершение всего существующего, не является окончанием жизни.
    Для диалектики важно продолжение жизни даже тогда, когда для наук ее и быть не может.
    Однако в общепринятых терминах «завершение всего существующего» возможно понимать в смысле завершения бытия. Тут нет парадокса для диалектики, и для объяснения этого можно напомнить то, что, по Платону, возможно наличие, которое не является бытием (например, - благо дает вещам «и бытие и существование, хотя само благо не есть существование, оно - за пределами существования, превышая его достоинством и силой»).
    Поэтому цитату статьи сайта можно понимать в смысле «смерти» бытия, но не прекращения жизни, - не жизни, которая есть идея. И вот тут диалектическая философия, которая имеется, в первую очередь, в трех своих ипостасях - философия Платона, философия Гегеля и современная диалектическая философия, - основывающихся так или иначе на идее, получает очевидное преимущество перед любыми иными учениями. Так потому, что диалектическая философия обладает как арсеналом для осмысления реалий вообще жизни в бытии и после завершения бытия, так и смыслом этого.