О: о продолжении жизни после завершения всего существующего.
-
04.10.12 г. -
Вопросы.
Ряд
вопросов касался фразы в статье «Диалектический
метод Платона»: «завершение всего существующего, в т.ч. постижение духом себя, не
является смертью всего» - по поводу того, как с нею сопоставляются научные
представления о конце вселенной, и в чем тут смысл для диалектики.
Ответ.
Любые
научные представления о конце вселенной - «холодная смерть вселенной», «горячая
смерть вселенной» и любые другие, которые придуманы и еще будут придуманы
учеными, - охватываются понятием
«завершение всего», при этом преднамеренно оставляется открытым вопрос о
«смерти всего существующего». Понятие «завершение всего» применяется, да еще во внешней
рефлексии, именно для того, чтобы охватить знания диалектики по этому вопросу,
а также все возможные научные и другие гипотезы, ибо это не является значимым
перед тем, что указано в цитате: завершение всего существующего, не
является окончанием жизни.
Для диалектики важно продолжение жизни даже
тогда, когда для наук ее и быть не может.
Однако в общепринятых терминах «завершение
всего существующего» возможно понимать в смысле завершения бытия.
Тут нет парадокса для диалектики, и для объяснения этого можно напомнить то,
что, по Платону, возможно наличие, которое не является бытием (например, -
благо дает вещам «и бытие и существование, хотя само благо не есть
существование, оно - за пределами существования, превышая его достоинством и
силой»).
Поэтому цитату статьи сайта можно понимать
в смысле «смерти» бытия, но не прекращения жизни, - не жизни, которая есть
идея. И вот тут диалектическая философия,
которая имеется, в первую очередь, в трех своих ипостасях - философия
Платона, философия Гегеля и современная диалектическая
философия,
- основывающихся так или иначе на идее, получает очевидное преимущество перед
любыми иными учениями. Так потому, что диалектическая
философия обладает как арсеналом для осмысления реалий вообще жизни в бытии и после
завершения бытия, так и смыслом этого.