Философия и познание. Обобщение.
- 30.12.06 г.


Обобщая отношение познания вообще к философии, определяется, во-первых, что философия предстает, стало быть, как объективное, как движение в определенном (области) разумного.
    При этом философия – это единые область и процессы.
    Более того, поэтому философия вечна и вечно изменяется: и объективно в силу своего собственного движения, и субъективно в силу восхождения единичных.
    Во-вторых, философия определяется как движение в разумном, в частности, включающем взошедшие (и отторгнутые) единичные (именно поэтому посылка ее изменения – объективна и вне человеческого сознания, хотя оно оказывает определенное влияние).
    Таким образом, философия и объективна и сама, другое дело, что она образуется (насыщается) еще и внешним.
    И, в-третьих, сама философия – объективна также, как и ее изменение (развитие): как обладающая (своим) движением (рефлексирование вне человеческого сознания), она изменяется, что влечет обозначенную неизбежность ее и изменения (себя), и переосмысления (людьми), а также адекватного (нового) понимания (восприятия, отражения…)…
    Таким образом, философия – в движении вообще постижения, она рефлексирует, себя-бытуя, но и для-других-бытуя, в силу рефлексии она является: в определенном, в своих частностях, она появляется, ниспадая в схождении в проявляемые бытия знания (философские учения, теории и прикладные науки или иные моменты человеческого познания)…
    Как не абсолют, философия вечно изменяется: и объективно в силу своего собственного движения, и субъективно в силу восхождения единичных.
    Философия, таким образом, происходит, она вся всегда в движении, в изменении, в проявлении; в последнем она, в частности, существенна, когда проявлена хотя бы частично, например, в том или ином учении...

В стихии философии неизбежно (или ей соответственно) некоторое движение, которое есть (себя) постижение, дающее (в ниспадении) в непосредственности бытия философские учения, знаменующие познание и его восхождение (см. труд Гегеля «Феноменология духа»).
    Тогда, с одной стороны, во-первых, следует говорить о движении познания, о движении и о качестве познания, об исследовании движения познания, и, следовательно, меняется качество рассуждений и о философии, и о познании, в частности, относительно (движения) постижения.
    А если говорится о движении постижения, то, во-вторых, говорится о некотором непосредственном, – говорится о движении некоторой материи познания вообще (в определенном разумного), включающей, в частности, его предмет и понятия.
    А в стихии всеобщности, в частности, познается всё (в т.ч. потому что, согласно Гегелю, разум есть вся реальность).

С другой стороны, во-первых, так как говорится о существенности нечто, как такового, пусть еще не определенного, явно не данного в ощущения (любым образом), то говорится не о материальном, а об объективном. Поэтому, в частности, об обсуждаемом движении (познания) следует говорить как об объективном. Это, в частности, соответствует объективности самой философии.
    Во-вторых, при этом является и то, что определяются смысл движения познания – появление нового (проявление порождаемого) и постижение. (Это соответствует пониманию нового опыта – трансцендентному опыту.)
    И существенна стала определенность познания вообще как таковая, но не как существенная или материальная, а как объективная и как та, которая начисто не определенна в своей сути (хотя, несомненно, присутствует) в науках, но действительна в философии – в движении знания (что, в свою очередь, и определяет вопрос о соответствующих опыте, качестве и области познания), в движении в некоторой области.
    В определенном смысле можно сказать, что философия – это, в частности, опосредствование движением познания вообще неизведанного.
    И философия влечет через проявление себя новые знания человечеству в бытии и является в нем. Поэтому и следует делать отличие между философией и Философией, понимая, что «Философия» это не «философия» (тем более – не просто «философия»). Философия – проявление философии в бытии. (Поэтому философия дает Философию…).

При этом выступила связь познания вообще и философии, или же, то, что познание зависит от философии, или Философия дает возможность познанию в бытии. Но, как представляющая философию в бытии, только диалектическая философия оказывается первоначальной к познанию в бытии и научному познанию. Поэтому без диалектической философии познание в бытии обращается в выяснение обстоятельств природы в требуемых целях, т.е. в подчинении природы человеку, а само человека – результатам его деятельности. (В частности, прав был К. Маркс, когда писал о глобальной опасности для человечества – о фетишизации общества.) Отсюда – опасность все более наступающей технократизации, слабость общества перед ней, развитие поддерживающих ее знаний – не-знаний и деградация образования, вплоть до его коммерцизации. Или же, забвение диалектической философии ведет к развитию негативов, и не только материальных. Науки - пагубны.

В практическом срезе философию дополняют знания четвертого, пятого и шестого уровней познания.
   
Отсюда:
философия – стихия всеобщности
дополняется постижениями диалектической философии;
и обогащается (абсолютная) идея.


Примечание: в обобщении соотнесения философии к чистому познанию и познанию вообще комплексно выражаются многие основополагающие положения Новейшей философии, в частности, отношение философии и познания вообще, явление философии в бытии, Философия и др.

См. «Философия сама»,  «Философия, чистое познание и познание вообще. Ниспадение»;
«Пролог современной диалектической философии».