И: Новые экономические исследования - 3.
- 26.11.17 г.
- 9772225665000 17032


Итак, как было определено в предыдущей статье («И: Новые экономические исследования - 2»), во-первых, была выявлена неизбежность качественно новых исследований в социально-экономической сфере и необходимость переосмысления всей экономической науки в целом и, во-вторых, как оказалось, это сделанное утверждение имеет ряд посылок кроме неопределенности базового положения современной экономической науки (экономики) (см. Невозможность научного определения экономики - 1» и далее). Некоторые из этих посылок подлежат обсуждению теперь на сайте, так как являются значимыми положениями не только в современном диалектическом познании экономического, но и в смысле развития материалов сайта и всего проекта ДИАЛЕКТИКА в целом.

Второй (в порядке перечисления на сайте, а не по значимости или иному критерию) из посылок, которые будут обсуждены на сайте, являются новодиалектические исследования экономического, базирующиеся на продолжении гегелевской феноменологии духа и создающие принципиально новые основы для исследований вообще экономического.
    Для начала отметим, что новодиалектическое продолжение труда Гегеля «Феноменология духа» объективно и неизбежно как само по себе в силу диалектики познания, так и в силу упущенного науками указания великого философа на фиксированность рассмотренного им предмета. Но сейчас разговор не столько о самом продолжении труда Гегеля «Феноменология духа» – о новодиалектическом феноменологии-духа-продолжении, осуществленном в современной диалектике, – сколько об одном из его крайне важных положений: о том, что, так же как и в феноменологии духа, в феноменологии-духа-продолжении раскрыты соответствующие феноменологические образы духа, и в частности был выявлен такой новый феноменологический образ духа (новый – не указанный Гегелем), как экономика как феноменологический образ духа. Это не экономика в обычно понимаемом смысле. Это образ духа, такой же, как и указанные Гегелем (искусство и религия), который в своем последовательном раскрытии дает переход к тому, что называется экономикой. Или в Современной диалектической философии было получено основание принципиально нового понимания экономики, базирующегося не на ее внешнем восприятии, как в материалистической экономической науке, а на осознании ее изнутри духа, на осознании ее сущности.
    В целом обозначенные (и соответствующие другие) положения мы последовательно освещаем в наших статьях, поэтому сейчас достаточным будет сказать лишь о следующем аспекте, отчасти уже указанном на сайте, но в данном случае приобретающем еще один смысл, определяемый фактом посылки (неизбежности) качественно новых исследований в социально-экономической сфере, причем в ракурсе диалектического развития познания: экономическое в диалектике (также как и все остальные положения: логика, категории, вселенная, материя, живое, сознание, история, право…) последовательно выявляется, различается (производство, экономика, экономическая теория, ее методы…) и постигается на указанном Гегелем диалектическом конструирующем самого себя пути познания (неподвластном наукам, возможном только в диалектике) в части (ракурсе) осмысления духа (в т.ч. его новые феноменологические образы) и его развития.
    Далее, в смысле выявленного диалектического феноменального понятия экономики определен ряд положений, составляющих, с одной стороны, содержание Современной политической экономии и, с другой стороны, неоэкономический предмет. Эти положения, как уже говорилось на сайте, были сведены нами в группы, имеющие классификационные и родо-видовые аспекты, важные для диалектического познания (ср. с группами положения, касающимися вопроса неопределенности понятия экономики: «Невозможность научного определения экономики - 4»).
    Также следует напомнить и о том, что был разработан принципиально новый подход к осмыслению и изучению общества, включающий новодиалектический подход к пониманию и исследованию экономики, экономической теории и их развития.
    В смысле указанных положений понимается неоэкономическое как нечто реальное принципиально новое: и как происходящее в современной экономике и как лишь обозначающееся назревшее, актуальное, появляющееся – такое нечто реально новое, которое еще не видно для существующей экономической теории и поэтому не понятно ей. Но непонятное экономической науке не является тем, что не понятно и не практично для исследований на основе диалектического подхода. Лишь только-только обозначившееся экономическое новое или даже еще несуществующее материально экономическое новое уже может быть понято и даже использовано на основе познания и подходов вне существующей устаревающей экономической теории: его как «начинающегося еще нет, оно лишь направляется к бытию» (Гегель); но для диалектики вполне достаточно знания об этом проявляющемся новом или хотя бы о некоторых его трансцендентальных аспектах для познания его и даже для практического использования.
    А в смысле определения качественно нового экономического в Современной политической экономии было получено различие экономического и далее различение экономического и экономик. Это (указанные различения) – принципиально важное положение, осмысленное только в Современной политической экономии, которое
- позволяет различить экономику и экономическую теорию, в т.ч. выделить неоэкономическую теорию, 
- обусловливает перспективные направления качественно новых исследований в социально-экономической сфере, которые также обозначаются и в силу других посылок, о чем сейчас и говорится на сайте, что составляет существо текущей темы исследований.
    Таким образом, текущая тема вновь (пере)обозначается, но уже в новом ракурсе, что говорит о глубокой рефлективности как ее самой, так и положений (разделов) ее предмета. Это – также принципиально важное положение, не только связывающее подход и предмет, что важно для диалектики, но и отражающее свойства рефлексии, указанные Гегелем, что можно и нужно использовать в познании (правда, пока только в диалектическом познании).

В завершении статьи, обобщая полученные выше положения и некоторые положения ряда предыдущих статей сайта, следует отметить, что новодиалектический подход к пониманию и исследованию экономики, экономической теории и их развития, полученный на основе феноменологии-духа-продолжения, и полученное понимание актуальности и определенности качественно новых исследований в социально-экономической сфере позволили получить принципиально новые стратегические положения и выводы.
    В частности, во-первых, понимание диалектической основы качественно новых исследований в социально-экономической сфере позволило получить диалектическое феноменальное понятие экономики и различение экономического и экономик.
    Во-вторых, понимание качественно новых исследований в социально-экономической сфере позволило перейти к принципиально новому пониманию экономики, к её принципиально новому, качественно новому изучению и, следовательно, к принципиально новому использованию соответствующих знаний, в т.ч. для достижения принципиально новых целей развития общества.
    В-третьих, направления и положения качественно новых исследований в социально-экономической сфере цельны и глубоко рефлексивны, что принципиально важно для диалектики.
    В-четвертых, в Современной политической экономии достигается диалектическая целостность экономического предмета и его познания, что в принципе невозможно в материалистичных науках вообще и в экономической науке в частности, в силу чего она все больше и больше отстает от ускоряющегося прогресса экономики и искажает её.