Философия: значение термина.
- 04.09.08 г. -

В настоящее время термин «философия», понимание философии, ее предмет, назначение и задачи ни только не определены однозначно, даже с приемлемой «точностью», но и представляются очень широко, неприемлемо разнообразно в различных научных изданиях и заведениях, т.е. имеется слишком много точек зрения, иными словами, в
науках отсутствует более-менее однозначно понимаемое существо философии. 
    Но даже это не главное; все дело в том, что, во-первых, обозначается некоторая туманность предмета философских наук, их общность, размытость, неконкретность, и, во-вторых, как следствие этого, – на основе современных философских наук понять окружающий мир, происходящее в окружающем мире оказывается невозможно. Поэтому в бедственном положении оказываются науки, и, в конечном итоге, – общество. Более того, без философии нельзя осознать положение вещей и развитие собственной страны.
    Таким образом, отдельно взятая проблема, заключающаяся в понимании того, что есть «философия» далеко не только гносеологическая. Ее история, добавим, – слишком давняя, но не явная.
    Поэтому в Новейшей философии вопросу идентификации вообще философии, в первую очередь, действительной философии, ее объема, отношения с иными системами знаний и познания, роли в обществе и др. посвящена актуализированная новая наука – софиология.
    В данной статье определимся в общем порядке со значением термина «философия».

Термин «философия» впервые, как считается, употребил Пифагор (термин «философ» – Гераклит). Однако следует правильно понимать это определение с учетом тех времен, но дилемма  амбивалентности мудрости так до сих пор и не рассматривалась, поскольку ее поле и параметризация недосягаемы для
обыденной философии.
В обыденной философии «философию» как только не определяли… а в МГУ им. М.В. Ломоносова имеется мнение о том, что "Философия" равно "история философии". При этом «Под философией, которую изучают в ВУЗах, понимается совокупность произведений (текстов), созданных человечеством в течение многих столетий» ( http://community.livejournal.com/ru_philosophy/744474.html ). Если это усвоили студенты (кто не знает программы, тот обычно отчисляется), то в будущем они будут пропагандировать то же самое…

Для того чтобы избежать казусов, определим сначала некоторые из общих понятий софиологии.

Вообще философию
необходимо понимать и рассматривать в тождестве.
    Так как теоретический аппарат для рассмотрения вообще философии еще пока не афиширован полностью, рассмотрим пока две стороны.

Философия.
    Философия определяется как опосредованное вообще развитие идеи.
    Философия – всеобщая логическая действительность, остающаяся вне субъективизации, тем самым, с одной стороны, не утрачивает непосредственную определенность, что, с другой стороны, выражает характер противоречия ее опосредования: непосредственность самости, оборачиваемой в сознании; отсюда – возможность ее представления в познании, в бытии: искусство и действительная философия.
    Философия по существу своему относится к стихии всеобщности [Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л. – Т. 4. С. 1].
    Философия – объективна и независима от человеческого сознания. Это утверждение не понятно материализму и наукам, будет отрицаться ими, но это их дело, поэтому и не смогут вскрыть ряд таинств мира, в том числе, источник движения человеческого познания.
    Понимания философии можно достичь, когда осмыслится хотя бы то, что восходящее сознание достигает определенной области (разума), находящейся во внешней связи к бытию и имеющей некоторую диалектику, т.е. когда осознается единство определенной области разума и движения в ней (постижения).
    А то, что Гегель называл философией в смысле всеобщего познания, есть диалектическая философия, а в широком смысле – действительная философия.

Действительная философия
.
    То, что всегда хотели называть «философией» или называли так, есть действительная философия, или безотносительная философия, или Философия, а не обыденная философия.
    Действительная философия явно представляет вторую сторону тождества философии, но не является ею непосредственно.
    Действительная философия есть диалектическая философия, реальные философии и значимые мыслительства. 
    Действительная философия есть мысль о действительном и о существующем.
    Действительная философия есть мир* и деятельность, объективное и познавание.

Значимой частью действительной философии является диалектическая философия.
    В смысле диалектической философии философия определяется как опосредованное вообще развитие инобытия идеи, а термин «философия» означает любовь к действительному (не к мудрости**), к его содержанию и познанию.

Каждая реальная философия, так уж исторически сложилось, также именуется «философией», например, философия Канта.

А еще есть обычная философия: обыденная философия
.

Итак, термин «философия» имеет, в первую очередь, следующие значения:
- вообще философия,
- всеобщая несубъектизируемая логическая действительность,
- действительная философия,
- диалектическая философия,
- реальная философия,
- обыденная философия как непосредственно, так и во всех ее вариациях, науках, школах…: мировоззрение, наука наук...


* - мир, по Гегелю, включает духовное.
** Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно.


См
. «Профессиональные занятия философией»,
«Диалектическая терминология» и «Некоторые терминологические разъяснения…»