Потаенность словосочетания «диалектическая логика».
- 18.05.09 г. -


Без явленного содержания или хотя бы раскрытого понятия диалектической логики любые ее определения, понимания или идентификации, тем более, применения или «развития» лишены смысла и будут профанациями. А то обычно как - дадут определение, и, значит, так оно есть. И начинаются разговоры, убеждения и диспуты… А в диалектической философии всё не так: если нечто есть, то устанавливаются его понятие/сущее и содержание, затем они раскрываются через собственное для себя бытие и только потом излагаются в той или иной форме1. Иными словами, в диалектической философии достигаются понятия и актуализируются различения в форме тех или иных определений, а вот тесты могут формироваться в зависимости от политики освещения проблемы и других факторов.


 А. Эта статья, составляющая часть вводного изложения, касающегося диалектической логики, вызвана рядом вопросов пользователей сайта, удивляющихся тому, что диалектическая логика одновременно приписывается Гегелю и, при этом, понималась в СССР как составляющая… материалистического познания, диамата, а сейчас порой просто извращается, т.е. что диалектическая логика мерцает во многих ипостасях, зачастую исключающих друг друга. Например, диалектической логикой по иронии судьбы теперь кто-то называет даже толику неформальной логики (хотя этот «заход» основан и на том, что эти кто-то просто не знают логики: качество образования очевидно ухудшается). Однако, вопрос не в этом: все перевирания диалектической логики отомрут. Но перед тем как разобраться с диалектической логикой, необходимо выяснить ряд обстоятельств, в частности, касающихся обозначения словосочетания «диалектическая логика» и ее понятия.

Ясно, что диалектическую логику развивать, детализировать и использовать (а не просто обсуждать некоторые касающиеся ее темы, исторические и иные факты или внешние к ней темы), можно только после ее определения, но, главное, при наличии ее понятия. В таком случае необходимо хотя бы привести определение Гегеля, так как очень многие связывают диалектическую логику с философией Гегеля. Либо, в другом случае, необходимо признать, что диалектическая логика к философии Гегеля не относится, и что ее придумали диаматовцы. Во втором случае необходимо иметь конкретное определение диалектической логики, однозначно признанное в науках, чтобы понимать, с чем имеешь дело. Но такового определения вот уже в течение века науки дать не могут. А сколько придумок нагорожено! Более того, все дальше диаматовцы, постсоветские и современные ученые отходят от соответствующих тезисов В.И. Ленина и определения Э.Ильенкова; но чем дальше - тем хуже. Весьма смешно выглядят многочисленные опусы, деловито рассуждающие о диалектической логике или о ее тех или иных конкретных реализациях или приложениях, особенно в рассудочной ипостаси. И какой из них верен? Или следует уклончиво сказать, что вот уже как столетие идет научный поиск? -  поиск, в результате которого «диалектические логики» и их разновидности только плодятся? Но вот точности и ясности не прибавляется. 
    Дальнейшая эксплуатация термина и темы «диалектическая логика» вне диалектической философии будет продолжаться: неразбериха создает благодатную почву, так как писать может кто угодно и что угодно, а словоблудие теперь спокойно можно выдать за плюрализм мнений (на сайте дан достаточный обзор обсуждений и словоблудий, названных их авторами «диалектической логикой», при этом показано, что многие из этих чудачеств даже к логике не относятся).

Но задались бы авторы «диалектической логики» и ее развитий вопросом о том, а почему В.И. Ленин не дал определение диалектической логики, хотя даже призывал заменить ею формальную логику?  
    Без ответа на этот вопрос все чудачества на тему диалектической логики будут ничтожны.
    Однако тут может возникнуть вопрос об исследовании научного наследия в.И. Ленина, на что, с другой стороны, мало кто сейчас решится. Вроде как и эта посылка анализа диалектической логики оказывается загнанной в тупик...

Тогда можно (и нужно) было бы просто дать понятие диалектической логики. На этом и прекратились бы вопросы и толки в отношении диалектической логики: если будет ее понятие, то определение и проч. уже можно будет развить на основе методов философии Гегеля или дать хотя бы в различии.
    Значит, чтобы не устраивать профанации, необходимо начинать с понятия диалектической логики. Без понятия диалектической логики все словеса о ней и ее применении останутся пустышкой, личными мнениями многих, множеством предположений… ничем.
    Таков один из главных моментов статьи. 

Прибавление. Приведенный фрагмент статьи имеет существенное методологическое значение, причем в отношении, как наук, так и диалектической философии, а также в смысле их соотношения.


 Б. Но перед тем как разбираться с понятием диалектической логики необходимо выяснить ряд специфических обстоятельств. По крайней мере, те, кто использовал термин «диалектическая логика» в СССР или использует его в настоящее время, должны иметь реальные представления о его 1) авторстве и 2) понятии, так как от этого много зависит.
    Если это гегелевский термин, то его никак нельзя использовать ни в каком другом значении, кроме как указанного Гегелем. А вот если философ этот термин не вводил, не применял, то нельзя давать какие-либо определения без выяснения понятия2 диалектической логики и без доказательства корректности единства  словосочетания термина и фиксируемого определения. 
    Более того, без раскрытия понятия «диалектическая логика» соответствующее словосочетание останется в себе, не дающим определение и термин, и, следовательно, им ничего вообще нельзя определять, называть и проч. В силу этого - так как вне философии Гегеля и диалектической философии точно еще не было дано понятие диалектической логики (а сразу, без обоснования давались всевозможные ее определения, термины, что, очевидно, не только методологически неверно, но и просто глупо), то получается, что все известные советские и современные определения и понимания диалектической логики требуется признать несостоятельными и аннулировать.
    Именно в силу отсутствия понятия диалектической логики вне диалектической философии и в силу стараний советских ученых и исследователей диалектическая логика обрела диковенные образы и представления3, например,
- одни уверенно определяли, что термин «диалектическая логика» был введен в философию Гегелем (напр., А. Бродский, см.:  http://anthropology.ru/ru/texts/brodsky/ruseur_08.html ),
- другие ей придавали советское понимание: например, согласно труду «Диалектическая логика» Ильенкова, Логика (с большой буквы) или диалектическая логика - систематически развернутого изложения диалектики, понимаемой как логика и теория познания современного материализма, завещанная нам Владимиром Ильичем Лениным (!! - см.:
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000747/st000.shtml ).

А давал ли Гегель понятие диалектической логики? - это отдельный вопрос, но сначала любой ею интересующийся должен установить, а вообще использовал ли Гегель этот термин?

Вопрос еще более интересен тем, что термин «диалектическая логика» не встречается в переводах трудов Гегеля на русский язык. Но тут вопрос в том, что переводчики могли что-то недопонять или пропустить, да и ошибки при переводах бывают, так что на основе текстов на русском языке ничего выяснить не удастся. С другой стороны, из многих изданий трудов Гегеля на немецком языке на русский переведены не все, так что многих из текстов книг философа на русском языке просто нет.

Но термин «диалектическая логика» использовали Ф.Энгельс [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 20. С. 538] и В.И.Ленин [Ленин В.И. ПСС. - 5-е изд. - Т. 42.С. 290], работавшие с трудами Гегеля, изданными на немецком языке (!) [о других исследователях на фоне персоны В.И. Ленина с учетом его времени проживания за границей и связей можно вообще не говорить]. 
    Можно допустить следующие варианты:
- Энгельс и Ленин в каком-то труде Гегеля на немецком языке увидели этот термин, но тогда теперь придется проштудировать все соответствующие по времени издания труды Гегеля на немецком языке (до изданий Лассона);
-  Энгельс и Ленин практически одинаковым образом придумали этот термин, который учитывает феноменологические аспекты по Гегелю4. Но вероятность такого совпадения слишком уж мала, более того, Ленин не читал «Феноменологию духа»5. Тогда приходится предполагать некоторый общий источник, причем не обязательно издания трудов Гегеля - имеются еще его рукописи;
- Ленин читал соответствующие черновики Энгельса (который исторически первым из диаматовцев записал соответствующее словосочетание), но это историками не зафиксировано, и поэтому эта гипотеза отпадает;
- Энгельс и Ленин пользовались еще какими-либо источниками информации.
    Из всех этих и ряда других, менее вероятных, поэтому не указанных, версий наиболее правдоподобна первая, хотя и четвертую нельзя скидывать со счетов.


 В. Для использования термина «диалектическая логика» необходимо выяснить текстологические обстоятельства, связанные с ним, а для этого необходимо обратиться к текстам и изданиям трудов Гегеля на немецком языке, которые могли читать Энгельс и Ленин. При этом еще необходимо учитывать весьма серьезные отличия разных изданий трудов Гегеля даже в XIX в. 

 а) Наиболее существенными в смысле понятия диалектической логики являются труды Гегеля «Наука логики» и «Энциклопедия философских наук».
    Тексты изданий «Науки логики» (кн.1,2,3: 1812/13/16 гг.), осуществленных при жизни Гегеля, существенно отличаются от текстов в собрании сочинений, изданном учениками философа после его смерти (кн. 1, 2-3: 1833/1834 гг.),  и отдельного переиздания в 1841 г. [Следующее издание «Науки логики» было осуществлено Г. Лассоном  в 1923 г.]
    В.И. Ленин читал и конспектировал труд «Наука логики» 1833-34 гг. издания, о котором нужно сказать, что в нем «Учение о бытии» было переработано и расширено издателем.
    «Энциклопедии философских наук» издавалась при жизни Гегеля три раза (1817, 1827 и 1830 гг.), потом  в собрании сочинений, изданном учениками философа после его смерти (кн. 1,2,3: 1840(43)/42/45 гг.), и еще раз отдельно в 1845 г., потом в 1905 г. Г. Лассоном [Следующее издание «Энциклопедии» было сделано Г. Лассоном в 1920 г.] 
    Относительно Энциклопедии необходимо отметить, что при ее издании в рамках собрания сочинений - наиболее известного издания, активно учитывались рукописи Гегеля, но не все гегелевские тексты тетрадей и вкладных листов приведены в этом печатном издании.
    Таким образом, для анализа текстов трудов Гегеля необходимо обратиться не только к имеющимся их изданиям XIX в., но и к неучтенным в изданиях текстам рукописей Гегеля. 
    Поэтому необходимо исследовать все сохранившиеся рукописные тексты Гегеля. Но это - уже отдельная тема.
    Но все же не исключено, что Энгельс и Ленин пользовались еще какой-то информацией.

 б) Дополнительно отметим, что при анализе использования термина «диалектическая логика» необходимо учитывать рукописи и издания не только трудов «Наука логики» и «Энциклопедия философских наук», но и иных трудов Гегеля.

 в)  Однако есть еще одно обстоятельство: необходимо учесть те рукописи, которые Гегель, по слухам, передал на хранение своей сестре, а также те, которые остались у его жены после его смерти. Перечень и судьба всех этих рукописей наукам достоверно не известны, поэтому даже факты их наличия нередко отрицаются, но все же нельзя отрицать наличия неизвестных наукам и коллекционерам текстов Гегеля, некоторые из которых могли быть известны Энгельсу и В.И. Ленину. 


 Г. Итак, обобщая изложенное, следует сказать, что перед тем как использовать термин «диалектическая логика» и давать его толкования или, тем более, ее самой определение, необходимо установить,
- использовал ли (вводил ли) Гегель этот термин,
- дал ли Гегель понятие диалектической логики?
    Главное, даже в случае отрицательных ответов без раскрытия понятия диалектической логики любое ее определение и, тем более, применение или развитие будут профанацией. (А вот при наличии понятия (но не рассудочного понятия) диалектической логики, пусть даже вне философии Гегеля,  дело будет обстоять совсем по-другому. Но идентификация понятия диалектической логики - это предмет уже другой статьи, а сначала надо будет определиться с соответствующим термином.)


1  См. «Гносеологический вопрос современной диалектической философии».
2  - не обычно понимаемое (рассудочное) понятие, а понятие по Гегелю.
См. «Диалектическая логика. Различные понимания».
Объективная феноменология была Гегелем создана раньше субъективной феноменологии (Гуссерль), но до сих пор не исследована, так как Гегель исключил значимое повествовательное звено, и имеются весьма серьезные трудности с рядом терминов.
5  Гегелевские черновики «Феноменологии духа» считаются утраченными.


[Продолжение: «Особенности термина "диалектическая логика"».]


См. «Диалектическая логика: итоги "развития"»,
«Современная диалектическая философия»,
«Диалектическая логика. Различные понимания», «Диалектическая логика с точки зрения психологов»,
и «Т: диалектическая логика есть»,
а также «Вторая Энциклопедия философских наук» [«Второй Энциклопедии гносеологическое значение»]. 



Обсуждения: http://community.livejournal.com/all_discussions/3179.html