Философии сферы и этапы в бытии.
- 09.11.06 г. -
Для философии и Философии имеют место быть
а. классическая сфера, имеющая 2 этапа: древнегреческий и классический этапы,
б. неоклассическая сфера, обозначенная развитием философии в бытии в XXI в. и актуализацией ее современного этапа – неоклассического этапа развития философии в бытии (предполагаемый четвертый этап – это философия всеобщности).
Существом неоклассического этапа является Новейшая философия.
Философия – стихия всеобщности – имеет свою онтологию, отражаемую в бытии разделением на сферы и делением на этапы.
Разделение философии определяется следующим умозаключением Гегеля: чистая истина как последний результат становится также и началом некоторой другой сферы [1. Т. 5. С. 319] (в одной из своих работ Гегель указал, что отношение второй сферы к первой определено так, что это в себе та же самая идея есть, но в другом определении).
Разделение философии действительно для Философии (и, тем более, ля философии).
Деление Философии (для первой сферы) – известно. Б. Рассел, один из видных знатоков философских наук и истории философии, определил этапы развития философии (первые два этапа и их фазы) так. «Сперва, вместе с софистами, приходит скептицизм, приводящий к изучению того, как мы познаем, вместо попытки приобрести новое знание. Затем, вместе с Сократом, центр тяжести переносится на этику; с Платоном начинается отрицание чувственного мира в пользу самого себя творящего мира чистой мысли; с Аристотелем – вера в цель как основное понятие науки. После них начался упадок энергии и постепенное возрождение вульгарных предрассудков… Новое мировоззрение возникло отчасти в результате победы католической ортодоксии; но вплоть до Возрождения философия не могла обрести вновь той энергии и независимости, которые были свойственны предшественникам Сократа» [2. С. 82].
Итак, первой сфере соответствуют два этапа развития познания (мировоззрения), а в силу наличествования второй сферы следует говорить уже, как минимум, о третьем этапе. Он назван «неоклассический этап» и собственно определен.
Первая сфера (классическая) Философии в бытии отражает получение знаний.
Вторая сфера (неоклассическая) Философии в бытии характеризуется «погружением» в трансцендентное, что отражает углубление и адаптацию знаний.
Если древнегреческая философия есть философия объектов, а классическая философия есть философия понятий, то Новейшая философия есть философия взаимодействий.
При обсуждении сфер и этапов развития Философии следует говорить о начальной, основной и переходной фазах этапов и, которые можно рассматривать и как некоторые переходные времена этапов развития познания в бытии. Пока, не усугубляя изложение анализом диалектики и характеристик этапов и соответствующих им фаз, соотнесем им некоторых видных их представителей, что наглядно обозначит указанные периоды развития Философии:
- начальная фаза первого этапа – Фалес, Демокрит, Анаксимандр, Парменид, Гераклит и др.,
- первый этап (основная фаза) – Сократ, Платон и Аристотель,
- переходная фаза первого этапа – Плотин, Августин и др.,
- начальная фаза второго этапа – Спиноза, Ньютон, Ф. Аквинский, Д. Скотт, Ф. Бэкон, Декарт, Юм, Беркли и др.,
- второй этап (основная фаза) – Кант, Гегель, Фихте и Шеллинг,
- переходная фаза второго этапа – Гуссерль, Киркегор, А. Бергсон и др.,
- начальная фаза третьего этапа – Дж. Дьюи, К. Поппер, Уитгенштейн, Хайдеггер и др.
Примечание: четвертый этап развития философии в бытии, характеризуемый Всеобщей философией или философией всеобщности, несмотря на ее имеющуюся определенность, по всей видимости, актуализирован не будет.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л.
2. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех кн. Изд. 3-е, стереотип. – М., 2000.
См. «История диалектики»,
«Новейшей философии назначения».