Философия и познание. Ниспадение.
- 30.12.06 г.


... Разум, с другой стороны*, как определил Гегель, порождает всеобщее (т.е. в природе разумность определяет развитие), и в нем постигается особенное.
    Или же, уже обретшие себя в восхождении единичные находятся лишь во внешней связи к бытию, к существенности своего прежнего – они отрицаются обратно в наличное бытие, не принадлежа себе, но ища себя там. Возрожденное их для-себя бытование возвращается, будучи внешним, снимая предположения единичных. И в этом главным стало такое явление, которое получило себя для возвысившихся единичных, явление объективного, имеющего свое отражение в единичных. (И познание обращается, давая место своей достаточности.) Всеобщее, определяющее возвысившиеся единичные, освещает их связи с наличным бытием и, с другой стороны, определяет его как таковое и, стало быть, некоторым внешним, что, благодаря особенности, позволяет ему обретать себя в соотношении с собой – чистое познание, но необязательно в первоначальном, тем самым находиться в многообразной связи с собой.
    Тем снимается опосредствование единичных, давая (обратно) само особенное, но теперь как промежуточное. И обретшие себя промежуточно, единичные вступают в наличное бытие, ища себя; но они находятся лишь во внешней связи к бытию, к существенности своего прежнего.
    Таким образом, они определяются (дают определения), тем они являются (в бытие) именно и сами, и обратно.
    Это – ниспадение.
    Когда выступает ниспадение, снимается опосредствование единичным, а постижение обращается к отправному (к бытию), определяя себя в многообразной связи, и актуализируется фигура объективного определения пятая (ее значение важно в качестве основания полагания комплекса областей познания Философии на современном этапе ее развития). Но если эта фигура обретается в ниспадении, то ее структура определяется равнением.
    Таким образом, познание обращается к своему началу, но в многообразной связи.
    Но познанию необходимо находиться во внешней связи к бытию, не раскрываемому единичными, возвышаться над единичными, только на кругу воспринимая главное, вверяя знания, например бытия, проверке на единичных (таким образом, получая частные знания – науки). Следовательно, опять необходимо, благодаря приобретенной особенности, выступать вовне, двигаясь на кругу, или уходить во всеобщность опять.
    Его (выступления, ухода) рефлексия, как полагается, «есть, во-первых, полагающая рефлексия; она, во-вторых, начинает с предположенного непосредственного (здесь: единичного. ПРИМ.) и есть, таким образом, внешняя рефлексия (здесь: для бытия. – ПРИМ.); но, в-третьих, она снимает это предположение, и так как она в этом снятии предположения вместе с тем сама оказывается предполагающей, то она есть определяющая (здесь: через всеобщее. – ПРИМ.) рефлексия» (курсив Гегеля. – ПРИМ.) [Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л. – Т. 5. С. 467–468]. Тогда движение на кругу есть рефлектирующее движение, во-первых, соответствующее рефлексированию, обнаруженному для философии, во-вторых, полного представления единичных для себя, т.е. знания их о себе. Но именно оно-то и есть главенствующее, ибо единичные стремятся (должны стремиться) к нему, и именно оно рефлексивно обращается к единичным, вверяя уже некоторое свое им, но это – как частность (в том числе определяются частные знания – науки).
     Выступает познание вообще.
     С другой стороны, тогда, во всеобщем не прекращающемся движении и в рефлексировании, происходит движение материи познания, основывается постижение, как движение материи познания, которое может являться в единичном или начинаться с него, но и быть само, как постижение, в своем высшем и действительном (разумном) бытующее, как сама философия, но являющееся вниз (для-других) в силу рефлексирующего проявления разумного, как рефлексия для бытия, улавливаемое, достигаемое. Поэтому постижение – во-первых, возможно, и, во-вторых, не просто познание, которое тем самым расчленяется в бытии на себя и на постижение (познание и постижение).
     Поэтому можно сказать, что постижение начинается после себя кругооборота познания вообще, постигшего новые просторы и готового (начинать) осмыслять их или знавшего их и обратившегося в бытие: постижение и постижение.
     Как движение материи познания, определяется и трансцендентный опыт.


* Начало вопроса см. в "Философия, чистое познание и познание вообще. Восхождение".

Примечание 1: настоящее изложение произведено в диалектическом стиле и выражает многие взаимно увязанные положения, которые, выделив, нельзя рассматривать изолированно.
Примечание 2: в ниспадении комплексно выражаются многие основополагающие положения Новейшей философии, в частности, чистое познание, познание вообще, разделение познания (познание и постижение), пятая фигура объективного определения, основания нового круга развития диалектической философии, различие научного познания и постижения и др.

 Продолжение: «Философия, чистое познание и познание вообще. Обобщение».