Капитализма отрицание и частное спасение по Гегелю.
- 22.01.07 г.


Несмотря на то, что царство духа полагает рассмотрение развития исторической действительности даже при капитализме, у Гегеля в труде «Феноменология духа» отсутствуют рассуждения о содержательности снятия противоречия между индивидом и общественной действительностью, т.е. раскрытого великим мыслителем диалектического противоречия капитализма (согласно К. Марксу, противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения). 
    Гегель рассуждает о преодолении противоречия при самом капитализме, но не о снятии противоречия, как такового, т.е. капитализма, так как предлагает путь, нужный его стране*… 
    Противоречие капитализма, согласно Гегелю, разрешается в нравственности, что является сильным и всеобщим утверждением (служащим основой особых диалектических рассуждений, предназначенных для вневременных геополитических выводов). В отношении же к единичности, т.е. в конкретных случаях и для отдельно взятой страны, это утверждение соответствует внутреннему развитию, обогащению и улучшению общественной формы, становлению новых форм общественных отношений и служению каждого человека своему обществу. (Это положение становится определяющим и для формации ИСО – индустриального социального общества.) 
    И в Германии XIХ в., в которой чтили национальную философию, благодаря философии Гегеля объединение княжеств и значимое экономико-политическое развитие состоялось, особенно при Бисмарке (см. п. «О философии Гегеля»). Но потом философия Гегеля оказалась забытой, что обернулось известными трагедиями для Германии и для всего мира (не стоит шутить с абсолютными технологиями познания)…

Гегель обосновал возможность преодоления противоречия капитализма путем «превращения субстанции в субъект», что становится своего рода основой рассуждений в соответствующем параграфе («Дух, обладающий достоверностью самого себя. Моральность») раздела «Дух» труда «Феноменология духа», в котором Гегель говорит о нравственности, являющейся переходной в царство духа ступенью и поставленной превыше всего, а также о вытекающем становлении вообще новых форм общественных отношений.
    Иными словами, через понятие нравственности в обществе может быть осуществлен переход к такому общественному сознанию, которое постигает свою общественную сущность и поднимается до истинного смысла истории. 
    Но, в частности, действенной основой конкретного прогрессивного развития при капитализме, согласно Гегелю, является законодательный и испытывающий законы разум**. Оказывается, что именно он действенен, когда «вступают в противоречие друг с другом неравенство и сущность сознания, для которого равенство отдельных лиц есть принцип» (курсив Гегеля. – ПРИМ.) [1. Т. 4. С. 229]. Именно в нем для сознания снимается «противоположность действования и бытия, которая в прежних формообразованиях сознания была вместе с тем началом действования, тогда как здесь (при капитализме. – ПРИМ.) она – только результат» [1. Т. 4. С. 216] (курсив Гегеля. – ПРИМ.). И поэтому позитивное развитие может осуществиться, согласно Гегелю, тогда, когда люди станут служить обществу – каждый человек своей стране, что, в свою очередь, невозможно без становления новых форм общественных отношений.

Таким образом, согласно Гегелю, если не реализовать нравственность, то развитие капитализма пойдет своим чередом, что определит многие негативы, в частности, падение нравственности и духовности (наблюдаемое сейчас повсеместно.) 
    Но Гегель, обозначив общее решение, все же рассуждает не о снятии противоречия капитализма, как такового; Гегель выбрал для изложения в труде «Феноменология духа» один из вариантов преодоления отчуждения, тот вариант, который был нужен его стране, ибо его стране требовалось экономическое и политическое развитие. Поэтому у Гегеля отсутствует рассуждение о содержательности снятия противоречия как такового; преодоление противоречи, согласно Гегелю, происходит в становлении новых форм общественных отношений, соответствующих внутреннему развитию, обогащению и улучшению общественной формы, но непосредственно капитализма.
    Но не следует думать о том, что Гегель не видел развивающегося и все охватывающего глобального негативного капиталистического варианта развития цивилизации, о котором он преднамеренно не стал писать, хотя великий мыслитель показал все, что требовалось, и более того, что следовало, в своих трудах (напр., в «Науке логики» он дал оценку количества, преднамеренно им связанную с частной собственностью); он обосновал все, что нужно было развитию его страны.
    И вариант несвойственного снятия отчуждения (частной собственности) был обозначен Гегелем, но великий мыслитель все же виртуозно обошел («утопил») и его, и даже возможность начала рассуждений о реализации несвойственного снятия отчуждения. А К. Маркс развил именно это направление рассуждений и нашел второе решение вопроса – снятие самого капитализма, посредством чего, очевидно, исключаются и его негативы. Но существует еще и третий путь (движение в формацию ИСО)…


* но из этого апологетами капитализма делался вывод о том, что Гегель якобы фиксирует капитализм и дает его понимание как «несменяемой» общественной формации.
** в частности, когда законы соблюдаются абсолютно всеми и служат развитию, а не угнетению.

ЛИТЕРАТУРА:
1.Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л.