О философии Гегеля. Общие положения и главное.
- 28.09.14 г. (Редакции: 12.11.06 г., 16.01.10 г., 28.09.14 г.)

«Во всяком случае, мы, русские, благодарны Гегелю за то, что он своим учением пробудил в нас серьезное философское участие. Люди России, а именно: Белинский, Герцен, Бакунин, Станкевич, Тургенев, Грановский, Чичерин, и не только они, – увлекались им»
[Пушкин В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. – СПб., 2000. – С. 3].

Философия Гегеля, если использовать его же выражение, – это познание для духовной пользы людям.
    Философия Гегеля является диалектическим ядром второго (после древнегреческого) этапа (развития) Философии и включает диалектическую философию Гегеля, которая есть первый этап развития диалектической философии в бытии.
    Важнейшей характеристикой философии Гегеля является ее единство с ее диалектической составляющей (с диалектической философией Гегеля) [в то время как современная диалектическая философия является образующей для Новейшей философии].
    Диалектическую философию Гегеля движет (развивает) диалектика, а философию Гегеля движет противоречие ее частей.
    В философии Гегеля раскрыто развитие мира, даны ответы на главные вопросы, касающиеся бытия, существования человека и эволюции общества, и определены условия для того, чтобы человечество могло внимать истинам и прогрессивно развиваться (другое дело, что в мире востребованы иные принципы, например, Золотого тельца). 
    Можно очень долго описывать онтологические и гносеологические положения философии Гегеля*, приводить доводы в пользу ее величия, говорить о ее силе, влиянии, глобальности, о потребности в ней во всех областях науки и жизни и т.п.; – но об этом и так написано много книг (как, впрочем, лжи и непрофессиональных мнений). Однако следует сказать о том, что философия Гегеля имеет влиятельный аспект, и она ценна для любой страны, в т.ч. в областях этики и нравственности, политики и социологии, политической экономии и экономики (каждая из указанных областей крайне важна для процветания любого государства). Главное, она имеет наступательный характер, в то время как общественные науки лишь рассуждают и обсуждают, а многие просто умирают.

О философии Гегеля надо сказать, что она, по определению Ф. Энгельса, «…имела огромное влияние на духовное развитие нации». 
    При этом надо учитывать не только грандиозность знаний философии Гегеля, но и аспекты её национальной подоплеки, что редко делается при анализе наследия великого мыслителя. Так, Гегель конкретно обозначил все то, что «касается превосходства немцев в разработке  философии», например, «…у других народов… самый предмет захирел и исчез, так что от него едва осталось воспоминание или смутное представление». Великий мыслитель, в частности, указал на то, что «философия нашла свое убежище в Германии и живет только в ней». Гегель осмыслил и включил в свои исследования следующее положение: «Еще недавно, с одной стороны, тяжелые времена заставляли предавать слишком большое значение мелким интересам повседневной жизни, а, с другой стороны, высокие интересы действительности, интерес и борьба, ставившие себе целью, прежде всего, восстановить и спасти политическую целостность народной жизни и государства, в столь большой мере поглощали все способности духа, силы всех сословий, равно как и все внешние средства, что внутренняя жизнь духа (нации. – ПРИМ.) не могла обрести спокойствия….. когда немецкий народ спас свою национальность, основу всякой живой жизни, наступила пора, когда наряду с областью действительного мира, может самостоятельно расцвести в государстве также и свободное царство мысли».    
    В своей философии Гегель обосновал возможность эффективного пути развития Германии, на котором были бы практически исключены потрясения и общественные катаклизмы. Недаром же даже англичанин  Дж.Х. Стирлинг написал, что в начале XIX в. именно «…Гегелю и, в особенности, его философии этики и политики обязана Пруссия своим могуществом и организацией..» [цит. по Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992. Т. 2. – С. 43], также см. «О значении диалектической философии для Пруссии и Германии». 
    Более того, Гегель определил основные положения экономического развития Пруссии. «…В то время как в конституционной Англии обладатели преимущественных прав и правительственных облигаций разоряются господствующей коммерческой безнравственностью, то простые собственники акций прусских железных дорог могут рассчитывать на гарантированный средний доход 8,33%. Вот уж, воистину, аргумент в пользу Гегеля!» [Там же], также см. «Философия Гегеля и политическая экономия»).    
    Так что философия Гегеля сильна и важна благодаря не только диалектическим теоретическим положениям, знаниям, но и вопросам практики, в первую очередь, вопросам национального развития, однако об этом общественные науки всегда умалчивают, ибо при этом становится очевидной их собственная никчемность и вообще и для любой для конкретной страны.

После смерти Гегеля многих, начиная с Шопенгауэра, грызли зависть и злость. Да и по некоторым  доктринным соображениям стали пропагандироваться антигегелевские и антидиалектические воззрения. В теории дело дошло даже до того, К. Маркс хотел перевернуть (гегелевскую) диалектику, однако в итоге … загнил советский диалектический материализм (что не случайно).
    Но было все же отвлечено внимание от грандиозного философского наследия, которое позволяет решать любые проблемы – видимо, их развитие кому-то выгодно. Например, И.Ильин писал, что Гегеля уже в начале XX в. и даже в Германии мало изучали и плохо знали.
    А с течением времени знания философии Гегеля для многих стали непонятными и были просто извращены. Например, как определил Т.Рокмор, существенны случаи «часто встречающегося неверного прочтения Гегеля», Гегелю стали приписывать много того, чего у него нет, и что искажает его философию. И исказили её (например, в диалектическом материализме) до неузнаваемости и в целом (например, назвав философию Гегеля объективным идеализмом) и в частностях (например, её категории, см. ниже). А сейчас люди сталкиваются с полным непониманием и диалектической философии и диалектики, и даже не могут понять многие базовые диалектические определения (например, противоречие и отрицание).  
    И вот уже «…для большинства представителей профессионального философского корпуса фигура Гегеля вообще является персоной non-grata. И это объяснимо. Постоянное присутствие в сфере их компетенции грандиозной философской системы, доступ к которой всегда открыт, но которая, тем не менее, продолжает оставаться для них чем-то вроде terra incognito (неизведанный остров. – ПРИМ.), не может не порождать у них творческого дискомфорта, которое трансформируется в чувство трудно скрываемой, а многими и не скрываемой, неприязни» [Труфанов С.Н. «Наука логики» Гегеля в доступном изложении: учеб. пособ. – Самара, 1999. – С. 7–8]...

Но философия Гегеля и сама по себе очень трудна для изучения и не только потому, что в ней заложены колоссальные знания, но и потому, что она обладает, как и любая диалектика, сверхчувственными моментами, которые попросту невозможны для материалистичных наук и, следовательно, не могут быть поняты ими. Однако и в своей рациональной части философия Гегеля не может быть полностью понята в науках. Всё это связано с рядом обстоятельств, о некоторых из которых следует сказать.
    Во-первых, диалектические положения и рассуждения малопонятны материалистическим наукам. Чего стоят, например, идея, понятие и др., которые попросту невозможны для наук! При этом, и это очень важно, следует отличать представления от понятия. А ведь тут еще возникает и путаница с самими понятиями: в науках используются рассудочные понятия, но они совсем не то, что понятия представляют собою в диалектике и в мире. Однако особенно грандиозна идея, еще со времен Платона ставшая незыблемой основой диалектики и диалектической философии.  При этом для познания идеи необходимо применить диалектический метод Платона, а для его самого познания надо понять его идею, т.е. надо знать, что такое идея. Таким образом, для наук имеется замкнутый круг: с одной стороны, нет возможности познать идеи, а, с другой стороны, диалектический метод Платона понять тоже не получается.
    Иными словами, рассудочные материалистические и научные представления и рассуждения практически вообще не уместны при изучении философии Гегеля.
    Во-вторых, до сих пор и саму диалектику науки трактуют весьма привольно, зачастую неверно, и совершенно не так, как её понимали Платон и Гегель, порой попросту сводя её к гносеологии. А как диалектическую философию и, в частности, философию Гегеля понимать без их основы?
    Главное диалектика, философия Платона, философия Гегеля и современная диалектическая философия принципиально отличны от наук и от материализма в целом. А теперь, начиная с XXI в., за счет деятельности современной диалектической философии диалектика и науки четко разграничены.
    В-третьих, следует особо подчеркнуть, что одним из существенных аспектов проблемы изучения философии Гегеля выступает ограниченность материализма как вида идеализма, хотя обычно считается, что материалистическая и, соответственно, научная точка зрения объективна и верна, а вот Гегель, как объективный идеалист, якобы что-то там не понимал (хотя даже К.Поппер – ярый противник Гегеля – своим принципом доказал относительность и перманентную неистинность материалистичных наук). И, соответственно, возникают вопросы, в т.ч. уже обозначенные на сайте, например о том, как на основе материалистических представлений можно мыслить качественно иное, например,  то, что в ряде стран называли объективным идеализмом, о чем уже был разговор.
    В частности, как уже говорилось, на основе наук нельзя рассматривать идею – базовое положение диалектики, а если это делается учеными, то они должны были бы сначала отказаться от материализма и, соответственно, от научной точки зрения.
    И вообще на основе материализма методологически неверно и даже глупо рассматривать философию Гегеля, отрицающую примат материального.
    Материализм, науки и их обыкновенная логика бессильны при исследовании философии Гегеля. Это надо всегда помнить.
    Философия Гегеля более совершенна, чем материализм.
    В-четвертых, существенны многие отдельные гносеологические положения.
    Например, разум по Гегелю следует отличать даже от разума по Канту, не говоря уж о материалистических и научных представлениях о разуме. Разница тут колоссальная. Еще Платон не только дал внешнее отличие разума от рассудка, но и указал на то, что разум есть нечто качественно иное, чем рассудок. Но в науках на это не было обращено внимание. Поэтому на первый план в них вышло всего лишь установление общности и родства предметов, а также отношений, в которых они находятся, и того, насколько они друг к другу близки.
    Кроме того, необходимо еще уметь выходить на уровень разума, в т.ч. и для того, чтобы обсуждать философию Гегеля.
    Более того, часто случаются казусы. Например, К. Поппер, утверждал в гл. 12 своей книги «Открытое общество и его враги», что Гегель «берет» у Платона формулу «Идеальное = Действительное», а у Канта – «Идея = Разум», но при этом за Гегеля решает: «соединяя два этих уравнения, или, точнее, эти две двусмысленности Гегель получает Действительное = Разум, что позволяет ему заявить, что все разумное действительно и все действительное разумно, т.е. что развитие действительности совпадает с развитием разума…». Однако следует отметить, что Гегель никогда не утверждал, что «Действительное = Разум». Гегель утверждал: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно» (а разум Гегель определил по-другому). Тем самым К. Поппер использовал** метафизическое восприятие наук и особенности научного мышления для того, что бы актуализировать нужное ему самому положение; при этом К. Поппер даже не счел нужным обсудить ряд категорий и положений, требуемых при рассуждениях о «действительности», например, «существенность».
    Так что понятое в разуме (в философии Гегеля) никак нельзя осознать на уровне наук.
    Или снятие, которое в науках понимается слишком уж узко, так что в ряде случаев не дает в них понимания конкретного положения философии Гегеля. Относительно понятия «снятие» необходимо отметить, по крайней мере, следующее: говорить о каком-то одном, определенном значении категории «снятие» нельзя, но таково устойчивое заблуждение! Так, например, в статье о категории «снятие» в Новой философской энциклопедии приводится только одно определение: «снятие обнаруживает свою двойственную природу: отрицание и в то же время сохранение». Однако снятие не определяется только отрицанием, которое может быть характерно в каком-то его проявлении, но вовсе не обязательно для снимаемого и снятия. Тем самым указанное бытующее в науках представление неверно. Существенны и правильны иные, различенные определения снятия, приведенные в трудах Гегеля. Различение, в некоторой мере, якобы учтено в Новой философской энциклопедии совершенно бестолковым термином «двойственная природа». Однако при употреблении этого термина (а имеет ли вообще он рациональное значение по отношению к снятию?) следовало бы указать, как оно понимается (применяется…), по меньшей мере, для себя или для других? Иначе не удастся объяснить многие диалектические положения, например, почему по Гегелю только «…относящаяся к себе негация есть снятие себя самой» (здесь нет отрицания). Более того, и говорить о «природности» снятия бессмысленно, так как оно может быть вызвано различными процессами и факторами, так что оно имеет многие различенные «природы», и их следует рассматривать в каждом конкретном случае отдельно. Иными словами, термин «природа» нельзя использовать при определении категории «снятие» (Гегель использовал категории «значение» и «смысл»)…
    В-пятых, непонятность для наук философии Гегеля во многом связана также и с тем, что великий мыслитель часто излагал свои мысли сразу в форме (диалектических) утверждений, являющихся непосредственными результатами фундаментальных диалектических приемов познания (например, воспроизводство определений из тождества мышления и бытия), т.е. давал, по сути, непосредственно формулировку высших образов человеческого сознания, понятных ему, причем именно в их структуре и возникновении, но, как показала практика, не понятных в науках.
    А многообразное использование Гегелем терминов «логика» и «наука», как непосредственно, так и в их сочетаниях! – оно внесло значительную путаницу в понимание его философии и вообще диалектической философии, в том числе и потому, что определяющие (конкретизирующие) термины в большинстве случаев не использовались Гегелем, что предопределило невозможность понимания ряда принципиально важных конкретных и трансцендентальных положений его философии.
    В-шестых, Гегель много чего, возможно специально, предполагал, как он сам писал, давать только на лекциях.
    В изложении философии Гегеля многое было снято, а также привнесено то, что скрывает ряд ее важных положений.
    Многие из понятий своей философии Гегель так и не раскрыл. Например, еще К. Маркс написал следующее. «…Я с большим удовольствием изложил бы на двух или трех печатных листах в доступной здравому человеческому рассудку форме то рациональное, что есть в методе, который Гегель открыл, но в то же время и мистифицировал» (курсив К. Маркса. – ПРИМ.). (Однако, и К. Маркс изложения «на двух или трех печатных листах в доступной здравому человеческому рассудку форме того рационального, что есть в методе, который Гегель открыл», по каким-то причинам так и не осуществил…)
    В-седьмых, также необходимо очень внимательно относиться не только к пониманию и к трактовкам многих терминов в текстах Гегеля, но и их к переводам. Ведь порой доходит до ужасных ошибок: например, даже название одного из трудов Гегеля перевели неверно, см. «О названии книги «Философия права»».
    И др.

И могут возникнуть, по крайней мере, два вопроса.
    Первый заключается в том, почему же в начале XXI в. необходимо обращаться к философии Гегеля?
    Второй вопрос, включающий понимание факта непознанности её до сих пор в науках, заключается в том, а как же к ней подступиться, как познать ее (и осуществить на ее основе требуемые для научного познания и прогрессивного развития исследования)?
    Ответ на первый вопрос содержит ряд моментов. Определим лишь некоторые из них, наиболее значимые для настоящего этапа обсуждений вопроса.
    Аспект познания ясен: философию Гегеля надо изучать, так как она содержит реальные знания, – так что на нём пока останавливаться не будем.
   Более важно другое. Великое философское учение Гегеля необходимо сейчас, когда встают глобальные вопросы, не решаемые современными общественными науками, когда становятся все более запутываемыми и неясными общественное развитие и его перспективы, когда проступают рассуждения даже о безысходности. При этом необходим уже не поиск, а четкое определение путей прогрессивного развития, чего сделать, как оказывается, на основе наук не получается (и мировая практика – пример этому). 
    Поэтому требуются самостоятельные сильные учения, которые могут стать основой преодоления накопившегося отрицательного и выхода на линию поступательного движения в общество достойно и благополучно живущих людей. Причем это становится важным для каждой страны. 
    (Кроме того, актуальны и другие причины, например, одной из важнейших причин актуализации философии Гегеля как диалектической философии является современное нарастание оккультизма и мракобесия, которым как использующим знания, также недоступные наукам, может противостоять только не менее мощная система познания, но являющаяся системой духовного познания. Это – философия Гегеля (и диалектическая философия в целом). Например, мало кто знает, что Гегель противопоставил свою философию, в частности, тем, которые «…гордятся тем, что находятся в хороших отношениях со сбродом призраков и благоговеют перед ними»; также см. «Диалектическая философия – защита от мракобесия».)
    Однако утверждение об использовании философии Гегеля, являясь очевидным, все же само требует серьезного осмысления: то, что философия Гегеля может оказать влияние на духовное развитие любой нации – несомненно. Но нужно ли, например, одной, отдельно взятой стране влияние философии евроцентристского образа? При этом не следует думать, что философию Гегеля можно перебороть, приспособить «под себя». Это не так. Философия Гегеля слишком мощна (в т.ч. по не вскрытым до сих пор в науках причинам, в частности, по причинам её до сих пор не изученности в науках) и порой даже угнетает, многие ее боятся (поэтому порочат). Но, главное в другом. Евроцентристское существо философии Гегеля и ее национальные оттенки могут и не быть полезны другой одной, отдельно взятой стране. Сейчас не говорится о философских знаниях – они универсальны и должны использоваться каждым обществом для разумного движения вперед. Говорится о влиянии, которое может быть и негативным. Его может и не быть, но не следует рисковать, прежде всего, при понятии метасмыслов собственной страны и ее развития.
    Таким образом, и в случае даже отдельного конкретного использования знаний философии Гегеля неизбежно ее осмысление и понимание ее существа и её применимости, т.е. ее познание и развитие.
    И вот уже и ответ на второй вопрос определяется: необходимо не воспевание и перепевы философии Гегеля, а ее переосмысление. Это, оказывается, возможно, более того, ведет к пониманию философии Гегеля, которое ранее было невозможно; поэтому она оставалась terra incognito. Основанием переосмысления и развития философии Гегеля (и постижения во второй сфере познания) является указанное самим Гегелем её развитие и воспроизведение его философии, так и оставшиеся не понятыми наукам.
    Поэтому для постижения философии Гегеля ни остается ничего другого, как только развить её (в частности, следовать собственным указаниям Гегеля), полагая продолжение и давая развитие новому в полной мере его проявления.
    Итак, в ином философии Гегеля, но её же, следует искать ответ на вопрос о её познании. (Совсем отрицательное для философских наук утверждение! Но именно в отрицательном философии Гегеля и следует искать ответ на вопрос.). Поэтому философия Гегеля до появления современной диалектической философии не могла быть никак познана, ибо познавалась в «лоб»: нельзя её познавать, изучая непосредственно её, её сначала надо воспроизвести.
    Тем самым становится возможным не штурм философии Гегеля, которая достаточно защищена и издевательски отбивает любые наступления на неё, а её требуемое осознание и развитие (продолжение).
    Таким образом, как оказывается, философию Гегеля следует сначала воспроизвести, а лишь потом изучать. Это весьма важное положение, однако, полностью упущенное, причем не только науками, но и даже последователями Гегеля. При этом философию Гегеля следует не только развивать (что и делается в современной диалектической философии для себя и для текущего диалектического познания), но и во многих случаях и для многих людей надобно ее еще и раскрыть, причем иногда и заново, так как она во времена засилья диалектического материализма и теперь, во времена компьютеризации образования и форматирования мышления, оказалась не только материалистически неверно познанной, но и заброшенной (хотя это всё обусловило её надежную защиту, чем активно пользуется современная диалектическая философия).
    В целом же в современной диалектической философии существует ряд подходов к изучению такого сложного и многогранного учения, как философия Гегеля. Основные из них такие:
– непосредственно гегелевский подход (по сути, отдельная большая тема исследований), раскрывающий развитие диалектического познания и основы диалектической философии,
– воспроизведение и развитие философии Гегеля,
– современный рефлективный подход.
    Первый подход акцентирует положения и методы философии Гегеля.
    Второй подход призван для развития философии Гегеля, указанного самим великим мыслителем, причем при реализации этого подхода осуществляется раскрытие и дополнение философии Гегеля.
    Третий подход учитывает знания первых двух и в их рефлектировании раскрывает потаенные знания философии Гегеля, а также создает новые – знания современной диалектической философии.
    При этом, что не менее важно, ответ на вопрос о том, каким образом можно изучать философию Гегеля, обратно приводит к ответу на первый вопрос о причинах её изучения. Так, положения развития диалектического познания важны и для исследования ряда категорий и вопросов диалектики. Например, можно пролить свет на такое положение, как диалектическая логика. Что она есть? Как уже указывалось на сайте, имея положения развития диалектического познания, можно ответить на этот вопрос. Но не в виде очередного личного мнения, которых и так предостаточно (см., напр., «Диалектическая логика. Различные понимания»), а по формуле: тезис Гегеля – определение диалектической логики. (Этому вопросу также можно посвятить отдельную дискуссию.) Также можно раскрыть и многие другие диалектические положения.

Так что философия Гегеля (точнее – ее развитое представление) необходима всегда, ибо содержит реальные знания, и, особенно, в настоящее время, когда требуется сильное учение, способное стать основой преодоления накопившегося отрицательного и выхода на линию поступательного прогрессивного движения к обществу достойно и благополучно живущих людей.

И, как написал сам Гегель, «…нужно сказать раз навсегда, что тщетно желание удержать формы прежнего образования, когда перестроилась субстанциальная форма духа. Они представляют собой увядшие листья, спадающие благодаря напору образовавшихся у их основания новых почек».


* В проекте ДИАЛЕКТИКА ряду положений философии Гегеля будет уделено внимание, в т.ч.:
не-идеализм философии Гегеля,
причины явления философии Гегеля,
диалектическая философия Гегеля,
начало, или начало науки логики, или начало философии,
наука идеи,
Метод (метод диалектической философии),
система науки: начало реконструкции,
о системе философии Гегеля,
Метод и система Гегеля: нет противоречия,
системы в философии Гегеля,
Энциклопедия философских наук.
    Эти и другие положения составляют существо как объяснения самой философии Гегеля, так и вопросов её развития.
** Многие высказывания великого мыслителя «…превосходно обыгрывалось, чтобы констатировать невнимание к индивидуальности у Гегеля» (Пушкин В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. СПб., 2000, с. 408).

Продолжение: «Философия Гегеля и политическая экономия», «О значении диалектической философии для Пруссии и Германии» и «Воспроизведение философии Гегеля».

См. «Диалектическая философия Гегеля», «Энциклопедия философских наук: критика общего ее непонимания»,
«Новейшая философия: сравнение с философией Гегеля»,
«Диалектическая философия: главные современные достижения».


Дополнение.
    Некоторые вопросы о диалектике и ответы на них:
- диалектика - не наука,
- о различении диалектической философии,
- практические направления СДФ,
- о современной диалектике и сайте,
- о всех трех диалектиках кратко.