Индустриального социального общества определяющее положение.
- 19.02.07 г.


Эпоха обществ свободных людей открывается, как диалектически положено, с отрицания –  капитализмом – негативной общественной формацией, имеющей фундаментальное себя противоречие.

Гегель обосновал возможность преодоления противоречия капитализма путем «превращения субстанции в субъект», что становится своего рода основой рассуждений в соответствующем параграфе («Дух, обладающий достоверностью самого себя. Моральность») раздела «Дух» труда «Феноменология духа», в котором Гегель говорит о нравственности, являющейся переходной в царство духа ступенью и поставленной превыше всего, и о вытекающем становлении вообще новых форм общественных отношений.
    Иными словами, через понятие нравственности может быть осуществлен переход к такому общественному сознанию, которое постигает свою общественную сущность и поднимается до истинного смысла истории. 
    Таким образом, согласно Гегелю, если не реализовать нравственность, то развитие капитализма пойдет своим чередом, что определит многие негативы, в частности, падение нравственности и духовности (наблюдаемое сейчас повсеместно.)

Итак, противоречие капитализма, согласно Гегелю, разрешается в нравственности, но то, что предложил великий мыслитель есть сильное и всеобщее утверждение. С одной стороны, оно служит основой особых диалектических рассуждений, предназначенных для вневременных геополитических выводов. С другой стороны, нравственность при капитализме – модное слово, но далеко не цель или существо этой общественной формации, смысл которой – нажива. Поэтому Гегель относительно противоречия капитализма и его (частного) преодоления дал рассуждения также и в отношении к единичности*, т.е. в конкретных случаях и для конкретной страны.

В отношении к единичности всеобщее утверждение о противоречии капитализма и его преодолении соответствует внутреннему развитию, обогащению и улучшению общественной формы, становлению новых форм общественных отношений и служению каждого человека своему обществу.

Обоснованное Гегелем в его труде «Феноменология духа» положение – внутреннее развитие, обогащение и улучшение общественной формы, становление новых форм общественных отношений и служение человека своему обществу – является определяющим для индустриального социального общества положением**.


* как уже было отмечено, в отношении общего и конкретного определяются иные рассуждения.
** а также – для нового модернизационного проекта (НМП) для развития России в XХI в.

См.  «Капитализма отрицание и частное спасение по Гегелю».