Общая информация к Разделу.
- 29.03.20 г.
- 9772225665000    20014


В связи со сложностью темы, касающейся вопросов компьютеризации интеллекта, необходимо дать некоторые определения и разъяснения. Но они являются не только информационными, т.е. позволяющими прояснить некоторые аспекты изложения материалов сайта, но и отражают некоторые положения существа диалектических исследований интеллекта и его компьютеризации, т.е. являются своего рода гносеологическими, существенными для исследований, именно поэтому требующими особого внимания и понимания.
    По мере изложения материалов сайта приведенные ниже определения и разъяснения могут дополняться, а также, скорее всего, будут добавляться новые.
    Для изложения основ диалектического подхода к решению обозначенных в предыдущих статьях вопросов и противоречий и основных положений детерминации интеллекта и его алгоритмизации укажем следующие положения.


1. Основы исследований.
    Исследования ментальных состояний человека базируются на учении о субъективном духе, основанном Гегелем и развиваемом в Современной диалектической философии.
    А для решения вопросов алгоритмизации ментальных состояний – образов субъективного духа – применяются а) логические и функциональные положения, раскрытые в философиях Канта и Гегеля, развиваемые Современной диалектической философии (в том числе в рамках неодиалектических проектов, например, проекта «Наука логики – 2»), некоторые из которых мы уже указали на сайте и еще обозначим в следующих статьях, и б) положения диалектического программирования, включая позиции ряда компьютинговых нововведений.
    Иными словами, речь идет о последовательном на конструирующем себя пути познания, указанном Гегелем, диалектическом развертывании и сочетании диалектическим способом определений образов субъективного духа, в том числе интеллекта.
    При этом при формировании настоящего Раздела используются два подхода (этого требует рефлективность материала), или материалы Раздела (точнее – представления о кибер интеллекте) формируются через противоположность: один подход, логический, реализуется на основе науки логики, а другой, функциональный, – на основе философии духа. Это можно проследить на примере различия статей: например, более ранних («Проблемы искусственного интеллекта», «База знаний - 1») и более поздних («Проблемы искусственного интеллекта - 2» и др.).


2. Некоторые определения.

2.1. В Современной диалектической философии при моделировании, алгоритмизации и компьютеризации аспектов и форматов диалектического познания и образов субъективного духа преднамеренно – прежде всего для акцентирования отличий от объективно-научных исследований – не используется термин «искусственный», как к тому же не отражающий существо человеческих состояний, способностей или возможностей и аспектов их воспроизведения и вообще некорректный в отношении ментальных особенностей человека, а применяется термин «кибер»: например, вместо термина «искусственное познание» используется понимаемый в смысле диалектического учения о субъективном духе (основой которого является гегелевское учение о субъективном духе) термин «кибер познание».

2.2. Термин «кибер интеллект» в современной диалектике используется в основном как понятие кибер формата (функционала).
    Итак,
кибер интеллект в узком смысле – это наименование функции компьютерной системы, соответствующей такой возможности (функции) субъективного духа, как интеллект, понимаемой согласно неодиалектическому продолжению труда Гегеля «Философия духа» (напомним, Гегелем интеллект определен непосредственно не был),
кибер интеллект в широком смысле (основное значение), или кибер интеллект (ранее использовались различные термины по ситуации),– это наименование функционала компьютерной системы, обеспечивающего выполнение функции кибер интеллекта в узком смысле и включающего полагающие и поддерживающие его функции и функционалы (в пределе – начиная с мышления), например такие, как познание, или возможность компьютерной системы исполнять функции, выражающие такой образ субъективного духа, как интеллект (понимаемый согласно неодиалектическому продолжению труда Гегеля «Философия духа»), во взаимной связи с другими образами субъективного духа,
- кибер интеллект как исследование – наименование области познания, предназначенной для исследования интеллекта и соответствующих (полагающих, поддерживающих) видов человеческой деятельности, понимаемых согласно неодиалектическому продолжению труда Гегеля «Философия духа», и их реализации на основе компьютерных систем и диалектического программирования.
    Однако в современной диалектике термин «кибер интеллект» в конкретных случаях применяется и как понятие, отражающее осмысление изменения понимания компьютера и его устройства – как концептуально (характер использования), так и функционально (новая архитектура компьютера и т.д.).

2.3. Термин «искусственный интеллект» («artificial  intellect») в современной диалектике понимается как наименование научной проблемы (см. «Проблемы искусственного интеллекта», «Проблемы искусственного интеллекта - 2» и «Искусственный интеллект: состояния предмета»), исходящей из неопределенности понятия интеллекта на базе объективно-научных разных противоречащих друг другу представлений и состояния существующих компьютерных возможностей.
    А вот то понятие, которое должно было бы правильно переведено с английского языка – «artificial  intelligence», понимается согласно западным представлениям.


3. Раздел ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ был переименован в КИБЕР ИНТЕЛЛЕКТ


4. В ходе изложения материалов Раздела (и корреспондирующих материалов сайта) явно или неявно используются позиции ряда компьютинговых нововведений, например, диалектического определения программы, новой архитектуры компьютера, базы знаний и др.
    Дело в том, что решение и реализация ряда положений, сопутствующих компьютеризации интеллекта (например, решение проблемы (противоречия) однозначности алгоритма программы и творческих способностей, обычно приписываемых интеллекту), невозможны на базе существующих компьютинговых средств. Это, кстати, является одной из основных причин невозможности компьютеризации интеллекта на основе наук (не говоря уже о том, что он в них не определен). Соответственно, это требует поиска новых решений, который в современной диалектике производится, правда, в целях не столько развития компьютинга, сколько совершенствования базы исследования образов субъективного духа. О концептах ряда новых решений уже было сказано на сайте.


5. В Современной диалектической философии различены обыкновенное программирование (традиционное программирование) и диалектическое программирование: первое – существующее традиционное программирование, которое основано на обыкновенной (общеизвестной) логике, второе – это раздел диалектической гносеологии, а в части алгоритмизации и организации вычислительных процессов – альтернатива обыкновенному программированию.


6. В диалектических исследованиях, в том числе при изучении вопросов создания кибер интеллекта, программа понимается в различных смыслах, что позволяет расширить сферу исследований и  более гибко подходить к решению различных вопросов:
 а) как программа диалектических исследований (познания),
 б) как компьютерная программа согласно диалектике,
 в) как компьютерная программа в смысле традиционного программирования.


7. Определения (в контекстах Раздела) – определения, типы данных, переменные и данные.