Октябрьские 2023 г. обсуждения
по теме «Кластеризация»
(кластеризация и новые исследования).
- 21.10.23 г.
- 9772225665000 23025
На настоящем этапе изложения материалов Раздела сложилась интересная ситуация: в связи с открывшимися гносеологическими обстоятельствами фактически в одно и то же время обозначились, с одной стороны, положения, каждое из которых относится к разным концептам (темам), и, с другой стороны, группы разнокачественных положений, каждая из которых относится к какому-то одному концепту (теме). При этом изложенные материалы тесно и многоаспектно связаны с некоторыми предыдущими темами, в первую очередь, с вопросами определения данных и их обработки.
Все соответствующие вопросы предполагалось излагать поочередно, причем с добавлением исторических обзоров и некоторого теоретического материала.
Однако теперь совмещение изложений, или параллельное изложение, ряда тем стало нецелесообразным по ряду причин:
– такое изложение потребует очень много времени,
– получится слишком большой объем изложения, что сделает его неудобоваримым,
– сейчас необходимым не тотальный анализ накопленных знаний, а выделение новых наиболее актуальных положений, скорее даже смыслов, которые позволят акцентировать преимущества диалектических информационных технологий.
Решить обозначившиеся методологические вопросы можно на основе ряда подходов, из которых в целях их применения были проанализированы, в первую очередь, следующие:
а) можно зафиксировать требуемые диалектические критерии, которые могут обеспечить выделение наиболее актуальных вопросов, но это потребовало бы больших временных затрат и применение диалектики, что не совсем приемлемо для многих ученых, в первую очередь для тех, кто исповедует материализм,
б) можно в изложенных материалах (в том числе предыдущих дискуссий) выявить наиболее значимые (и интересные пользователям) вопросы и их положения, которые манифестируют соответствующие темы (группы вопросов) и даже классы задач.
Был избран второй путь.
Однако для его реализации требуется не только выделить наиболее значимые (и интересные пользователям) положения, но и охватить их в единстве для того, чтобы понять их общее и различное, что соответствует одному из основных принципов диалектических исследований. То есть необходимо проанализировать группы данных, а, говоря концептуально, совокупности тезисов. Поэтому, для определенности, рассмотрим наборы совокупностей положений (вопросов), выбранных на основе принципа соотношения данных и которые необходимо обсудить, но не столько для их понимания по отдельности (что то же, конечно же, нужно), сколько для выявления (предметно или методологически) общих аспектов, в том числе для выявления моментов акцентированного ранее соотношения данных и методов, подлежащих в конкретном случае кластеризации, с другими данными и методами и видами анализа и исследований объекта (и даже иных объектов).
Еще одним аспектом исследований будет указанное ранее различение системы предметных методов познания (объекта).
При этом необходимо учитывать содержание и результаты более ранних обсуждений по ряду тем, указанных в «Дискуссии и конференции. Данные» и в «Дискуссии и конференции. Методы».
Еще раз повторимся: главные цели обсуждений – (1) уточнить некоторые категориальные положения (быть может, выявить новые), для чего будет проводиться обобщение совокупностей предметных тезисов (групп данных), (2) охватить их в единстве для формирования категориальных определений и предметных представлений о кластеризации и диалектической методологии (раз уж появилась такая уникальная возможность) и (3) определиться с особенными положениями, а также соответственно с темами и направлениями дальнейшего изложения материалов Раздела.
Достичь указанных целей предполагается на основе определения общего и различного в обсуждаемых положениях и соотнесениях обозначенных в Разделе вопросов (а также некоторых обсужденных ранее). При этом указанные далее, в последующих Темах, положения следует пока понимать только как совместно обсуждаемые, хотя они актуальны и как отдельные вопросы (это будет обсуждаться позже).
Дополнительная информация, методологические приемы и другое будут вводиться по мере раскрытия тем и по мере необходимости.
Продолжения:
- «Т: данные и математика»,
- «Т: методологические аспекты кластеризации».