Т: Сравнение анализов
как начало подхода к определению диалектической системы методов.
- 04.02.24 г.
- 9772225665000     24004


1. Предметные положения.

В Разделе уже имеется вполне достаточно материала для того, чтобы начинать решать один из важнейших вопросов о системе методов, недавно очерченный с достаточной степенью точности. Решать его на основе наук, как было показано, невозможно, причем по ряду причин, одной из которых является отсутствие научных представлений о некотором общем методов (присущем им), или у методов, что объясняется случайностью создания методов в зависимости от множества возникающих перед науками задач. Да и сугубо внешние субъективные подходы, к тому же материалистичные, полностью исключили возможность познания нечто сущностного объективного; - поэтому остается только диалектический подход. Он понятен – он будет основываться на труде Гегеля «Наука логики». В его терминах первая, самая простая задача, которую необходимо решить сначала, состоит в выявлении не искомого общего – оно должно быть выведено, доказано, а нечто простейшего, «атомарного», но не поверхностного, причем если и не сущностного, то хотя бы характерного. Иными словами, следует начинать не с искомого, однозначного, тождественного себе, а с различия, причем понимая его с учетом оппозиций. Только в этом случае при наличии условий, которыми могут быть определения решаемых задач, можно будет установить определения системы методов (или некоторого общего метода или нечто общего для методов), многие члены которой уже известны сами по себе (т.е. не в системе), а потом уже можно будет говорить о переходе от конкретного к абстрактному… Таков замысел, смысл движения изучения поставленного вопроса (познания) согласно труду Гегеля «Наука логики». Поэтому, имея непосредственно некоторую совокупность методов, но пока неопределенную, что в данном случае прекрасно укладывается в канву диалектической методологии, начинать надо с установления хотя бы различия, а это можно сделать на основе научных данных. При этом в смысле общности и необходимости это для наук это невозможно. Но для диалектики в данном конкретном случае все же возможно, хотя бы формально (этого пока будет достаточно) сравнить некоторые из уже рассмотренных в Разделе методов (тут главное то, что уже многократно опробованных на практике), а потом и других, пока же фиксируя не определенность системы методов, а ее некоторые характеристики: надо начать, а начинать надо с малого, с наиболее простого, поэтому, наиболее понятного – с простого различения хорошо изученных методов, причем не важно каких, ибо все равно общность потом будет охватывать все. Все опять же в духе всем известного труда Гегеля «Наука логики», так что применяемую методологию решения вопроса, некоторые моменты которой только что были указаны, можно не обсуждать.

Итак, для начала рассмотрим три метода, хорошо изученные в науках, хотя не их внутренние особенности (это следующая задача), а только различия характеристик, причем еще только во внешних порядках, но и этого пока вполне достаточно для понимания начала решения задачи. При этом в целях подготовки обсуждений акцентируем некоторые признаки трех методов, уже рассмотренных на сайте.
    Первая группа признаков характеризуется следующим.
    Классификация – это фактически некоторое распределение множества объектов на основании каких-то признаков (различие групп тождественных объектов).
    При этом важно то, что при классификации, каждый объект относят к одному из заранее известных классов.
    Кластеризация представляет собою разделение имеющейся совокупности объектов на группы на основе определенного критерия и исходя из определений измеряемых признаков.
    Она обычно применяется для группирования объектов, причем они же выступают и в качестве основы критериев для кластеризации. Иными словами, кластеризация представляет собою выделение групп объектов (их различение), исходя из их сходства (тождества) по измеренным признакам.
    Факторный анализ – это фактически замена большого числа исходных переменных меньшим числом факторов, при которой происходит уменьшение количества переменных (сокращение данных) и определение структуры отношений между переменными, т.е. переход от первоначального большого числа признаков, определяющих наблюдаемое различие, к меньшему количеству факторов, причем с минимальной потерей информации. В данном случае речь идет только о признаках.
    Особенностью указанных методов является структуризация.
    Вторая группа признаков характеризуется следующим.
    При кластеризации (кластерном анализе) и факторном анализе заранее не известны признаки, по которым требуется разделить данную совокупность объектов: они определяются определенностью результата или в ходе анализа.

Добавим, что понимание кластеризации и факторного анализа в диалектике и в науках принципиально различны, что обусловлено пониманием определенности (понятий) этих видов анализов. Именно она позволяет установить присущие указанным видам анализа свойства, не раскрытые в науках, позволяющим во многом провести а) сравнение и обобщение видов анализов, б) различение их качеств, в) установить их рефлективные определения, г) выявить особенность и т.д., что позволяет перейти к чистому определению видов анализа данных, о котором в науках нет даже простого представления.
    Кстати, указанные выше определения не только отличают диалектический и научный подходы и обеспечивают преимущество диалектическим версиям указанных и иных видов анализа, но и позволяют значительно развить методологию, создавать на основе диалектики качественно новые методы исследований и алгоритмы обработки данных и определять факторы решения задач.

Обсуждению подлежат обсужденные выше определения.

См. «Т: сравнение анализов – 2».

Также см. Дискуссии и конференции. Методы


2. Дискуссионная часть
[в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА].

а. Обозначение исходных, предметных и целевых положений обсуждений предполагается осуществить в начале предметных дискуссий.
б. Для предметных дискуссий в рамках Академии диалектики и диалектической философии  предоставляются ссылки на дополнительные материалы.
в. Вопросы, предложения, сообщения и т.д. можно присылать на сайт через Контакты, а также на различные вспомогательные и дополнительные ресурсы сайта.
г. Для новых пользователей и для новых ветвей обсуждений могут быть созданы дополнительные дискуссионные площадки; заявки и предложения присылать через Контакты.