(Ассоциативные правила и диалектика.)
Ассоциация, ассоциативные правила и диалектика.
- 07.04.24 г.
- 9772225665000 24011
>> Настоящая статья посвящена не определению ассоциации, которое есть у Гегеля, а тому, что негативы определения в науках ее и ассоциативных правил обозначили ряд существенных моментов, которые следует акцентировать и для ее понимания и для совершенствования методов обработки данных.
А. Ограничения поиска и применения ассоциаций и ассоциативных правил, указанные в статье «Ассоциативные правила и их поиск», принципиально важны, по крайней мере, для современной диалектики, так как обусловливают новое изучение применения ассоциаций и ассоциативных правил, а также неизбежность трансформации обработки данных в целом и в категориальном смысле в частности.
При этом научные положения, касающиеся ассоциации и ассоциативных правил, в диалектике в основном игнорируются как ничтожные: они учитываются разве что в смысле выявленных негативов применения ассоциаций и ассоциативных правил в науках и учета некоторых закономерностей (правил) и областей применения ассоциации и ассоциативных правил.
Соответственно укажем несколько аспектов ассоциации, которые принципиально важны для корректного создания и реализации методов подготовки и обработки данных (а те, которые важны для понимания соответствующих вопросов с позиций субъективного духа пока приводить не будем, так как они не относятся к обработке данных и методам, исследуемым в Разделе, и будут обсуждены отдельно).
(1) Прежде всего, ученые не хотят видеть участие духа (если использовать слова Гегеля) в порождении и осуществлении ассоциации и, добавим, при ее применении для обработки данных (этот аспект Гегель не рассматривал). Это принципиально важное (фактически базовое) положение можно было бы сформулировать и научным образом, но тогда усекалось бы понятия ассоциации, не проявлялось бы все ее богатство, которое, собственно, и было утеряно в науках.
В целом, в науках без учета участия духа становятся ничтожными понимание ассоциации и формирования и реализации ассоциативных правил и методов подготовки и обработки данных. Далее, отсутствие учета участия духа во многом является причиной ряда негативов и ограничений обнаружения ассоциаций и поиска и применения ассоциативных правил. Именно поэтому, в результате, на основе этих правил, как часто отмечается, в общем случае нельзя делать обоснованных утверждений и прогнозов.
(2) Необходимо акцентировать субъективность ассоциации и соответственно связей образующих ее компонент и ассоциативных правил. Это принципиально важный момент, который даже по своей сути противоречит имеющейся в науках формальности обработки данных и научных методов и не может не порождать противоречий и негативов в них.
Приведенное утверждение продемонстрируем на примере ряда положений (остальные будут обсуждены в дискуссиях).
Во-первых, из субъективной природы ассоциации следует, что она не является изолированной операцией, которая только что и может участвовать в различных суперпозициях, создавая видимость достаточности, как ее представляют науки. Ассоциация – это, по меньшей мере, средний термин, очередное действо в череде других субъективных операций, которые необходимо хотя бы подразумевать, и это необходимо учитывать, чтобы
– понимать, что ассоциация недостаточна,
– соблюдать некоторые граничные условия (обуславливаемые крайними терминами).
Во-вторых, из субъективной природы ассоциации следует то, что необходимо учитывать когнитивные аспекты и правила, а также то, что ассоциации только с определенными условностями можно реализовывать в формально-вычислительных методах.
Важно отметить, что эти утверждения существенно влияют на понимание и реализацию ассоциаций, но для наук сводятся, в основном, к пониманию данных в категориальном смысле, хотя научное понимание категории (как наиболее общего определения) недостаточно.
(3) Не менее актуальны не учитываемые в науках особенности ассоциации, в первую очередь, отмеченные Гегелем
– конечность,
– отношение к другому,
– внешность.
Они в науках попросту не учитываются, хотя, с одной стороны, позволяют исключить ряд ошибок при применении ассоциации, и, с другой стороны, обусловливают большие возможности при создании методов обработки данных и непосредственной их реализации.
(4) Необходимо акцентировать основное свойство ассоциации, указанное Гегелем, но проигнорированное науками, обусловливающее то, что роль ассоциации не сводится просто к соотнесению образов (суть ассоциации и ее основное свойство будут обсуждены отдельно).
(5) Из основного свойства ассоциации следует ее действительность, даже не обсуждаемая в науках, – попросту упущенная и не используемая в них, хотя именно она определяет многие угаданные и используемые науками формально-вычислительные возможности ассоциации.
(6) Также важны указанные Гегелем особые состояния, присущие ассоциации.
Б. Указанные и другие определенности упущены в науках, поэтому в целом от ассоциации в ее научном понимании и применении нельзя требовать многого из того, что обычно от нее требуется – ее попросту нельзя применять во многих операциях, понятных и простых для человека.
А вот их учет значительно расширяет научное понимание и функциональные возможности ассоциации и, соответственно, структуры поиска и применения ассоциативных правил, которые по отдельности и особенно вместе играют наиболее значительную роль при обработке данных: при их обобщении, при их использовании в категориальном смысле и при создании новых образов и объектов, что принципиально важно не столько при анализе торговых операций, сколько для анализа текста и в анализе и прогнозировании многих процессов.
В целом требуется развитие не только понятия ассоциации и ее правил, но и ряда положений анализа методов обработки данных, в том числе
– уточнение принципа ассоциации и ее механизма,
– расширение перечня видов сопоставления данных (их зависимостей),
– учет новых положений (например, некоторых реальных положений труда Гегеля «Наука логики» и новодиалектического принципа проверки инструментов исследований в условиях изменения ряда параметров),
– введение нового звена (стадии) обработки данных,
– развитие нового регламента исследований.
Указанные и другие определенности и положения осмысливается в современной диалектике и развивается в ее методах.
См. «Диалектические операции. Вывод 8» и «Проверка инструментов ИТ. Вывод 9.».
Дискуссии и конференции. Методы