Сезон 2024/2025 гг. открыт!
- 14.09.24 г.
- 9772225665000 24020
1. Как уже указывалось, одной из главных задач современной диалектики является интенсификация ее познания, причем в первую очередь за счет его алгоритмизации и компьютеризации.
При этом нами было уделено внимание не только развитию логики и методологии познания на основе Гегелевской «Науки логики», но и исследованию и развитию информационных технологий.
Во всех случаях изучаются и совершенствуются методы, ряд моментов чего обозначается в текущем Разделе сайта – МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ.
А. При анализе информационных технологий было установлено, что данные в нaукaх и информационных технологиях корректно не определены, поэтому в общем случае не известно, что и почему обрабатывается, а результаты являются относительными и субъективными. Достаточно подробно о данных уже говорилось на сайте, поэтому повторяться не будем, однако выделим следующие особенно важные вопросы, обсуждаемые в диалектических дискуссиях в связи с данными:
– математическое представление вещей по Платону,
– диалектические методы,
– диалектическая база знаний (понимаемая в диалектическом смысле, в смысле знаний по Платону, а не как разновидность общеизвестных баз данных), которая в современной диалектике взята за основу создания новых инструментов представления и обработки данных.
Эти вопросы тесно связаны с рядом других тем, в первую очередь, с такими: методы, математика и программирование, о которых скажем ниже.
Б. При изучении методов обработки данных возникли еще вопросы и о том, как обрабатывается то, что называется данными, например, хотя бы потому, что конкретные свойства объектов обрабатываются абстрактными методами (например, математическими), что обычно не обосновывается.
Указанные выше и другие положения обусловили вопросы как к самим информационным технологиям, начиная с их определения, так и к их отдельным положениям, в том числе к обработке данных, т.е. к методам, которые начали исследоваться нами в прошлом году на их действительность, причем еще и в сравнении с диалектическими методами, обсуждаемыми в отдельных дискуссиях.
В современной диалектике вопросы возникли как к корректности методов информационных технологий, так и к полноте обработки данных в них, включая вопросы подготовки данных. Более того, возник вопрос и к получению данных, в том числе к их сбору, который, несмотря на многочисленную литературу по этому вопросу, на самом деле в науках не является ни обоснованным, ни даже просто понимаемым в достаточном объеме, что было показано в ряде статей сайта. И именно это обозначило отдельную проблему – проблему обработки данных, начиная с их сбора, и вот уже далее – проблему методов и ее предмет. Принципиально важным оказалось то, что применяемые научные методы обработки данных, зачастую оторванные от существа объекта исследований, стали столь абстрактными, что уже не могут отразить сущность его самого и его процессов – в информационных технологиях зачастую исследуются не аспекты предмета, а их абстрактное (числовое) представление. Существенны и методологические проблемы.
В. В современной диалектике было установлено различение методов:
– собственное различения методов в себе и для себя, что предопределяет новое рассмотрение методов содержательной обработки данных (ранее рассматривались методы, которые относятся или могут быть отнесены и к предобработке данных),
– методов в их совокупности как целое и каждый в отдельности как часть (в общем случае под «частью» может пониматься даже отдельная операция), что важно в том смысле, что диалектическое различение методов отражает их живое существование, а научные разделения (классификации и т.п.) методов выражают их фиксированное бытие; а в целом речь идет о действительности методов, именно и только которая объясняет их применимость к различным объектам и трансформируемость,
– методов как имеющих внешнее и внутреннее представления (в науках используется лишь внешнее представление методов: описание, алгоритм, формула…).
В целом в современной диалектике методы (обработки данных) стали пониматься двойственно, что предопределяет их новое определение, коренным образом отличающееся от научного.
Кроме того, методы стали пониматься и как имеющие диалектическое различение, что отражает существование методов, а научные разделения (классификации и т.п.) методов выражают их бытие.
Такое понимание методов важно для
– для изучения математического представления вещей по Платону,
– для качественного развития информационных технологий.
– для изучения рефлексии методов обработки данных,
– для создания инструментов контроля исполнения методов,
– для применения методов в системе.
Г. Одним из главных результатов исследований стали введение особого опорного положения (оно будет обсуждено позже) и соответствующее кардинальное переосмысление математики:
– не как «науки о количестве» (Аристотель) или «науки об отношениях между объектами, о которых ничего не известно, кроме описывающих их некоторых свойств» (Бурбаки), а как науки о действительности вещей (включая математическое представление вещей по Платону и идеальные числа по Платону), акцентирующей а) некоторые всеобщие свойства вещи, необходимые для исследования, что исключает имеющиеся противоречия определения математики в науках, и б) обработку определений, не свойственных ей согласно наукам, например, номинальных качественных данных,
– понимаемой и определяемой теперь не согласно противоречивым основаниям математики, напридуманным в науках от безвыходности по ходу понимания ничтожности вновь и вновь даваемых в них ее определений, а согласно существу математики, следующему из ее действительности, сущности, из нее самой, а не из придумок ученых.
Иными словами, если использовать выражение одного из зарубежных ученых, применившего, похоже, принципы Платоновской диалектики к математике, то ее предмет нами рассматривается с учетом беспредпосылочного основания, т.е. диалектически, ибо науки ну никак не могут обойтись без какого-либо конкретного начала для абстрактной математики…
Отсюда, фактически, следует утверждение диалектической математики взамен по-старому понимаемой математики как количественной науки.
Таким образом, получилось понимание математики не только как количественной науки, но и как науки, учитывающей определенность предметов, полагающую их качество: это – диалектическая математика.
Или: теперь математику следует понимать не как обыкновенную математику, определяемую в количественном смысле, а как диалектическую математику, учитывающую качественные положения.
Д. В диалектике специфика и полнота определения данных и их обработки с учетом развитого понимания математики позволили говорить об их обработке формальными способами, например, методами математики, однако, понимаемой по-новому, что открыло путь к изучению их трансформации (обработки) формальным и затем алгоритмическим образом, что и стало одним из оснований формирования
– концепта последовательной формальной алгоритмической обработки данных,
– качественного изменения понятия информационных технологий – смена случайного применения совокупности отдельных субъективных методов на системное познание,
– новой диалектической области познания, о которой уже говорилось на сайте, –диалектического программирования, в котором было дано соответствующее диалектическое определение программы, т.е. программирование было в диалектике выведено из познания, а не создано как инструмент решения возникавших прикладных задач,
– новой парадигмы программирования,
– основ интенсификация познания современной диалектики, именно за счет его алгоритмизации и компьютеризации.
2. В настоящем семестре в Разделе будут рассмотрены «менее математизированные» методы, т.е. не имеющие в своей основе формулу, конкретную количественную зависимость и т.п. Эти методы менее формальны и более приближены к широко используемому сейчас artificial intelligence, что очень важно для его переосмысления, основные моменты которого вскорости будут изложены на сайте (мы, как уже неоднократно отмечали, преднамеренно не используем термин «искусственный интеллект», так как это принципиально неправильный перевод, приведший к совершенно неверному пониманию соответствующего англоязычного термина).
Также планируется формирование и обобщение понятия вычислительной обработки данных, включая ее противоречие, приводящее к понятию нейросетевой обработки данных.
И хотя многие категориальные положения пока обсуждаться не будут, ряд методологических, эвристических и праксиологических моментов, требуемых для их осмысления, будет акцентирован, ибо именно они-то и нужны для понимания обстоятельств дела и для формирования новых информационных технологий. К их числу относятся следующие:
– содержательные моменты методов,
– функциональные моменты методов,
– суть (не понятие) методов: методы (исходящие из данных) – это информационные технологии в себе,
– особенности, присущие современному применению методов обротки данных и их моментам, из которых особое внимание уделяется опосредствованию,
– осмысление методов новых информационных технологий,
– объективные существенные (а не субъективные относительные) основы создания описания предметов и их предназначения (смысла),
– позиции перехода к новому пониманию модели,
– позиции перехода к новому понятию информационных технологий: их предназначение (смысл) и их объективные существенные (а не субъективные относительные) основы.
3. Что касается изложения материалов, то начиная с этого семестра в силу разнообразия основных и сопутствующих тем (см. следующую статью: «Сопутствующие исследования») предполагается организовать его новый формат: больший акцент будет сделан на тезисное изложение, предполагающее 1) уточняющие вопросы пользователей, 2) их свободный поиск по темам, 3) их собственный анализ тем в целях не только постановки вопросов, но и предложений по развитию тем, 4) дискуссии и 5) практические занятия. Их положения и выводы могут обсуждаться даже на отдельных Интернет-площадках сайта.
Таким вот образом обрисовывается тематика наступившего сезона, а также и ряда последующих.
4. Как уже отмечалось, что касается изложения материалов, то начиная с этого семестра в силу разнообразия основных и сопутствующих тем предполагается организовать его новый формат: больший акцент будет сделан на тезисное изложение, предполагающее
1) уточняющие вопросы пользователей,
2) свободный поиск по темам,
3) анализ тем в целях не только постановки вопросов, но и предложений по развитию тем,
4) дискуссии,
5) практические занятия.
Желаем всем удачи, плодотворного сотрудничества и хороших результатов!