Современная диалектическая философия и национальный модернизационный проект для развития России.
Зачем
нужна современная диалектическая философия?
Кому нужны ее знания о Провидении, нравственности и стремлении?
– при капитализме нужны знания о достижении прибыли, власти и престижа.
Науки? – относительно них приведем слова русского духовного
мыслителя К.Н. Леонтьева: «Мирные изобретения (телефоны, жел. дороги и
т.д.) в 1000 раз вреднее изобретений боевой техники. Последние убивают
много отдельных людей, первые убивают шаг за шагом всю живую
органическую жизнь на земле, поэзию, религию, обособление государства и
быта…» («Наш современник». 1991. № 12. С. 169). Иными словами, как
сказал преп. Амвросий Оптинский: «Прогресс или улучшение есть только во
внешних человеческих делах, в удобствах жизни» (Собрание писем
блаженные памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским
особам. Сергиев Посад. 1908. Ч. 1. С. 97).
Но вопрос не в востребованности знаний со стороны чиновников или
научного сообщества; вопрос в диалектике,
поэтому развитие познания и, в частности, указанные положения будут
актуализироваться, ибо перестраивается субстанциальная форма духа, и в
основе диалектики лежит неизбежность, а не субъективные оценки
необходимости.
Что
может дать современная диалектическая философия России, кроме развития
образования, становления нового образования?
Уже актуализированы знания о принципиально новом виде
общественного устройства – формация индустриального социального
общества, о новом звене государственного устройства – Резервная система
РФ, обосновывается новый модернизационный проект для страны.
Но для такого обоснования, прежде всего, необходима и
существенна философская подготовка, осуществленная в современной
диалектической философии.
Согласно
утвердившемуся в общественно-научном сознании положению, модернизация
не стронется с места, пока не начнутся реальные изменения в системе
ценностей, в неформальных институтах, в культуре. С другой стороны,
согласно современной диалектической философии, указанные изменения
не начнутся сами по себе, но в силу созданной в последние годы
значительной хозяйственной базы для них имеются экономические основы.
Следовательно, необходимы кардинальные общественно-социальные
трансформации, которые, имея экономическую основу, приведут к реальным
изменениям в системе ценностей, в неформальных институтах, в культуре,
т.е. создадут реальный базис для модернизации, так нужной современной
России.
Иными словами, существен вывод о том, что между
достигнутыми экономическими успехами и процессом модернизации существен
промежуток общественно-социальных изменений, которые
составляют, фактически, начало или первый этап модернизации.
Согласно
современной диалектической философии, суть подхода к осуществлению
модернизационного развития состоит в интеграции трех составляющих (А, Б
и В), но в которых акценты переносятся с экономических
аспектов на общественно-социальные аспекты:
А.
имеющиеся экономические достижения и успехи, которые становятся базисом
для актуализации следующих фаз преобразований;
Б.
общественно-социальные положения, которые становятся доминирующими и, с
другой стороны, образующими в модернизационной стадии
-
общественно-социальные преобразования, которые
становятся главными для современного момента*,
-
изменения в системе ценностей, в неформальных институтах, в культуре,
-
непосредственно модернизационные преобразования.
Однако указанные положения, несмотря на конкретное
позиционирование по порядку, не означают их строгую этапную реализацию,
так как их ключевые проблемы актуальны в общем вопросе и существенны
для решения каждого из других положений. Например, экономическое
развитие не только важно само по себе, но и является базисом для
осуществления других положений. Равно как решение задач иных положений
необходимо дополняет укрепление экономического базиса страны, в
частности, через изменение сознания граждан, осознания ими
необходимости развития страны, и их осознанного общего участия в этом.
При этом обрисовывается также сверхсуммарная задача, которая связана с необходимостью осознания гражданами модернизационных и формационных изменений, а также с формированием нового сознания граждан – сознания развития, которое является основным положением общественно-социальных преобразований, и особое значение приобретает для молодежи.
Эта
задача, в свою очередь, трансформируется в проблему нового
гуманитарного российского образования, которое не только
должно быть наполнено новейшими разработками и соответствовать
современными реалиям, и быть качественно новым в смысле соответствия
решаемым стратегическим задачам.
Но эти аспекты связаны с проблемной областью социальной
философии, развитие и актуализация (в т.ч. в учебных процессах)
которой, таким образом, становится приоритетной как для
модернизационного развития, так и для решения задач проектирования
стратегического развития.
С
другой стороны, в связи с постановкой вопроса о сознании развития
очевидной вырисовывается связь с вопросом об актуализации
национальной идеи, контуры которой можно принять в связи с
указанными выше положениями. Но при этом (для создания базы
формирования национальной идеи) становятся очевидными и приоритеты
развития современного российского гуманитарного образования, такие как,
например, социальная философия и политическая экономия (решение вопросов
формационного развития страны).
Таким образом, вопросы разработки и осуществления
модернизационного развития оказываются непосредственно связанными также
и с формированием новой теоретической гуманитарной базы и положений
национальной идеи.
Поэтому
существенным является также и следующее третье структурное положение:
В.
актуализация нового российского гуманитарного образования,
способствующего 1) становлению сознания развития граждан,
особенно молодежи, и 2) актуализации национальной идеи.
Хотя, следует добавить, ясно, что и развитие естественных наук зависит от состояния общественных наук**.
При
этом следует отметить, что для решения обозначенных выше положений
неизбежными становятся вопросы философско-гуманитарной сферы:
1.
осмысления
развития конкретного государства (т.е. новая философская основа –
современная диалектическая философия),
2.
определения
аспектов формационного развития (в данном случае предлагается
рассмотрение принципиально новой общественной формации – формации
индустриального социального общества),
3.
формирования
национальной идеи, но, прежде, формирования соответствующего
исследовательского аппарата для этого,
4.
выбора
курса развития; на наш взгляд, существенна возможность не либерального,
а определяемого национального курса развития.
* они прорабатываются в сфере
исследований по обоснованию национальногомодернизационного проекта
(НМП) для России.
**
- науки слабы и бездуховны.
См. МОДЕРНИЗАЦИЯ в РОССИИ