Современная диалектическая философия и национальный модернизационный проект для развития России.

Зачем нужна современная диалектическая философия? Кому нужны ее знания о Провидении, нравственности и стремлении? – при капитализме нужны знания о достижении прибыли, власти и престижа.
    Науки? – относительно них приведем слова русского духовного мыслителя К.Н. Леонтьева: «Мирные изобретения (телефоны, жел. дороги и т.д.) в 1000 раз вреднее изобретений боевой техники. Последние убивают много отдельных людей, первые убивают шаг за шагом всю живую органическую жизнь на земле, поэзию, религию, обособление государства и быта…» («Наш современник». 1991. № 12. С. 169). Иными словами, как сказал преп. Амвросий Оптинский: «Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни» (Собрание писем блаженные памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Сергиев Посад. 1908. Ч. 1. С. 97).
    Но вопрос не в востребованности знаний со стороны чиновников или научного сообщества; вопрос в диалектике, поэтому развитие познания и, в частности, указанные положения будут актуализироваться, ибо перестраивается субстанциальная форма духа, и в основе диалектики лежит неизбежность, а не субъективные оценки необходимости.

Что может дать современная диалектическая философия России, кроме развития образования, становления нового образования?
    Уже актуализированы знания о принципиально новом виде общественного устройства – формация индустриального социального общества, о новом звене государственного устройства – Резервная система РФ, обосновывается новый модернизационный проект для страны.
    Но для такого обоснования, прежде всего, необходима и существенна философская подготовка, осуществленная в современной диалектической философии.

Согласно утвердившемуся в общественно-научном сознании положению, модернизация не стронется с места, пока не начнутся реальные изменения в системе ценностей, в неформальных институтах, в культуре. С другой стороны, согласно современной диалектической философии, указанные изменения не начнутся сами по себе, но в силу созданной в последние годы значительной хозяйственной базы для них имеются экономические основы. Следовательно, необходимы кардинальные общественно-социальные трансформации, которые, имея экономическую основу, приведут к реальным изменениям в системе ценностей, в неформальных институтах, в культуре, т.е. создадут реальный базис для модернизации, так нужной современной России.
    Иными словами, существен вывод о том, что между достигнутыми экономическими успехами и процессом модернизации существен промежуток общественно-социальных изменений, которые составляют, фактически, начало или первый этап модернизации.

Согласно современной диалектической философии, суть подхода к осуществлению модернизационного развития состоит в интеграции трех составляющих (А, Б и В), но в которых акценты переносятся с экономических аспектов на общественно-социальные аспекты:
 А. имеющиеся экономические достижения и успехи, которые становятся базисом для актуализации следующих фаз преобразований;
 Б. общественно-социальные положения, которые становятся доминирующими и, с другой стороны, образующими в модернизационной стадии
- общественно-социальные преобразования, которые становятся главными для современного момента*,
- изменения в системе ценностей, в неформальных институтах, в культуре,
- непосредственно модернизационные преобразования.
    Однако указанные положения, несмотря на конкретное позиционирование по порядку, не означают их строгую этапную реализацию, так как их ключевые проблемы актуальны в общем вопросе и существенны для решения каждого из других положений. Например, экономическое развитие не только важно само по себе, но и является базисом для осуществления других положений. Равно как решение задач иных положений необходимо дополняет укрепление экономического базиса страны, в частности, через изменение сознания граждан, осознания ими необходимости развития страны, и их осознанного общего участия в этом.

При этом обрисовывается также сверхсуммарная задача, которая связана с необходимостью осознания гражданами модернизационных и формационных изменений, а также с формированием нового сознания граждан – сознания развития, которое является основным положением общественно-социальных преобразований, и особое значение приобретает для молодежи.

Эта задача, в свою очередь, трансформируется в проблему нового гуманитарного российского образования, которое не только должно быть наполнено новейшими разработками и соответствовать современными реалиям, и быть качественно новым в смысле соответствия решаемым стратегическим задачам.
    Но эти аспекты связаны с проблемной областью социальной философии, развитие и актуализация (в т.ч. в учебных процессах) которой, таким образом, становится приоритетной как для модернизационного развития, так и для решения задач проектирования стратегического развития.

С другой стороны, в связи с постановкой вопроса о сознании развития очевидной вырисовывается связь с вопросом об актуализации национальной идеи, контуры которой можно принять в связи с указанными выше положениями. Но при этом (для создания базы формирования национальной идеи) становятся очевидными и приоритеты развития современного российского гуманитарного образования, такие как, например, социальная философия и политическая экономия (решение вопросов формационного развития страны).
    Таким образом, вопросы разработки и осуществления модернизационного развития оказываются непосредственно связанными также и с формированием новой теоретической гуманитарной базы и положений национальной идеи.

Поэтому существенным является также и следующее третье структурное положение:
 В. актуализация нового российского гуманитарного образования, способствующего 1) становлению сознания развития граждан, особенно молодежи, и 2) актуализации национальной идеи.

Хотя, следует добавить, ясно, что и развитие естественных наук зависит от состояния общественных наук**.

При этом следует отметить, что для решения обозначенных выше положений неизбежными становятся вопросы философско-гуманитарной сферы:
1.     осмысления развития конкретного государства (т.е. новая философская основа – современная диалектическая философия),
2.     определения аспектов формационного развития (в данном случае предлагается рассмотрение принципиально новой общественной формации – формации индустриального социального общества),
3.     формирования национальной идеи, но, прежде, формирования соответствующего исследовательского аппарата для этого,
4.     выбора курса развития; на наш взгляд, существенна возможность не либерального, а определяемого национального курса развития.


* они прорабатываются в сфере исследований по обоснованию национальногомодернизационного проекта (НМП) для России.
** - науки слабы и бездуховны.


См.
МОДЕРНИЗАЦИЯ в РОССИИ