Диалектическая логика. Различные понимания.
- 22.02.09 г. (Редакции: 28.06.08 г., 22.02.09 г.)


Диалектическая логика имеет различные понимания.

Согласно представлениям классиков марксизма-ленинизма, имеются следующие представления о диалектической логике, которые, в отличие от всех остальных, имеют смысл:
- согласно Энгельсу, диалектическая логика выводит формы движения мышления одну из другой, устанавливает между ними отношение субординации, а не координации, она развивает более высокие формы из нижестоящих (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. Т. 20. С. 538);
- согласно Ленину, принципы диалектической логики заключаются в том, чтобы, во-первых, изучать предмет со всех сторон, во всех связях и опосредованиях; во-вторых, изучать его в развитии, изменении; в-третьих, включать в определение предмета «всю человеческую практику»; в-четвертых, исходить из того, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». (Ленин В.И. ПСС. Т. 42. С. 296). Но В.И. Ленин говорил о некой высшей логике, хотя не как о диалектической логике, и это главное: даже у Ленина «Логика с большой буквы» и диалектическая логика «разъехались», а что уж говорить о марксистах не понявших, по его утверждению, даже Маркса!..

Стараниями советских ученых и исследователей диалектическая логика обрела диковинные образы и представления.

Следует отдельно выделить следующие советские понимания диалектической логики.
    Согласно труду «Диалектическая логика» Ильенкова, Логика (с большой буквы) или диалектическая логика - систематически развернутого изложения диалектики, понимаемой как логика и теория познания современного материализма, завещанная нам Владимиром Ильичем Лениным. Диалектическая логика есть поэтому не только всеобщая схема деятельности, творчески преобразующей природу, но одновременно и всеобщая схема изменения любого естественно-природного и социально-исторического материала, в котором эта деятельность выполняется и объективными требованиями которого она всегда связана (см.:http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000747/st000.shtml
    Есть такое мнение: «в 1920-е годы у некоторых марксистов еще оставались иллюзии, что диалектическая логика идет в ногу с наукой… Однако в середине 1950-х годов диалектическая логика получила еще один, по-видимому, смертельный удар... Ранее считалось, что события являются иллюзией, а реальны лишь процессы. Поэтому говорилось, что аристотелевская логика, описывающая события, является обыденной, примитивной, а диалектическая логика, описывающая процессы, глубокой, подлинно научной. Теперь же выяснилось, что в природе все наоборот: процессы представляют собой иллюзию, а события - реальность. Из этого можно сделать единственный вывод: диалектическая логика, описывающая процессы, является менее фундаментальной, чем аристотелевская, описывающая события» (http://www.krotov.info/lib_sec/12_l/lup/andin_27.html ).
    Часто отождествляли диалектическую логику с диалектикой (Копнин П.В. Философские идеи В.И. Ленина и логика. - М., 1968. - С. 42).
    Часто отождествляли диалектическую логику и с диалектическим методом (Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. - М., 1960. - С. 80; Нарский И.С. Проблема противоречия в диалектической логике. - М., 1969. - С. 140).
    Часто отождествляли диалектическую логику еще и с теорией познания (Ильенков Э.В. Диалектическая логика. - М., 1971. - С. 227).
    Часто диалектическую логику отождествляли со спекулятивной логикой, что в принципе неверно...

При этом в научном сообществе даже сейчас нет мало-мальски единого мнения по ее вопросу:
 а. многие указывают, что термин «диалектическая логика» был введен в философию Гегелем (напр.,  А. Бродский, см.:  http://anthropology.ru/ru/texts/brodsky/ruseur_08.html );
 б. многие уверены, что диалектическую логику создал Гегель: напр., «как бы ни относиться к философии Гегеля, к его «абсолютному идеализму», нет оснований отрицать, что разработанная им логика - диалектическая» (Ойзерман Т.И. Существует ли логическая проблематика за пределами формальной логики? // Общественные науки и современность. - 1995. № 5. - С.123.);
 в. другие утверждают прямо-таки противоположное: что диалектическая логика невозможна; определялось даже, что диалектическая логика «никогда не была и не могла быть логикой» (Свинцов В. Существует ли диалектическая логика? // Общественные науки и современность. - 1995. № 2. - С.109), однако при этом «невозможно отрицать наличие огромного множества научных статей, монографий, диссертаций, где на разные лады склонялось это словосочетание» (там же);
 г.  диалектическая логика понимается даже как философская теория, пытавшаяся выявить, систематизировать и обосновать в качестве универсальных основные особенности мышления коллективистического общества (Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. - М., 1998. - С. 83);
 д. кто-то вообще утверждает, что диалектическая логика есть, но не в смысле диалектики (!!!), а согласно иных позиционирований...

Из постсоветских представлений отметим следующие.
    «Диалектическая логика - в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах правильных рассуждений, как и в формальной логике, только с учётом действия законов диалектики. Предмет диалектической логики — мышление. Диалектическая логика имеет своей целью развернуть его научное изображение в тех необходимых его моментах и притом в той последовательности, которые не зависят ни от нашей воли, ни от сознания, утвердить свой 'статус логики' как логической дисциплины...». Потом еще обсуждается «Диалектическая логика в системе Аристотеля»… (http://ru.wikipedia.org/wiki/Диалектическая_логика).
    «Диалектическая логика — особый метод философского спекулятивного рассуждения и наука о таком методе, которая, как предполагается, даёт знание о способе рассуждения, расширяющем возможности формально-логического вывода. Здесь понятие логики употребляется как в собственном логическом, так и в метафорическом смысле. Диалектическое рассуждение учитывает законы формальной логики. Вместе с тем, осуществляет анализ динамики перехода понятий в свою противоположность, допускает, что противоположности совпадают, ориентируется на законы диалектики. Собственно Гегель, от которого идёт эта традиция, называл логику мышлением мышления и рассматривал как основу деятельности людей вообще и в частности, философии. Поэтому он предлагал единую логику, состоящую из трёх логических форм: абстрактной (рассудочной), диалектической (отрицательно-разумной) и спекулятивной (положительно-разумной, которая постигает единство определений в их противоположности, утверждение, содержащееся в их разрешении и в их взаимном переходе). В традиции диалектической логики формальная логика трактуется как низшая разновидность логики» (напр.: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0 ).

Иными словами, стараниями советских и постсоветских ученых, исследователей и др. диалектическая логика обрела разные образы. Но дело не в том, что каждый писал разное о диалектической логике и приписывал ей то, что ему вздумается.
    Но главная проблема  в том, что была уничтожена даже потенция понимания диалектической логики - остались только ее диаматовские версии, искажения.
    Следует также отметить, что в объективно-научные порядки рассуждений о диалектической логике вбито искажение, понимание которого выходит за рамки философских наук, именно которые пытаются обсуждать недосягаемую для них диалектическую логику; поэтому и результатов нет.

Добавим, относительно перипетий вокруг диалектической логики к концу ХХ в. было также сказано, что «именно здесь обнаружилась мистико-иррационалистическая сущность диалектического материализма как политической религии» (Попович М.В., Копнин П.В. Страницы философской биографии / Вопросы философии. 1997. № 3. С.145). А ведь (несуществующие!) законы (три «закона диалектики») материализма, а не философии Гегеля (в ней их НЕТ!), все еще преподаются!..
    А итогом тотальности материалистического воззрения и партийных, государственных и конъюнктурных перипетий стало то, что отечественная философия осталась без системной гносеологии не только в эпоху СССР, но и в начале XXI в. в отечественной философии имеются серьезные проблемы.


См. «Диалектическая логика: итоги "развития"»,
«Некоторые термины, включающие слово "логика"»,

а также «Некоторые характеристики логических искажений - 1».