Титульная статья Раздела "Диалектическая логика".
- 09.12.09 г. -


Стараниями советских ученых и исследователей диалектическая логика обрела диковинные образы и представления.
    После формулировки аспектов диалектической логики В.И. Лениным появилась диалектическая логика Ильенкова, а потом «диалектические логики» посыпались одна за другой, а в настоящее время этот термин используется как попало, даже для порождения очевидных профанаций, так как не имеет своего строго и однозначного понимания и определения в науках.
    Все дискуссии о природе и смысле диалектической логики были, есть и будут напрасны, в ряде случаев они были конъюнктурны и вульгарны, служили достижению ненаучных целей.
    При этом в научном сообществе нет и сейчас даже мало-мальски единого мнения по ее вопросу: одни уверенно определяют, что термин «диалектическая логика» был введен в философию Гегелем, другие утверждают, что диалектическая логика невозможна, третьи говорят, что диалектическая логика никогда не была и не могла быть логикой, четвертые утверждают, что диалектическая логика есть, но не в смысле философии Гегеля (!!!), а согласно каким-то иным позиционированиям, пятые, пользуясь сумятицей, подсовывают свои профанации или прикрывают свои лжетеории под покровом непознанности диалектической логики. И эти позиционирования, определения, придумки и проч. бездоказательно, априори беспрестанно вновь и вновь даются (выдумываются)!
    Относительно перипетий вокруг диалектической логики к концу ХХ в. было сказано, что «именно здесь обнаружилась мистико-иррационалистическая сущность диалектического материализма как политической религии» (Попович М.В., Копнин П.В. Страницы философской биографии / Вопросы философии. 1997. № 3. С.145). А ведь (несуществующие!) «законы» (три «закона диалектики») диалектического материализма, но не философии Гегеля, все еще преподаются!..
    А итогом тотальности материалистического воззрения и партийных, государственных и конъюнктурных перипетий стало то, что отечественная философия осталась без системной гносеологии не только в эпоху СССР, но и в начале XXI в., когда появились  серьезные проблемы.

В настоящее время вне диалектической философии нет даже понятия диалектической логики; в науках нет даже общего ее понимания. Все пишут, кто во что горазд, не замечая, что без понятия диалектической логики о ней не может быть и речи. Главное, что этот термин все понимают по-разному, и поэтому любые профанации можно строить, и критики можно не бояться - ведь о чем идет разговор, не ясно, ибо нет даже определения диалектической логики.
    Именно то, что диалектическая логика не имеет своего понимания и определения, позволяет всем трактовать ее как угодно, приписывать ей различные понятия и предметы, препарировать ее в соответствии с любыми продвигаемыми тезисами, решаемыми задачами и т.д. И всякий может использовать словосочетание «диалектическая логика» по своему усмотрению, красуясь производящими впечатление словами. И профанации льются реками. При этом некоторым горе-ново-логикам приходится решать абсурдные задачи, например, такие: либо признавать наличие у диалектической логики рассудочного аспекта, либо признавать ее метафорой.