Философия Платона и
эзотерика - 2.
-
03.03.13 г. -
Для
современной диалектической
философии очень важно то, что на основе философии
Платона можно акцентировать весьма важные тотальные положения, пусть и иррациональные
для наук,
касающиеся как развития общества, так и жизни отдельного человека.
Например,
Платон писал в своем знаменитом диалоге
«Государство» о том, что желательно, чтобы люди могли бы, «скончавшись,
добавить к прожитой жизни подобающий потусторонний удел»*.
На
самом деле, это утверждение Платона гораздо более многозначно и мистично, чем
это кажется на первый взгляд, когда обращается внимание только на слова
«потусторонний удел»**. Укажем такие два аспекта.
Во-первых, Платон в
обоснование своих слов написал о том, что нужно заниматься философией. Однако,
в настоящее время не известно даже, что же
она собою представляет: есть множество мнений, но все они друг другу
противоречат и толку от них никакого. Иными словами, выступает проблема самой
философии. (И, быть может, именно поэтому никто и не говорит о непонятном и,
следовательно, о недостижимом потустороннем уделе.)
Во-вторых, Платон не
определил также и то, к какой или как прожитой жизни можно добавить
потусторонний удел? - ведь ясно, что не ко всякой.
Поэтому, с одной
стороны, становится понятным то, что далеко не каждый может добавить к своей
прожитой жизни потусторонний удел, даже понять то, что он есть. Однако, с
другой стороны, в связи с этим вопросом и его решением имеется ряд положений,
которые и делают утверждение Платона гораздо более многозначным и мистичным,
чем это кажется на первый взгляд.
При этом отдельно следует сказать и о том, что становится
понятным, почему подлинный философ не гонится за материальными благами, в
частности, за деньгами: не они составляют цель жизни, о чем Платон писал во
многих своих
диалогах, - например, потому, что ни за
какие деньги потусторонний удел не купишь, да и в потусторонний мир их не
возьмешь.
Хотя при этом, с одной стороны, понятно,
что, имея знания, возможно многое, (ибо, как
сказал один лорд-канцлер Англии, знания есть сила, и
Англия, кстати, некогда стала владычицей морей и половины мира), но, с другой
стороны, всегда следует помнить о том, что удобнее верблюду пройти
сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Библия. Мф. 19 : 24).
Кроме того, по Платону, согласно, например, диалогу «Евтидем», даже здоровье, красота,
власть и т.д. не суть настоящие блага.
Более того, власть, престиж, богатство,
похоть и т.п. и, особенно, борьба за них в
проживаемой этой
жизни отнимают на себя практически всё её эффективное время, которое
поэтому не может быть затрачено на познание, надобное для саморазвития, и даже
просто на понимание возможности потустороннего удела,
но, главное, на добавление его к своей жизни; примерно об этом, кстати, Платон и написал,
указав, что философию следует изучать усердно и с юности.
Вообще
в отношении утверждения Платона о подобающем потустороннем уделе может быть
много мнений, в т.ч. и теологических.
Например, кто-то может не верить в душу и ее вечность и попросту игнорирует рай.
Кто-то может надеяться попасть в рай (например, думая, что
он как бы святой).
И т.д.
Но всё это - мнения, и
без обретения соответствующих знаний, они так и останутся пустышками.
Хотя,
быть может, всё очень просто: кто не считает себя святым или убогим, но не
хочет попасть в ад, тот должен подумать, по Платону, о подобающем потустороннем
уделе?
И
в современной диалектической философии указанные слова Платона были тщательно
осмыслены, в первую очередь, на основе познания его философии (а не на основе,
к примеру, диалектического материализма), поэтому-то ей и уделяется
столько времени и сил.
А
об указанных словах Платона пока скажем
только следующее.
Во-первых, слова
Платона не противоречат библейским знаниям, однако возникают вопросы о том,
каким образом интенции Платона находят себя в сфере духовности, о которой великий философ при рассуждениях о
потустороннем уделе не упомянул.
Во-вторых,
Платон говорил о нечто таком, что добавляется к жизни. Возникает
вопрос: что по существу?
В-третьих,
некоторые аспекты, соответствующие
рассматриваемому утверждению Платона, встречаются в некоторых
древнеегипетских текстах, но в особой форме, что само по себе понятно, так как
весьма важно осмысление самого процесса добавления чего-то иррационального к
чему-то нематериальному, и в этом случае нельзя рассуждать на основе обыкновенной логики. Вопрос и в
том, что необходимо иметь особую форму мышления, но это, опять же, уже другая
тема.
В-четвертых,
широко известная платоновская тема кругооборота душ оказывается, на самом деле,
не столь актуальной и не столь важной. А вот почему она была затронута
Платоном, да еще
так, что люди на неё обращают внимание тысячи
лет? - но и это тоже уже другой вопрос.
Да, вопросов много, и это хотелось подчеркнуть
особо. Но и тема, затронутая Платоном, не ординарна, и
её изучение требует осмысление многих вопросов.
Далее,
о выводах из слов Платона можно сказать, по меньшей мере, следующее.
Во-первых, аспекты
духовности и познания, присущие указанным словам Платона, теперь должны
анализироваться с учетом многих современных тенденций: например, падение уровня
образования, проблемы нравственности и т.д. Более того, в наши дни намного
сложнее осознать вопросы нравственного развития и вырваться из тисков пороков и
даже просто безграмотности, что только ухудшает имеющееся положение дел.
Поэтому слова Платона становятся не просто секулярным подспорьем для
нравственных религиозных учений, но и в некотором смысле разумным обоснованием
их соответствующих вечных положений о смысле жизни (более полно тема поддержки
веры разумом раскрывается в философии Гегеля).
Во-вторых, одна из задач современной
диалектической философии состоит в осмыслении этого самого потустороннего
удела. И многие знания современной диалектической философии, в конечном счете,
предназначаются для этого. Хотя, конечно же, в
современной диалектической философии само
понятие такого удела теперь уже не просто обозначено в соответствии с
известными платоновскими, эзотерическими и древними знаниями, а переосмыслено и
вплетено в диалектическую систему знаний.
В-третьих, в
современной диалектической философии активно развивается диалектическая тема
соотношения веры и разума, поднятая Гегелем.
В-четвертых, в
современной диалектической философии осмысление потустороннего надела сопряжено
не с плохо формулируемой в науках философией, а с понятием Человека диалектического
(Homo dialecticus) - человека, как уже отмечалось на сайте,
понимающего мир, знающего свое предназначение и, главное, реконструирующего свою жизнь, причем не только в ее физической части.
Отдельно отметим, что Человек диалектический - человек, реализующий проект своей жизни.
Иными словами, согласно современной диалектике, платоновский
подобающий потусторонний удел и даже более фундаментальное откровение возможны
не только для великих философов, таких как Платон.
Наверное, нужно
отметить и то, что для исследований вопросов, касающихся подобающего
потустороннего удела, важны выводы Платона о совершенном познании, обретаемом за
счет души (см. «Познание души по Платону»), рассуждения Гегеля о жизни и
некоторые положения Афетизма (а то многие спрашивали о его сверхчувственном
предназначении).
Однако решение вопросов, связанных с обретением потустороннего
удела, каким бы важным он не казался, уже не является основной задачей диалектической философии.
Примечание.
Вопросы
таких тем, как «ад», «круговорот души», «круговорот сознания», «рай» и
«подобающий потусторонний удел», а также аспекты соответствующих им действий и
технологий осмысляются в эзотеологии или теофилософии.
* Так
как имеются различные переводы трудов Платона, то указываем, что цитирование
производится по следующему изданию: Платон. Собр. соч. в 4 т. - М., 1994
(Филос.наследие).
**
Эта идея была известна и до Платона, просто он первым дал корректную формулировку.
См.
«Философы:
кто они?»,
«Исключительность
познания современной диалектической философии»,
«Человек диалектический (Homo
dialecticus)».
Обсуждения: http://all-discussions.livejournal.com/41948.html