Исключительность познания современной диалектической философии.
- 19.09.09 г. (Редакции: 30.01.08 г., 19.09.09 г.)


Познание
современной диалектической философии качественно отличается от научного познания и определяется не только принципами диалектического постижения, известными из философии Гегеля, но и принципиально новыми моментами. К их числу, в частности, относятся
- процесс утверждения и развития умозаключения о духе, в котором наука проявляется как объективное познание, предпосылкой которого являются всеобщность и внеположенность, в качестве процесса для себя объективно сущей идеи;
- различение сознания и человеческого сознания
;
- диалектическое единство познания, в котором происходит смыкание  человеческого сознания с сознанием;
- бытие, как рефлексирующее бытие, а не только то, что дано в ощущениях;
- непосредственное воспроизводство знаний, в частности, когда для человека все стадии непосредственного  воспринимания окружающего мира – чувственная достоверность, диалектическое восприятие и рассудок – так или иначе, связаны не только с функционированием человеческих рецепторов и нервной системы, но и, главным образом, с деятельностью человеческого сознания;
- непосредственное соотношение диалектического мышления и рассудка, в силу чего диалектическое познание переходит в диалектическое постижение, и они осуществляются в двух реализациях: а) через известное гегелевское тождество «субъект-объект» (в современной диалектической философии – тождество «познающее-познаваемое»), когда постижение объекта или явления происходит через его понятие (и моменты содержательности), и б) через смыкание человеческого сознания с сознанием, когда осуществляется восприятие реальности и непосредственное воспроизводство знаний
и др.

Об исключительности познания современной диалектической философии можно говорить, исходя из его сравнения с научным познанием.

А. Для научного (и вообще материалистического) познания
 а. определяющими являются отражения I, II и III порядков, которые, однако, суть просто воспринимание (через органы чувств и рассудочное осмысление), причем только материального мира, и отражают его без сущего и его внутреннего понятия; 
 б.  стадиями простого воспринимания являются ограниченные по своей сути ощущения и рассудочное восприятие, которые материалистические представления (науки) связывают только с органами чувств и просто понимаемым мышлением, в результате чего имеются плоские ограниченные рассудочные понятия мира, бытия, предметов и явлений и развиваемые на их основе рассуждения;
 в. от простого восприятия, представлений и рассудочных понятий осуществляется переход через рассудочные суждения к рассудочным умозаключениям посредством различных мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация…).
     Собственно, и все: научное (и вообще материалистическое) познание остается в своих ограниченных представлениях – умозаключениях, о материальном бытии и тешит себя придумками о познании мира…
    Научное (и вообще материалистическое) познание замкнуто на ощущения, результаты которых лишь в количественном смысле уточняются совершенствуемой аппаратурой, иными словами, замкнуто на ограниченное воспринимание мира, понимание которого, поэтому, получить нельзя.

Б. Для познания в Новейшей философии существенным является сопряжение реальности и диалектического познания, которое переходит в постижение Мира, в том числе через понятие (что в концептуальном виде изложил Гегель), и познание Новейшей философии актуализировало в гносеологическом и практическом ракурсах.

 аа. Для познания в Новейшей философии определяющим является воспроизводство, которое соотносится не только с функционированием рецепторов человека и обработкой сигналов в мозге, но и с деятельностью вообще человеческого сознания; воспроизводство связано с восприниманием не только материи, но и реальности, даже явлений понятия и определенности; 
 аб. стадиями воспринимания окружающего мира, связанными с воспроизводством, являются чувственная достоверность, диалектическое восприятие и диалектическое мышление, переходящее в рассудок, и все из которых, так или иначе, связаны с функционированием человеческого сознания, а не только человеческих рецепторов и нервной системы. Более того, рассудок для человеческого сознания проявляет хотя бы в некоторой степени понятие (бытия, предмета…), т.е. человеческое сознание (в частности, деятельность мозга) не ограничивается восприятием и осознанием только материальных и общественных форм; 
 ав. диалектическое мышление оперирует образами человеческого сознания в диалектических суждениях, диалектических умозаключениях и утверждениях, определяется в реальности, и для него существуют понятие, определения и сущее. Поэтому диалектическое мышление хотя и основано на высшей нервной деятельности человека, но определяется движением человеческого сознания, поэтому, можно сказать, есть нижняя сторона рассудка: и воспроизводство замыкается на человеческое сознание, через которое оно является рассудком;
 аг. диалектическое мышление в силу определения в реальности находится в единстве с рассудком как ступенью сознания и становится основой диалектического познания. И для человека существенным становится диалектическое познание – более высокое, качественно иное познание, нежели рассудочное познание (научное познание).

Таким образом, в воспроизводстве происходит не столько отражение материальной пространственности, сколько развитие (непосредственного) сознания, которое, снимая противоречия чувственной достоверности и диалектического восприятия, когда общее становится истинным предметом сознания, становится рассудком. И хотя сознание здесь еще и не достигло себя, не постигло себя (хотя бы в человеческом сознании), оно уже видит сущность действительности. «Эта подлинная сущность вещей определилась теперь таким образом, что она не есть непосредственно для сознания, а что это последнее имеет опосредствованное отношение к «внутреннему» и в качестве рассудка приникает взором сквозь этот средний термин игры сил к истинной скрытой основе вещей» (курсив Гегеля. – ПРИМ.) [1. Т. 4. С. 77].
    Поэтому познание в диалектической философии, в отличие от любого материалистического познания или научного познания, от простого воспринимания, основанного на отражениях, происходит, рано или поздно, в воспринимании мира в рассудке, который, как показал Гегель в своем труде «Феноменология духа», приникает взором к истинной скрытой основе вещей.

Следующим является диалектическое постижение и постижение, определение которых произведем в концептуальном виде.

 ба. Явившись рассудком, диалектическое мышление может достигнуть представления себя, осуществить познание себя как необходимый акт осознания себя в реальности и ее. А в силу непосредственного соотношения диалектического мышления и сознания как рассудка диалектическое познание соотносится с сознанием как с самосознанием и, поэтому, переходит в диалектическое постижение;
   
постижение (постигающее сознание) – диалектическое познание и диалектическое постижение;
 бб. через наблюдающий разум постижение переходит к (абсолютному) знанию;
 бв. сознание, как постижение, свершается в разуме, что позволяет ему 1) познавать через сверхчувственную реальность и 2) осознать себя, как всю действительность, постигнуть ее: для разума «…достоверность того, что он – вся реальность, возведена в истину» [1.  Т. 4. С. 233].
    Итак, истинное, постигающее сознание (сначала – диалектическое познание), восходя от своих простейших форм, проходит все ступени сознания и достигает разума – достоверности того, что он – вся реальность, когда «…оно удостоверилось в самом себе как в реальности, или в том, что вся действительность есть не что иное, как оно; его мышление непосредственно само есть действительность…» [1. Т. 4. С. 124]. «Только тут… оно открывает мир как свой новый действительный мирустойчивость мира становится для сознания его собственной истиной и его собственным наличием» (курсив Гегеля. – ПРИМ.) [1. Т. 4. С. 125].

 ва. Согласно Гегелю, как определение, сознание есть дух, как конкретное знание, притом заходящееся в плену у внешности, но эта стихия получается лишь благодаря движению своего становления, и она есть просветленная существенность, рефлексия, которая сама проста и есть непосредственность как таковая для себя;
 вб. освобождаясь от ограничения внешностью, постижение 1) осознает и вне-бытие, 2) выходит в сферы внеположенностей, тем самым, 3) переходит из бытия к Изначальности, причем 4) становится не только качественно, но и определенно (из)меняя себя;
 вв. так начинает пониматься уже объективное сознание, оказавшееся доступным только современной диалектической философии; постижение**...

 вг. Сознание в своем восхождении оказывается в противоречии (положенного Гегелем в «Феноменологии духа», но не акцентированного, поэтому не известного наукам), в силу чего происходит различение сознания.
    В противоречии сознания происходит выделение и различение шестого уровня познания; выяснение различения шестого уровня познания.
    Дух находит себя в чистом сознании.
    Достоянием духа оказывается и чистое познание, что устанавливает не раскрытое Гегелем единство в абсолютном духе.
    И раскрывается феноменология сознания, которая соотносится с уровнями вообще познания.

В. Исследования исключительности познания современной диалектической философии входят в соответствующий отдел всеобщей гносеологии.

* чем частично определяется основание диалектического постижения.
** эта фаза вообще познания всегда выделяется при написании курсивом.


ЛИТЕРАТУРА:
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л.

См. «Познавательные инструменты Новейшей философии»,
 «Предмет диалектической философии», «Диалектика научно не познаваема»,
«Эзотерика (и эзотерическое)»,
«Гносеологический вопрос современной диалектической философии»,
«И Цзин (история и гносеология)» 


[«Познания диалектическое единство», «Воспроизводство», «Диалектическое познание», «Диалектическое постижение», «Познания вообще пути», а также «Сознание», «Сознания ниспадение»].

Корреспондирующие статьи:
«Первое последствие искажения гегелевской логики»,
«О противоречии, познании и практике»,
«Непригодные принципы»,
«Логические тупики обычного познания»,
«Социальные аспекты развития логики»,
«Необходимость новой логики»,
«Необходимость новой системы познания и образования».


 Обсуждения: http://community.livejournal.com/all_discussions/8608.html