Истина науки логики.
- 19.10.14 г. –


Понятие истины науки логики – одно из наиболее значимых открытий современной диалектической философии. Это и достаточно объемное положение и весьма сложное знание, которое предполагается излагать по редко, но все же используемой на сайте схеме на основе метода абстрактного класса: с одной стороны, последовательное изложение от наиболее общих понятий и их расширение в ряде статей с учетом других статей сайта (обозначаемых положений) должно органично и просто восприниматься, не смотря на глубокую диалектичность материалов, и, с другой стороны, конкретные положения предполагается обсуждать в дискуссиях, что в совокупности и не перегрузит массового читателя и даст достаточные представления заинтересованным пользователям сайта.


1. Предметная часть.


Изложение труда Гегеля «Наука логики», в которой исследуется развитие логической идеи, завершается определением развития идеи в природу: «поскольку идея полагает себя как абсолютное единство чистого понятия и его реальности и тем самым собирает себя в непосредственность бытия, она, как тотальность в этой форме, есть природа». Гегелем был намечен логичный переход, который потом развит в его же блистательном труде «Философия природы». Однако не замеченным ни для учеников Гегеля, ни тем более для представителей философских наук остался принципиально важный вопрос – истина науки логики. Именно вопрос истины необходимо рассмотреть для этого труда, ведь нельзя же считать раскрытие этапов логической идеи – труд «Наука логики» – просто сравнимым с какой-то там логикой, например логикой предикатов, и не выявлять его глубинных смыслов, одним из главных из которых является его истина. Однако этот труд и по сей день в мировой философии недооценен и плохо исследован. Причин этому много: от зависти к Гегелю, что не позволяло многим исследовать этот труд, который, несомненно, открыл бы некоторые фундаментальные положения, до материалистичности наук и даже идеологичности наук, не говоря уже о регрессе наук в некоторых странах. Но это всё – не поводы игнорировать одно из теперь уже указанных самых важных и очевидных диалектических положений: истину науки логики.
    С одной стороны, это глубинное положение, которое лишь намечено самой наукой логики, но в ней самой оно не могло быть раскрыто, как, например, не могла быть достигнута истина бытия в нём самом, и потребовалось познание сущности (здесь: используются диалектические термины). Точно так же необходимо дополнительное к науке логике познание, которое может выявить её истину; – именно этой мысли не могли себе позволить ни ученики Гегеля, ни представители философских наук.
    С другой стороны, вопрос заключается в самой истине. При этом истина должна быть идеальной к науке логики, т.е. идеальной к самой по себе идеальной науке логики, что, во-первых, для наук является невозможным невозможного, а, во-вторых, составляет весьма трудно понимаемое трансцендентное положение (хотя его принцип можно извлечь из философии Гегеля). И это всё имеется дополнительно ко многим другим существенным вопросам, одним из которых остается следующий: что такое истина? Понятно, что материалистическое понимание продолжающегося научного поиска не есть истина, это – познание, которое не ограничено. (По поводу этого аспекта Гегель дал ответ в одном из своих трудов.) Однако в случае науки логики не только сущность, но и даже понятие не может быть истиной, так как речь идет не о бытии, нечто, вещи или предмете. И хотя в науке логике истина Гегелем была найдена и определена, но обсуждаемый вопрос тут же именно в силу определенностей, данных Гегелем, расщепляется, например, на понимание указанных Гегелем истины в определенном смысле и простой истины. При этом решение такого рода вопросов дало бы частные ответы, но в большей мере они были бы в отношении самой истины, которая Гегелем была рассмотрена, а не в отношении истины науки логики. То есть даже в случае углубления в предмет науки логики её истину все равно не удалось бы достигнуть в ней. Это очень важное положение, которое к тому же разделяет вопросы истины и истины науки логики. Иными словами, вопрос истины науки логики обособляется. И при этом именно она не достижима из самой науки логики, о чем и было сказано выше. Причин тут много, и одна из них – это появление определенных единичных, о которых писал Гегель.
    Таким образом, наметился переход от генеральной гегелевской линии к другой (новододиалектической) линии познания. Поэтому необходимо было новое исследование, или продолжение науки логики. Однако само это положение оказывалось в противоречии с указанным Гегелем продолжением – с философией природы. Но тут, с одной стороны, природа не может быть истиной ни идеи, ни науки логики, а, с другой стороны, по словам Гегеля, противоречие является корнем всякого движения и жизненности, и именно оно позволило в насквозь диалектичной науке логики найти то новое, что и составило познание искомого положения.
    И только после широкомасштабного развития философии Гегеля (см. «Воспроизведение философии Гегеля» и др.) и ряда предметных новодиалектических исследований стали понятны некоторые фундаментальные положения, которые открыли глаза на жизнь науки логики. И именно это – даже не столько развитие науки логики – стало предельно важным для новодиалектических исследований.
    При этом весь этот процесс оказался существенным в ряде положений, указанных самим Гегелем, в т.ч. в мыслящей себя категории (труд «Феноменология духа»), поэтому и её изучение и применение также стало одной из приоритетных гносеологических тем исследований в современной диалектике (вплоть до формирования и использования диалектической объектно-ориентированной парадигмы).


Продолжение: «Обозначение сфер применения истины науки логики».

См. «Исключительность познания СДФ».



2. Дискуссионная часть
[в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА].

а. Обозначение исходных, предметных и целевых положений обсуждений предполагается осуществить в начале предметных дискуссий.

б. Для предметных дискуссий в рамках Академии диалектики и диалектической философии предоставляются ссылки на дополнительные материалы.

в. Вопросы, предложения, сообщения и т.д. можно присылать на сайт через Контакты, а также на различные вспомогательные и дополнительные ресурсы сайта.

г. Для новых пользователей и для новых ветвей обсуждений могут быть созданы дополнительные дискуссионные площадки; заявки и предложения присылать через Контакты.


3. Другие обсуждения: http://all-discussions.livejournal.com/56913.html.