Диалектика в Новейшей философии.
- 30.04 07 г.


А. В Новейшей философии отрицается единственность рационально-материалистического представления диалектики. Но и только-идеалистические представления также отрицаются. Принимается лишь истинностное представление о ней, данное Гегелем, из которого легко выводятся все разумные, из имеющихся, определения о ней. Но для понимания Гегеля необходимо различать 
 1) идею и сознание, которые виртуозно были смешаны К. Марксом в связи с совсем очевидными целями, 
 2) диалектику, ее значения и положения (проявления). 
     Положения диалектики – ее актуализации для бытия, в т.ч. субъектные проявления диалектики, в частности, учения, методы и практическая философия. 
     В Новейшей философии к пониманию диалектики применен утвержденный Гегелем подход: рассмотрение через всеобщее, особенное и единичное, один из аспектов которого приводится ниже. Только при таком подходе ясным выступает разделение Философии на теоретическую и практическую, и обозначаются пути к определению системы философии Гегеля (системы диалектической философии) и Метода.

При обсуждении эволюции понимания диалектики, вопрос не в тех или иных ее определениях, которые щедро были изобретены, но меняются со временем и у различных авторов, а в выявлении общего ее существа и отдельных проявлений диалектики. Этого нельзя сделать, вырывая те или иные аспекты из общего рассмотрения, что обычно делалось раньше. Это можно сделать в открытой Гегелем особенности понятия, которая состоит в том, что особенность имеет своими крайними терминами единичность и всеобщность. Т.е. через понятие и простые определенности можно выявить проявления диалектики, ибо особенность, как конкретность, ближайшим образом оказывается единой двусторонностью, и этот сам средний термин выступает (уже) как простая определенность, которая через опосредствование может быть положена и полагается в моментах, определяющих некоторую самость. При этом самость диалектики определена была Гегелем, и положение простых определенностей было определено им. Но Гегелем не было раскрыто некоторое их совокупное, поэтому его философия хранит множество тайн, например, Метода и системы. Более того, вся его философия была построена в восхождении, а ниспадение было определено только в современной диалектической философии. Только в нем и в фигурах объективного определения (ибо фигуры умозаключений суть для мышления) можно объективно воспроизвести конкретные определенности диалектики. 
   Так как о ниспадении и фигурах объективного определения речь пойдет много позже, то просто выстроим конкретные определенности диалектики в объективных значениях всеобщности, особенности и единичностей (для ниспадения характерна их множественность).

Б. Определение диалектики (самой) содержит «обратную связь» первообразов известных гегелевских определений «здесь» и «сейчас», но пока, до изложения положений Высшей диалектики, дадим следующее известное и достаточное определение диалектики

В современной диалектической философии диалектикой называется высшее разумное движение, как было определено Гегелем, понимаемое во всеобщем смысле (всеобщее значение), т.е. прилагаемое даже к философии, т.е. диалектика – это также и развитие философии.

В Новейшей философии диалектика имеет и определенное понимание (особенное значение): диалектика – это высшее разумное движение (в) стихии всеобщности, совокупности объективных закономерностей, логических процессов, действующих в мире независимо от сознания человека  и участвующих в движении бытия.
    В частности, диалектика – эволюция некоторого, рассматриваемая в единстве различностей, или разумное развитие.

В Новейшей философии понимание диалектики имеет значения (единичные значения), которые выражают положения диалектики. Основными положениями диалектики являются определяемые в квадраде:
- диалектика как учение о мире – учение о миросоздании и бытии,
- диалектика как учение о познании; она включает определение системы диалектических методов познания и постижения,
- диалектика как познание (в широком значении термина),
- диалектика как практическая философия.
    Диалектическая философия включает в себя указанные и другие положения диалектики.
    Они имеют не только гносеологичсекие, но и практические аспекты: так в рамках современной диалектической философии были получены новые возможности (для) познания, например, актуализирован ряд технологий. Именно на основе единичных значений в Новейшей философии было определено понимание Высшей диалектики как для себя диалектики. (Высшая диалектика выражается в учение – диалектика как учение в Воспроизведении, но ее никак не следует позиционировать по отношению к диалектике как учению: они суть одно и тоже, переходят друг в друга.)
    Значения, соответствующие указанным положениям, важны в смысле структуризации диалектики и ее проявлений в мире, в т.ч. и в виде познания. Они в определенной мере дают представления о некоторых элементах системы философии Гегеля
    Именно указанными положениями диалектики определяется разделение Философии на теоретическую и практическую.

Общеизвестные понимания диалектики в ряде случае имеют соответствия в течениях Новейшей философии:
- учение о вечном становлении и изменчивости бытия – наука о миросоздании,
- всеобщее постижение противоречий (внутренних импульсов) развития бытия и человечества – феноменология духа,
- учение о совпадении (единстве и взаимодействии) противоположностей – спекулятивная философия,
- достижение истины путем разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях – философия определений и снятия противоречия познания.

В. Указанные значения важны и в методологическом смысле.
    На основе положений диалектики формируются новые выводы и области познания, причем не только на их основе, но и с учетом ряда других реальных воззрений. Например, начиная с материалистического осмысления, следует учесть вывод К. Маркса о субъективном использовании диалектики для решения насущных задач и корректную фразу В.И. Ленина: «Диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот» [Ленин В.И. Полн.Собр.Соч. - 5-е изд. – Т. 29. С. 178]. Сначала отметим, что это утверждение не противоречит диалектической философии, ибо диалектика идей людей возникает в силу окружающей действительности, в т.ч. и сверхчувственной. А идея (абсолютная идея) – она одна, и в фразе В.И. Ленина ее понимания быть не может. Однако также верно, что можно говорить о начале созерцания с процессов активного  осознания, обусловленного имеющимися знаниями, и о начале процессов познания с субъективной диалектики, что, как ее свойство, мы определим как перворасположенность (гносеологическую) субъективной диалектики. Тогда, в некотором смысле поставлен «на голову» уже диалектический материализм. Однако это не означает (в силу двух «перевертываний»*) возврат непосредственно к диалектике Гегеля, это означает ее развитие. Иными словами, осуществлено, точнее, получено, понимание развития диалектики как учения в некоторой плоскости. В таком случае обозначается некоторая определенность воспроизведения на новом уровне а) диалектического материализма, б) самой философии Гегеля и в) учения Гегеля о диалектике, т.е. некоторых параметров, соответственно:
 а. объективного материализма, как отрицания диалектического материализма,
 б. Воспроизведения,
 в. Высшей диалектики.

* первое – марксово: «Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (создатель) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней… У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно…» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. – Т. 23. С. 21].

См. «Диалектика как познание» и «Новейшей философии назначения»,
а также «Пролог современной диалектической философии».