Особенности диалектической философии.
- 10.11.10 г. -

Диалектическая философия как в-себе-и-для-себя знания духа, или в этой своей ипостаси наиболее явно демонстрирует свои существо, наднаучность и отличия от любых иных форм познания (научных, эзотерических и т.д.), и наиболее ярко проявляются ее особенности.

Вообще особенности диалектической философии суть концептуальные, онтологические, исторические, гносеологические, стилистические и эзотерические особенности и ее социальность.

Концептуальные особенности диалектической философии связаны с объективностью ее основания, с тем, что она является представлением объективной идеи в бытии.
    Концептуальные особенности диалектической философии определяют, кроме всего прочего, сущностное осмысление нравственности и разума, их соотношения и т.д. и пресекают, по сути, преступное картезианское возвышение разума над нравственностью.

Онтологические особенности диалектической философии связаны с тем, что «ее содержанием служит действительность» [Гегель Г.В.Ф. Т. 1. С. 21-22], а не вымучиваемые в головах ученых субъективные предметы и представления.
    Диалектическая философия дает системное, единое и адекватное отражение мира, так как оперирует понятиями, а не субъективно понимаемыми и вводимыми познавательными переживаниями и рассудочными понятиями.

Исторические особенности диалектической философии связаны с тем, что она, действительная по своей природе, некоторое время неявно двигалась к своему существованию.
    Диалектическая философия прошла все требуемые этапы развития и сейчас предстает как в-себе-и-для-себя знания духа, и в этой своей ипостаси она наиболее явно демонстрирует свою наднаучность. Она – знания в духе.
    Завершение диалектической философии осуществляется в абсолютной идее.

Гносеологические особенности диалектической философии связаны с тем, что она как представление философии в бытии есть наличествующие знания, требующие лишь проявления за счет ее возможностей и методов. Бытие открывается через диалектическую философию.
    Исключительность диалектического познания обеспечивается за счет определения в ней человеческого мышления и формирования его целевой деятельности, в первую очередь, в сверхчувственной сфере и за счет особых инструментов (например, тождество мышления и бытия).
    Исключительность диалектического познания реализуется через задействование всех уровней вообще познания.
    Диалектическая философия в каждой области своего познания обладает соответствующей предметной философией, а практически по каждому направлению - собственной базовой диалектической наукой (например, при изучении психики - диалектической психологией, языков - системной лингвистикой и т.д.).
    Термины диалектической философии различены и определены в системе, принципиально отличающейся от терминологического аппарата наук и иных систем познания.

Стилистические особенности диалектической философии определяются, во-первых, тем, что в ней используется ее особый язык изложения - язык диалектической философии, только на котором могут быть описаны фундаментальные категории (напр., противоречие) и положения философии. Поэтому в диалектической философии применяются особые формы и стили изложений, которые, собственно, и создают сложности при восприятии и понимании диалектических текстов (соответствующие вопросы изучаются в диалектической текстологии). Во-вторых, как уже говорилось, сами термины различены и однозначны в системе, чего нет и не может быть в науках (соответствующие вопросы изучаются в когнитивной теории терминов, понятий и определений).

Эзотерические особенности диалектической философии обусловлены,  с одной стороны, тем, что содержание диалектической философии «первоначально порождено и ныне еще порождается в области живого духа, образуя мир, внешний и внутренний мир сознания» [Гегель Г.В.Ф. Т. 1. С. 21-22]. С другой стороны, в диалектической философии, как указал Гегель, не познается ничего, чего нет в опыте, правда опыт понимается в надлежащем смысле (шире, чем обычно подразумеваемый эксперимент). На основе опыта познается сверхчувственный мир и обосновываются диалектические теории (в то время как вне диалектической философии в отношении сверхчувственного производятся мистические представления, которые базируются, в основном, на теологических представлениях и не имеют теоретических основ и экспериментальной базы).
    Эзотерические особенности диалектической философии связаны с факторами эзотерики диалектической философии: онтологическим фактором, всеобщим гносеологическим фактором, объективным фактором, духовным фактором, доктринным фактором и фактором  доступа.

Ну, и главная особенность диалектической философии - это ее социальность.


См. «Исключительность познания СДФ»

[«Диалектической философии характеристики и свойства» и «Диалектической философии стили и формы изложения»,
а также«Диалектической философии особенности концептуальные», «Диалектической философии особенности онтологические», «Диалектической философии особенности исторические», «Диалектической философии особенности гносеологические», «Диалектической философии особенности стилистические», «Диалектической философии особенности эзотерические»].


 

Обсуждения: http://community.livejournal.com/all_discussions/22827.html