Философия Платона и эзотерика - 1.
- 24.02.13 г. -


>> Осмысление и развитие мистических знаний дает современной диалектической философии преимущества уже не только перед закостенелыми науками, но и перед бурно развивающейся современной эзотерикой ...


На существенное отличие эзотерической и экзотерической частей философии Платона в свое время указал Гегель.
    Теперь можно добавить, что эзотерика, содержащаяся в философии Платона, важна по многим причинам и во многих смыслах. Укажем ряд очевидных из них, по крайней мере, для диалектики, а их имплицитные положения и моменты оставим на потом.


А. Эзотерика в философии Платона важна для познания вообще.

Во-первых, указанное Гегелем различение философии Платона важно для гносеологии.
    Тут суть ряд важных аспектов, из которых в теперешнем изложении можно указать следующие.
    В смысле изучения эзотерики и древних учений в современной диалектической философии были созданы отдельные области познания и диалектические науки, например, эзотеология и объективно-эзотерическая компаративистика. Они предназначены для изучения эзотерики и тесно с ней связанных древних учений (знаний).
    В смысле познания важны не только те «четыре состояния, что возникают в душе: на высшей ступени - разум, на второй - рассудок, третье место удели вере, а последнее - уподоблению» *, но и то, что «если кто не будет иметь какого-то представления об этих четырех ступенях, он никогда не станет причастным совершенному познанию пятой», т.е. в частности важно то, что, по Платону, как уже говорилось на сайте, имеется еще и некое совершенное познание. Решение обозначающихся при этом вопросов в современной диалектической философии позволило, с одной стороны, различить рассудок и разум, причем не как в науках, и, с другой стороны, идентифицировать постижение.
    Дальше это привело к различению и развитию самой диалектической гносеологии.
    В смысле знаний не следует забывать также и об их конкретном применении, например, для того же познания, в т.ч. в качестве основы расширенного воспроизводства знаний, ибо, как уже было установлено на сайте именно в смысле философии Платона, знание может прилагаться к знанию и ради самого этого процесса, так как знания могут становиться своею же целью, и они вступают в конкретное отношение сами с собою. Такое невозможно в науках: они не могут сами воспроизводить себя. (Тут интересно одно из существенных положений, указанных Гегелем, которое целесообразно обсудить позже.)
    Кроме того, принципиально важна открытая в современной диалектической философии возможность создания инструментов производства знаний, точнее - наиболее важными оказались инструменты производства инструментов производства знаний как особые возможности (они составляют одни из гносеологических возможностей познания современной диалектической философии, которые, кстати, не следует путать с другими диалектическими возможностями, например, с жизненными возможностями познания).
    Таким образом, эзотерика философии Платона важна для осмысления и реализации различных процессов и инструментов получения знаний (также см. «Философия Платона и инструменты получения знания»).

Во-вторых, указанное Гегелем различение философии Платона важно методологически.
    Например, существенно то, что при изучении философии Платона требуется особое предметное понимание иносказаний и мифов, которые хотя и очевидны наукам (и сами по себе, и как методы изложения отдельных вопросов), но не понятны по смыслу и зачастую кажутся аллегориями, хотя, на самом деле, являются отблесками смыслов древних знаний, известных Платону, или указаниями на них, еще более сбивающими с толку рационально мыслящих людей. Поэтому, в частности, при изучении различных эзотерических и древних знаний существенными положениями стали образные (художественные, иносказательные и т.п.) возможности познания, которые, тем самым, образовали в современной диалектической философии отдельную тему исследований, которая, далее, переросла в эстетическое познание.
    Кроме того, исследование философии Платона и акцентирование эстетических особенностей её самой и её познания (в первую очередь, с учетом исследований иносказаний и мифов) обусловили в современной диалектической философии различение и развитие не только особой методологии, но и соответствующей гносеологии - художественно-эстетической гносеологии, что повлекло различение вообще гносеологии, и это стало одним из важнейших достижений современной диалектической философии.
    В целом же в области методологии на базе философии Платона, в т.ч. с учетом исследований иносказаний и мифов, удалось
- установить иерархию возможностей познания, не имеющую аналогов в науках,
- идентифицировать отдельный класс логических процедур человеческого мышления (см. «Процедуры человеческого мышления логические второго уровня»),
- осмыслить художественно-эстетические методы, чему нет аналогов ни в науках, ни в искусстве,
- развить систему диалектических методологических возможностей.
    Более того, как оказалось, можно пересмотреть основы и существо общеизвестной методологии, а также, в частности, понять, что исследовал и развивал Гегель, и продолжать совершенствование диалектических инструментов познания, о чем, кстати, периодически говорится на сайте ...

В-третьих, указанное Гегелем различение философии Платона важно … для логики в смысле переосмысления и развития отдельных ее позиций.
    Но столь необычное положение и даже его смысл целесообразно исследовать отдельно. А пока можно напомнить отдельные положения, о которых уже говорилось на сайте:
- то, что закон противоречия первым сформулировал Платон, а не Аристотель,
- вопросы противоречия,
- исследование конъюнкции,
- невозможность на основе обыкновенной логики изучения знаний и жизни древних цивилизаций …

В-четвертых, эзотерика в философии Платона важна для развития познания вообще, в т.ч. она оказалась актуальной для реконструкции ряда представлений и основ многих современных диалектических всеобщих и предметных положений и даже отдельных наук, например, биологии, для которой в Новейшей философии стала понятна идея того, говоря словами Платона, почему по образу чего-то возрастает рождающееся ...

Другие положения можно будет обсудить позже.


Б. Эзотерика в философии Платона важна для изучения грандиозного наследия великого философа.

Во-первых, указанное Гегелем различение философии Платона концептуально важно для её познания. Оно отражает принципиальную непознаваемость науками не только эзотерической части философии Платона, ибо науки отвергают нематериальное, но и самой философии Платона в целом, причем не только потому, что осталась непознанной некая часть. Дело в том, что неэзотерическая часть философии Платона, которая, на первый взгляд, могла бы быть познана на основе материалистического познания, находится в отрицательном отношении к целости учения великого философа, как и любая часть к целому, поэтому сама может быть лишь частично опосредствована как таковая и, соответственно, лишь частично познана (напр., её рефлексии в другое не могут быть познаны и т.д.).

Во-вторых, понятно то, что Платон активно использовал некоторые эзотерические и древние знания. Он сам об этом конкретно писал, например, так в одном из своих диалогов: «Древние, бывшие лучше нас и обитавшие ближе к богам, передали нам сказание…».
    Это важно не только само по себе - в отношении источников некоторых знаний философии Платона, - но и для понимания наднаучности его исследований и его философии.
    Для того, чтобы понимать написанное Платоном и его философию, следует знать древние учения и эзотерику, весьма иллюзорные для наук.
    (Например, в учении пифагорейцев между Олимпом, сферой чистых стихий, и Ураном, ядром мира, располагался Космос, сфера деятельности. А по Платону «есть бытие, есть пространство, и есть возникновение».)
    И это не просто очевидное утверждение, обозначающее или раскрывающее некоторые основы познания философии Платона. Это один из примеров возможности понимания отсылок от текстов Платона к древним знаниям … быть может, даже к более древним знаниям, чем пифагорейские …
     (При этом наукам только и остается, что гадать: либо были какие-то такие соответствующие древние знания, еще более древние, чем пифагорейские, либо можно каким-то образом утверждение Платона обосновать, исходя из … окружающей действительности, т.е. совершенно рациональным путем ... Но об этом разговор будет позже.)

В-третьих, эзотерика философии Платона - это в существенной степени её защита, что оправданно и даже необходимо (но это отдельная тема).
    Поэтому утверждение о том, что для того, чтобы понимать написанное Платоном и его философию, следует знать эзотерику, приобретает еще один смысл. Кстати, это положение диалектики - о защите знаний - соблюдено и в философии Гегеля (при её изложении - в трудах Гегеля - был снят базовый метод **) и в современной диалектической философии (кроме методологических вопросов форм защиты текстов решены также и соответствующие текстологические и лингвистические вопросы, и даже актуализирована Внешняя сфера Новейшей философии).

Другие положения можно будет обсудить позже.


В. Эзотерика в философии Платона важна и для изучения самой эзотерики и древних знаний.

Во-первых, утверждение о том, что для того, чтобы понимать написанное Платоном и его философию, следует знать древние учения и эзотерику, имеет еще один смысл.
    Это утверждение является причиной изучения столь колоссальной области познания, как эзотерика. Поэтому в современной диалектической философии и были созданы соответствующие области познания и диалектические науки, в т.ч. указанные выше.

Во-вторых, принципиально важным оказалось различие положений эзотерических учений и различных реалистичных древних учений и самих всех этих учений, что стало принципиально важным моментом. Отсюда - развитие в современной диалектике эзотерической гносеологии, как особой гносеологии, изучающей такие аспекты, которые мистичны или даже невозможны для рационалистического познания.
    И не только.
    Например, был сделан вывод о том, что философия Платона важна для логики в целом, ибо дает как многие основания для переосмысления обыкновенной логики, так и знания для её критики и для формирования её нового содержания, что, далее, приводит к пониманию модернизации логики и, следовательно, к её изменению вообще и к созданию системы логик в частности. (Но это вопросы уже других обсуждений.)

В-третьих, для современной диалектики очень важно то, что на основе философии Платона, точнее - ее эзотерической части, удалось различить в ней не только положения древних знаний, но и их связи между собой, а уже это позволило в современной диалектической философии во многих случаях восполнять недостающие звенья тех или иных древних и эзотерических учений и, затем, понять и даже реконструировать многие их положения. Например, существенным оказалось сравнение положений ряда учений о душе, в первую очередь, в смысле восприятия мира ею, т.е. в смысле познания (об этом еще будет разговор на сайте). А одно очень интересное положение будет отдельно указано в конце этой статьи, даже будет оформлено в виде последующей, отдельной статьи сайта.
    Итак, как оказывается, на основе философии Платона можно (и нужно) познавать элементы древних знаний. Быть может, они кому-то кажутся незначительными, устаревшими или вообще нереальными. А вот в современной диалектической философии им придается колоссальное значение.

В-четвертых, в смысле конкретных эзотерических и древних учений теперь важно понимание не столько даже их самих, сколько уже их новых (реконструированных) положений.
    Итак, важно получение новых мистических знаний (речь идет уже не о реконструированных знаниях древних и эзотерических учений, а именно о новых мистических знаниях, ясно, что обретаемых в современной диалектической философии, а никак не в науках).
    Получение новых знаний, причем даже эзотерических знаний, - вот уж истинно расширенное воспроизводство знаний, точнее - один из вариантов их получения, освоенный только в современной диалектической философии.
    А осмысление и развитие мистических знаний дает современной диалектической философии преимущества уже не только перед закостенелыми науками, но и перед бурно развивающейся современной эзотерикой (речь, конечно же, не о высмеиваемых М.Задорновым «колдунах шестого разряда»).
    Таким образом, теперь, по крайней мере, в современной диалектической философии положения древних знаний можно не только изучать, но и реконструировать … и использовать.
    Впрочем, это, наверное, мало кому интересно …

Итак, для того, чтобы понимать и даже реконструировать положения древних учений и эзотерики, следует знать философию Платона.


Г. Эзотерика в философии Платона важна для изучения и актуализации не только рационалистичных и мистических знаний, но и диалектических знаний. Это очень большая тема, поэтому акцентируем пока тоже лишь три положения.
    Во-первых, весьма значимы рассуждения Платона о получении знаний.
    Например, важно понимание Платоном суждений, неотрывно связанное с мистическими для наук положениями рассудка по Платону, что перевертывает многие современные представления логики, точнее - раскрывает новые знания тем, кто признает философию Платона и ее эзотерическую часть хотя бы в смысле рассудка. Это в современной диалектической философии в немалой степени привело к принципиальному развитию логики, причем не только в смысле её критики Кантом и Гегелем, но и в смысле создания ряда новых логик, в т.ч. актуальной модификации логики (как бы продолжение логики на основе знаний современной диалектической философии).

Во-вторых, весьма значимы рассуждения Платона о методах и формах познания.
    Например, важна дихотомия по Платону, которая, по меньшей мере, одним из своих положений, о котором уже говорилось на сайте, отличается от обычной дихотомии.
    Существенны рассуждения Платона о душе (см. «Душа человека по Платону»), которая, правда, для наук является не существующей (а вот в современной диалектике концентрируются все знания, и даже научные). И что, казалось бы, может следовать из повествований Платона о душе? Или это просто аллегории? Просто сравнение? Нет, не только. Как уже было показано на сайте, можно получать новые знания не только о познании (напр., см. «Рассудок и разум по Платону»), но и о мышлении.
    Более того, оказались актуальными особые возможности познания мира, например, а) сверхчувственные и б) диалектические, в т.ч. механизмы познания диалектической философии.

В-третьих, к изложению Платона во многих случаях можно как непосредственно, так и опосредованно присоединять отдельные положения и даже блоки знаний эзотерических и древних учений. Такое расширение колоссально увеличивает объем изложений Платона, что позволяет по-новому осмыслять его философию, что всегда интересно и весьма продуктивно.
    Однако кроме того наращиваются и объемы эзотерических и древних знаний, и они особым образом упорядочиваются и поворачиваются к нам своей еще одной стороной. А это - также новые знания, причем новые мистические знания.
    При этом то же самое верно и в отношении всех имеющихся диалектических знаний, в т.ч. гегелевских и современных.
    Иными словами, тут важна и гносеологическая сторона вопроса, о которой и Платон и Гегель говорили, но она в науках так и осталась незамеченной. Условно, это так можно пояснить. Если встать на табуретку, и то можно увидеть то, что находится за забором. А то, что всё время на подворье крутиться? Но, лучше, забраться по лестнице на дерево и увидеть то, что находится далеко. Еще лучше, взойти на гору и увидеть то, что было за горизонтом ***. И современная диалектическая философия взошла на гору и увидела то, что было за горизонтом (в т.ч. то, что открылось за счет применения эзотерических знаний). И еще одну, более высокую гору современная диалектическая философия увидела. И на нее уже взошла современная диалектическая философия …


Примечание.
То, как расширяются эзотерические и древние знания и вообще знания, - это весьма важный и тонкий вопрос, и его можно будет обсудить отдельно, например, в рамках работы Академии диалектики и диалектической философии.


Д. А вообще различение и изучение на основе философии Платона положений древних учений и эзотерики есть трижды познавательный процесс:
    во-первых, познаются и эти знания и знания философии Платона,
    во-вторых, создаются новые знания, причем как в отношении древних знаний, так и в отношении знаний философии Платона и вообще диалектики,
    в-третьих, резко расширяются сферы познания, что принципиально важно как для определения его развития, так и понимания возможностей его применения.


Добавление.
    То, что различение и изучение на основе философии Платона положений эзотерики и древних учений есть трижды познавательный процесс, или что философия Платона является основанием тысячелетиями проявляющихся диалектических знаний во всей их полноте и красе (и это является отдельным положением, потребовавшим акцентирования и изучения положений эзотерики и древних учений, но это уже отдельный разговор), можно продемонстрировать на таком полумистическом примере.
    Известно, что
- Пифагор говорил, что все вещи суть числа (по Гегелю, Пифагор считал число основным определением вещей),
- Платон полагал, что числа существуют отдельно от вещей,
- Гегель указал, что вещи суть нечто большее, чем числа.
    Однако мистика чисел так и осталась непреодоленной, более того, всегда подогревалась по тем или иным причинам. Например, и во времена Гегеля, как указал сам великий философ, тайные общества придавали большое значение всякого рода числам (это, кстати, отдельный вопрос).
    А в современной диалектической философии учитывается то, что число может характеризовать вещь, хотя не создает ни её, ни её понятие. В этом смысле разные нумерологии и т.п. понимаются, как и в философии Гегеля,  как ложные измышления, правда, созданные в конкретных целях, в т.ч. в мошеннических целях (а вот гематрия - это отдельный вопрос). Однако в современной диалектической философии осмысленна система, использующая в целях познания численные построения: арифоматрия, - стоящая, конечно же, на диалектических позициях (число не создает ни вещь, ни её понятие).


* Так как имеются различные переводы трудов Платона, то указываем, что цитирование производится по следующему изданию: Платон. Собр.соч. в 4 т. - М., 1993-1994 (Филос.наследие).
** К. Маркс написал: «…Я с большим удовольствием изложил бы на двух или трех печатных листах в доступной здравому человеческому рассудку форме то рациональное, что есть в методе, который Гегель открыл, но в то же время и мистифицировал», - однако, по каким-то причинам, так и не осуществил этого изложения.
*** Кстати, читатель наверняка уделил внимание обозначению табуретки, лестницы и горы, как отдельных факторов приводимого примера, а вот в науках при изучении философии Платона многие важные положения попросту игнорируются как, на первый взгляд, ничего не значащие…


[Продолжение: «Философия Платона и эзотерика - 2».]

См. «Знания по Платону»,
«Методологические возможности познания философии Платона - 1»,
«Методологические возможности познания философии Платона - 2»,
«Диалектический метод Платона»,
«Методологические возможности познания философии Платона - 4.1»,
«Методологические возможности познания философии Платона - 4.2»,
«Художественно-эстетическая гносеология. Аспекты создания»

[«Философ по Платону»].


Облачная зона по этой теме временно закрыта до новых дискуссий.