Академия диалектики и диалектической философии.
- 21.06.10 г. -
А. Общие положения.
Академию диалектики и диалектической философии не следует понимать в античном смысле или как государственную или общественную организацию.
Академию диалектики и диалектической философии следует понимать в новом смысле – как ресурс диалектического познания.
При этом ресурс следует воспринимать широко и в качественно различных ипостасях.
Например, можно говорить о решении конкретных жизненных проблем на основе новейших знаний. Можно акцентироваться на вопросах личного духовного обогащения и самоопределения для реальной жизни. Вообще спектр предполагаемых предметных областей весьма широк: здоровье, экономика...
Можно говорить о современном развитии диалектической философии, о ее современном познании. Можно говорить о презентационной части диалектического познания – о проекте ДИАЛЕКТИКА, т.е. о настоящем сайте. Можно говорить о возможностях дискуссий в Интернете. И т.д.
Деятельность Академии диалектики и диалектической философии может осуществляться по разным направлениям и в различных формах.
Пока предполагаются следующие формы.
Академическая форма – это концентрация диалектических и научных знаний, тематические исследования (предполагаются: глубокая онтология, всеобщая гносеология, космология, диалектическое учение о человеке, социальная философия Новейшей философии, диалектическая эсхатология и др.) и решение задач диалектической философии, обозначенных в философии Гегеля и в современной диалектической философии.
Партнерская форма – это свободные тематические обсуждения теоретических и практических вопросов, дискуссии на заданные темы и т.п. (для которых могут создаваться специализированные электронные ресурсы, например, форумы, сообщества и т.д.) с формированием результирующих смысловых и даже теоретических положений.
Консультативная форма – это предметные консультации в индивидуальных порядках (например, по вопросам экономической психологии и др.).
Предполагаемые осуществления указанных форм различны – от познавательного научения до конкретной практики, причем как в порядке личных общений, так и в рамках того или иного социального (группового) взаимодействия.
Понятно, что наиболее эффективные формы и виды деятельности будут интенсифицироваться, но это не значит, что будут исключаться те или иные из них, ведь они могут быть востребованы в другом ракурсе или по-новому следующими поколениями пользователей развивающегося ресурса, тем более, что все новое, как говорят, есть хорошо забытое старое (кроме диалектических знаний, конечно же).
Таким образом, Академия диалектики и диалектической философии является мультиформой организации, координации и развития диалектических исследований и познания.
Академию диалектики и диалектической философии также можно понимать и как неформальный социально-философский институт.
Итак, Академию диалектики и диалектической философии следует понимать в особом смысле – как познавательный ресурс с изменяющимися формами реализации и опосредуемыми содержаниями познания, предназначенный для всеобщих и частных диалектических теоретических и прикладных исследований на основе единой парадигмы. (Но не исключается в порядке, предусмотренном действующим законодательством, последующая государственная регистрация Академии диалектики и диалектической философии, например, в форме общественной академии наук.)
Академия диалектики и диалектической философии есть актуальная форма организации и осуществления диалектического познания и фиксации его результатов, базирующегося на проекции диалектической системы знаний – на системе наук диалектической философии.
Если возможности осуществления диалектического познания составляют концептуальную часть основания новой формы организации и осуществления диалектического познания, то положительную часть ее основания – парадигмальную базу – составляет система наук диалектической философии.
Академия диалектики и диалектической философии представляет собою ресурс, возможность свободного и независимого развития диалектического познания и способствует развитию иных видов познания.
Академия диалектики и диалектической философии в настоящее время является некоммерческим проектом.
Б. Цели, задачи и основные направления деятельности.
В. Некоторые принципы и основы деятельности.
Функционирование Академии диалектики и диалектической философии базируется на принципах и достижениях диалектической философии, как имеющих место еще со времен Гегеля, так и осмысленных в результате современных диалектических исследований.
В принципе достаточным было бы упоминание в качестве основания обсуждаемого ресурса до сих пор потаенной для наук системы философии Гегеля, и в настоящее время обеспечивающей возвышенность и неприкосновенность диалектических знаний.
Понимание основ деятельности Академии диалектики и диалектической философии, в частности, можно дать через следующие принятые в ней характеристики и принципы диалектического познания деятельности:
- диалектичность и научность**,
- признание и познание не только чувственного (материального в самом широком смысле), но и сверхчувственного,
- понимание того, что человек произошел не от обезьяны,
- отход от традиционной логики, внедрение новой логики,
- формирование основ нового мышления, без которого не будет инновационного мышления,
- новые диалектические и наднаучные формы, способы и методы исследований,
- новая форма организации и координации исследований,
- формирование единой исследовательской парадигмы,
- концепт единой и всеобщей картины мира,
- 15-ти летняя программа сохранения методологической и научной базы
и др.
Особо надо подчеркнуто то, что Академия диалектики и диалектической философии объединяет (на вырабатываемой организационно-функциональной основе) различные виды, направления, области и отрасли диалектического познания, базирующиеся на единой и всеобщей картине мира, которая не возможна в науках (хотя бы потому, что они самоограничены – признают не все феномены действительности).
Именно наличие в диалектической философии понятия единой и всеобщей картины мира предопределило идею и возможности создания и актуализацию новых инструментов для осмысления действительности и для диалектической деятельности. Им присущи принципиально новые организационные и методологические возможности, способы мышления и формы познания. Они отличаются от устаревающих научных инструментов и определяются по существу – диалектическими – хотя, конечно же, включают разнообразие логических и надлогичеких форм и иные возможности.
Поэтому Академию диалектики и диалектической философии можно также понимать как специфический наднаучный ресурс осмысления действительности и деятельности на основе давно известных и новых диалектических принципов и инструментов.
Г. Прочее.
На сайте материалы проекта пока излагаются в единстве с материалами проекта ДИАЛЕКТИКА.
Не исключаются предложения, комментарии и участие пользователей и иных заинтересованных лиц и организаций.
По вопросам тем и содержаний исследований и деятельности Академии диалектики и диалектической философии всегда можно присылать свои предложения на Е-мэйл сайта.
* Еще во второй половине ХХ в. широко обсуждался общий кризис научного познания, отмечался его частичный, дегуманизированный характер и т.д., и наука уже тогда стала мишенью острой социальной критики (см., напр.: Кара-Мурза С.Г. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. – 1990. № 9). Поэтому стали появляться идеи создания научных структур, параллельных или альтернативных имеющимся. А развитие современных проблем в науках приводит к выводу о необходимости новой системы познания и образования.
** Диалектическое противопоставляется научному, хотя, конечно же, научные достижения и знания используются в диалектических исследованиях.
См. СОТРУДНИЧЕСТВО,
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
[«Проект регламента деятельности Академии диалектики и диалектической философии», «Проект Меморандума о членстве в Академии диалектики и диалектической философии» и «Современной диалектической философии стратегии»].