Философия Платона и эзотерика - 2.
- 03.03.13 г. -
Для современной диалектической философии очень важно то, что на основе философии Платона можно акцентировать весьма важные тотальные положения, пусть и иррациональные для наук, касающиеся как развития общества, так и жизни отдельного человека.
Например, Платон писал в своем знаменитом диалоге «Государство» о том, что желательно, чтобы люди могли бы, «скончавшись, добавить к прожитой жизни подобающий потусторонний удел»*.
На самом деле, это утверждение Платона гораздо более многозначно и мистично, чем это кажется на первый взгляд, когда обращается внимание только на слова «потусторонний удел»**. Укажем такие два аспекта.
Во-первых, Платон в обоснование своих слов написал о том, что нужно заниматься философией. Однако, в настоящее время не известно даже, что же она собою представляет: есть множество мнений, но все они друг другу противоречат и толку от них никакого. Иными словами, выступает проблема самой философии. (И, быть может, именно поэтому никто и не говорит о непонятном и, следовательно, о недостижимом потустороннем уделе.)
Во-вторых, Платон не определил также и то, к какой или как прожитой жизни можно добавить потусторонний удел? - ведь ясно, что не ко всякой.
Поэтому, с одной стороны, становится понятным то, что далеко не каждый может добавить к своей прожитой жизни потусторонний удел, даже понять то, что он есть. Однако, с другой стороны, в связи с этим вопросом и его решением имеется ряд положений, которые и делают утверждение Платона гораздо более многозначным и мистичным, чем это кажется на первый взгляд.
При этом отдельно следует сказать и о том, что становится понятным, почему подлинный философ не гонится за материальными благами, в частности, за деньгами: не они составляют цель жизни, о чем Платон писал во многих своих диалогах, - например, потому, что ни за какие деньги потусторонний удел не купишь, да и в потусторонний мир их не возьмешь.
Хотя при этом, с одной стороны, понятно, что, имея знания, возможно многое, (ибо, как сказал один лорд-канцлер Англии, знания есть сила, и Англия, кстати, некогда стала владычицей морей и половины мира), но, с другой стороны, всегда следует помнить о том, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Библия. Мф. 19 : 24).
Кроме того, по Платону, согласно, например, диалогу «Евтидем», даже здоровье, красота, власть и т.д. не суть настоящие блага.
Более того, власть, престиж, богатство, похоть и т.п. и, особенно, борьба за них в проживаемой этой жизни отнимают на себя практически всё её эффективное время, которое поэтому не может быть затрачено на познание, надобное для саморазвития, и даже просто на понимание возможности потустороннего удела, но, главное, на добавление его к своей жизни; примерно об этом, кстати, Платон и написал, указав, что философию следует изучать усердно и с юности.
Вообще в отношении утверждения Платона о подобающем потустороннем уделе может быть много мнений, в т.ч. и теологических.
Например, кто-то может не верить в душу и ее вечность и попросту игнорирует рай.
Кто-то может надеяться попасть в рай (например, думая, что он как бы святой).
И т.д.
Но всё это - мнения, и без обретения соответствующих знаний, они так и останутся пустышками.
Хотя, быть может, всё очень просто: кто не считает себя святым или убогим, но не хочет попасть в ад, тот должен подумать, по Платону, о подобающем потустороннем уделе?
И в современной диалектической философии указанные слова Платона были тщательно осмыслены, в первую очередь, на основе познания его философии (а не на основе, к примеру, диалектического материализма), поэтому-то ей и уделяется столько времени и сил.
А об указанных словах Платона пока скажем только следующее.
Во-первых, слова Платона не противоречат библейским знаниям, однако возникают вопросы о том, каким образом интенции Платона находят себя в сфере духовности, о которой великий философ при рассуждениях о потустороннем уделе не упомянул.
Во-вторых, Платон говорил о нечто таком, что добавляется к жизни. Возникает вопрос: что по существу?
В-третьих, некоторые аспекты, соответствующие рассматриваемому утверждению Платона, встречаются в некоторых древнеегипетских текстах, но в особой форме, что само по себе понятно, так как весьма важно осмысление самого процесса добавления чего-то иррационального к чему-то нематериальному, и в этом случае нельзя рассуждать на основе обыкновенной логики. Вопрос и в том, что необходимо иметь особую форму мышления, но это, опять же, уже другая тема.
В-четвертых, широко известная платоновская тема кругооборота душ оказывается, на самом деле, не столь актуальной и не столь важной. А вот почему она была затронута Платоном, да еще так, что люди на неё обращают внимание тысячи лет? - но и это тоже уже другой вопрос.
Да, вопросов много, и это хотелось подчеркнуть особо. Но и тема, затронутая Платоном, не ординарна, и её изучение требует осмысление многих вопросов.
Далее, о выводах из слов Платона можно сказать, по меньшей мере, следующее.
Во-первых, аспекты духовности и познания, присущие указанным словам Платона, теперь должны анализироваться с учетом многих современных тенденций: например, падение уровня образования, проблемы нравственности и т.д. Более того, в наши дни намного сложнее осознать вопросы нравственного развития и вырваться из тисков пороков и даже просто безграмотности, что только ухудшает имеющееся положение дел. Поэтому слова Платона становятся не просто секулярным подспорьем для нравственных религиозных учений, но и в некотором смысле разумным обоснованием их соответствующих вечных положений о смысле жизни (более полно тема поддержки веры разумом раскрывается в философии Гегеля).
Во-вторых, одна из задач современной диалектической философии состоит в осмыслении этого самого потустороннего удела. И многие знания современной диалектической философии, в конечном счете, предназначаются для этого. Хотя, конечно же, в современной диалектической философии само понятие такого удела теперь уже не просто обозначено в соответствии с известными платоновскими, эзотерическими и древними знаниями, а переосмыслено и вплетено в диалектическую систему знаний.
В-третьих, в современной диалектической философии активно развивается диалектическая тема соотношения веры и разума, поднятая Гегелем.
В-четвертых, в современной диалектической философии осмысление потустороннего надела сопряжено не с плохо формулируемой в науках философией, а с понятием Человека диалектического (Homo dialecticus) - человека, как уже отмечалось на сайте, понимающего мир, знающего свое предназначение и, главное, реконструирующего свою жизнь, причем не только в ее физической части. Отдельно отметим, что Человек диалектический - человек, реализующий проект своей жизни.
Иными словами, согласно современной диалектике, платоновский подобающий потусторонний удел и даже более фундаментальное откровение возможны не только для великих философов, таких как Платон.
Наверное, нужно отметить и то, что для исследований вопросов, касающихся подобающего потустороннего удела, важны выводы Платона о совершенном познании, обретаемом за счет души (см. «Познание души по Платону»), рассуждения Гегеля о жизни и некоторые положения Афетизма (а то многие спрашивали о его сверхчувственном предназначении).
Однако решение вопросов, связанных с обретением потустороннего удела, каким бы важным он не казался, уже не является основной задачей диалектической философии.
Примечание.
Вопросы таких тем, как «ад», «круговорот души», «круговорот сознания», «рай» и «подобающий потусторонний удел», а также аспекты соответствующих им действий и технологий осмысляются в эзотеологии или теофилософии.
* Так как имеются различные переводы трудов Платона, то указываем, что цитирование производится по следующему изданию: Платон. Собр. соч. в 4 т. - М., 1994 (Филос.наследие).
** Эта идея была известна и до Платона, просто он первым дал корректную формулировку.
См. «Философы: кто они?»,
«Исключительность познания современной диалектической философии»,
«Человек диалектический (Homo dialecticus)».
Облачная зона по этой теме временно закрыта до новых дискуссий.