Наука идеи.
- 20.04.08 г. (Редакции: 09.11.06 г., 20.04.08 г.)
"Наука идеи – всеобщее постижение".
Автор Новейшей философии.
Если рассмотреть употребление термина «наука» в труде «Наука логики», то следует обратить внимание на то, что, во-первых, Гегель делает акцент на опыте, но не на эксперименте. Иными словами, великий мыслитель, в первую очередь, определяет сверхчувственность некоторой науки, а не ее рациональность (свойственную обычным наукам). Во-вторых, эта, отдельно действующая наука, согласно Гегелю, – царство духа [1. Т. 5. С. 13], что дает понимание кардинального отличия науки от общепринятых наук и от науки логики или логики как науки (о логике философских наук и о формальной логике здесь речь вообще не идет). В-третьих, поэтому, в труде «Наука логики» некоторая наука выступает не как исследование, а как «имеющаяся идентификация»: понимание Логики, неизначальной объективности, моментов мышления (а не мышления) и т.д.
Таким образом, надо оговаривать особое значение термина «наука» (в настоящее время выделяемого курсивом), особенно, в приложении к термину «философия».
Наука (всегда курс.) или наука идеи (введенное синтетическое название) – система всеобщего постижения, полагаемая идеей и ведущая к философии.
В первую очередь, следует понимать, что наука полагается идеей и включается в науку логики, является ее образующей составляющей. (При этом требуется учитывать сложность композиции сфер познания в гегелевской философии. Так, в современной диалектической философии произведена отдельная идентификация взаимно связанных терминов «Логика», «Логика», «логика», «диалектическая логика», «феноменология логики», «наука» и [синтезирующая] «наука логики».)
Следует также понимать, что наука диалектически актуализируется не как (некоторая конкретная) наука (без курсива), в частности, философская (например, этика), а, согласно труду Гегеля «Наука логики», как наука вообще, диалектическая область, ведущая к постижению философии и объективности.
Поэтому наука является началом пути к философии, но и, в определенном смысле, ее опосредованной частью; философия образует науку и науки, но только наука представляет философию. И ясно, что наука – не философия, наука служит актуализации знаний и представляет философию в бытии.
Именно в науке определяется начало для науки логики, т.е. вне последней, но в ее образующей составляющей (здесь имеется указанная Гегелем, но не раскрытая, хитрость начала, теперь же следует сказать – одна из его хитростей), и науку логики следует начинать с неопределенного непосредственного (см. п. «С чего следует начинать науку» труда Гегеля «Наука логики»).
Наука является началом пути к философии и представляет философию в бытии.
Наука «являет себя как некоторый завитый в себя круг, в начало которого (в простое основание) опосредствование вплетает обратно его конец; при этом круг этот есть круг кругов, ибо каждый отдельный член, …есть начало некоторого нового члена. Фрагменты этой цепи суть отдельные науки*, …каждая отдельная наука имеет только предыдущую и показывает свою последующую в самом своем заключении» (курсив Гегеля. – ПРИМ.) [1. Т. 6. С. 318].
Одним из основных методов науки является метод определенного отрицания.
Наука понимается в смысле постижения** и в смысле постижения:
- в первом смысле наука есть постижение (всеобще объективное само, соотносимое с мышлением). Наука, согласно Гегелю, есть духа действительность и царство, которое он создает себе в своей собственной стихии» [1. Т. 4, с. 13];
- во втором смысле наука есть диалектическое постижение (познание диалектической философии, соотносимое с диалектикой). Наука есть исследование и изложение определенной актуализации философии в бытии.
В Новейшей философии, когда познание движется уже на уровне феноменологий идеи, наука понимается и как движение в действительном разума.
Поэтому наука определяет (но не полагает) не только науку логики, но в Новейшей философии и науки-логики-продолжение.
Теперь, в силу Второго акта осознания себя идеей, науку следует начинать сызнова…
Началом движения далее является новое (второе) начало или порожденное из первого (второе) неопределенное непосредственное – неопределенно непосредственная область, включающая наличное бытие в самое себя как часть и обозначенная как «Начала…», – которое, во-первых, является и вторым началом (продолжения) науки, которой придется отразить весь процесс абстракции, проделываемый заново идеей (науки-логики-продолжение), и началом современной науки, и, во-вторых, есть отрицание отрицания, и пронзающее идею теперь и полагающее, в частности, основание нового движения (развития) философии Гегеля – ее воспроизведение…
* отсюда – определения, в частности, науки логики и логики как науки.
** см. «Исключительное познание современной диалектической философии».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л.
Продолжение: «Наука сызнова».
См. «Новейшая философия», «Всеобщая гносеология»,
«Исключительное познание современной диалектической философии» и «Науки».