Всеобщая гносеология.
- 21.06.09 г (Редакции: 24.12.07 г., 04.01.08 г., 21.06.09 г.)


Всеобщая гносеология - это гносеология диалектической философииНовейшей философии).

Всеобщая гносеология – это принципиально новый подход к познанию и новое осуществление познания, что и требовалось для слома научных и ряда других стереотипов и для развития новодиалектических представлений.

Всеобщая гносеология есть всестороннее учение о познании, основанное не на догмах и логике рационализма и материалистических ограничений, а на изучении возможностей человека и их реализации в целях познания Мира и смысла существования человека, а также осуществления гуманного прогрессивного развития общества. 
    Особым положением стало уделение пристального внимания познавательным способностям самого человека, в т.ч. знаниям ряда древних систем, что значительно расширило представления о процессах и возможностях чувственного познания и логического мышления*.
    Поэтому даже на всеобщем концептуальном и парадигмальном уровнях всеобщая гносеология принципиально отличается от любых теорий познания, в первую очередь, от теории  познания диалектического материализма и современных вариантов эпистемологии.

Всеобщая гносеология базируется на исследовании экзистенциальных и познавательных способностей людей, а не на априорности воздействий окружающего мира на человека, не на ограниченных способностях отражения окружающего мира в ощущениях, не на субъективных априорных или мыслительных парадигмах понимания мира и не на формируемых на этих основах представлениях о мире. Даже методы мышления и исследований из всеобщей гносеологии выделены в отдельную отрасль познания. Иными словами, всеобщая гносеология не зацикливается на воздействиях окружающего мира на человека и их изучении, не ограничивается этим и построением зависящих от этого концептов, а базируется на познавательных возможностях и способностях людей и, далее, формирует основы для их реализации, в том числе в виде отдельно изучаемых мыслительных и специализированных методов.
    Всеобщая гносеология понимается в собственном смысле, поэтому в ней, в частности, в отличие от диалектического материализма, окружающая реальность не является инициирующим ее фактором. Окружающая реальность является одним из предметов интенции всеобщей гносеологии и используется для создания знаний о мире. А сам Мир изучается в онтологии Новейшей философии, является основой формирования ее содержания, ее знаний. Поэтому, далее, и непосредственно сами накапливаемые знания о Мире не входят в содержание всеобщей гносеологии, а входят в содержания наук, предметных философий и областей познания комплекса диалектической философии и Новейшей философии.

Принципиальной парадигмальной особенностью всеобщей гносеологии является то, что она создавалась вместе с разработкой диалектического понимания развития общества и смысла существования человека, а не с формированием понимания окружающего мира, или идеализованных его представлений, или отношений познания к нему (к частным объектам), как в диалектическом материализме и иных гносеологических системах, в т.ч. в понимаемой современным образом эпистемологии.

Одной из причин актуализации всеобщей гносеологии была также необходимость исследования и определения возможностей использования ее различения - диалектической гносеологии (теории познания диалектической философии) и новых методов познания для их реализации в современных диалектических исследованиях, в т.ч. сверхчувственных аспектов.

Кардинальные отличия всеобщей гносеологии от существующих гносеологических систем и ее всеобъемлющий характер определены не только ее непосредственностью и указанной парадигмальной идентификацией.
    Принципиальными являются методологические основы и системно-структурное обеспечение всеобщей гносеологии, из которых укажем некоторые из тех, которые подлежат оглашению в настоящее время.
    Во-первых, как и в диалектической философии со времен Гегеля, во всеобщей гносеологии произошел отказ от формально-логических комплексов, удостоенных Гегелем презрения [Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 5. С. 30]. Разработка вопросов познания во всеобщей гносеологии осуществляется на основе гегелевской логики (не путать со спекулятивной логикой и с диалектической логикой!), развитой в соответствии с историческими факторами, накопленными знаниями и предметными содержаниями и назначениями.
    Во-вторых, в соответствии с гегелевскими представлениями было осуществлено различение опыта, выявившее ограничения и специфики эксперимента и положившее основы современных трансцендентальных исследований (в т.ч. сверхчувственного мира). Это, в свою очередь, определило как разграничение предметов современных диалектических исследований, так и формирование принципиально новых содержаний и реализаций возможностей, форм и способов познания, в частности, отраслей познания (принципиально новые, отсутствующие в науках направления исследований).
    В-третьих, диалектические методы познания и постижения были различены и позиционированы в системе.
    В-четвертых, методы познания и исследования были выделены в отдельную отрасль познания, что обеспечило не только отдельное уникальное их исследование, но и осмысление вопроса познания в комплексе теперь уже отдельных его граней, что является принципиально новым и коренным отличием всеобщей гносеологии от иных, уже безнадежно отставших гносеологических (и эпистемологических) парадигм и теорий. Более того, теперь обращение к самостоятельно изучаемым методам познания и постижения происходит дополнительно еще и в функциональном и праксиологическом смыслах, а не только в смысле методов мышления (кстати, предметную область которых также удалось обособить).
    В-пятых, принцип единства исторического и логического, как и был для философии Гегеля (и диалектического материализма его классиков**), так и остался одним из основополагающих, но теперь используется в своей диалектической ипостаси. Более того, этот принцип был расширен на основе других принципов познания современной диалектической философии, в первую очередь, в соответствии с парадигмой развития (перехода) от всеобщности к единичности (парадигма ниспадения) и учетом сверхчувственных аспектов.
    В-шестых, для всеобщей гносеологии познание есть процесс утверждения, в котором наука идеи проявляется как уже объективное познание, и предпосылкой которого является всеобщность в качестве процесса в себе объективно сущей идеи. Иными словами, в знающем себя разуме происходит деятельность всеобщего познания. При этом очевидным стало, что современное диалектическое познание существенно не столько в собственном значении постижения, сколько в духе, причем в движении в новой сфере [Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 6. С. 318] – в современном диалектическом познании, в котором, в частности, определяется завершение науки логики. И была установлена деятельность постижения, совершенно отдаленная от обычных наук.
    В-седьмых, во всеобщей гносеологии используются знания и принципы познания древних и эзотерических учений, которые игнорируются обычными науками, а порой просто обсмеиваются. Более того, были сформированы соответствующие новые диалектические профильные обалсти познания и науки, например, эзотеология, объективно-эзотерическая компаративистика, арифоматрия и др., позволяющие получить новые знания. В частности, поэтому уже открыто можно говорить о том, что хотя бы в силу ПРИЗНАНИЯ и привлечения знаний древних и эзотерических учений гносеология комплекса диалектической философии и Новейшей философии и его знания кардинально превзошли существующее научное познание...

Одним из главных моментов всеобщей гносеологии является замена диаматовского критерия проверки истины практикой, для которого даже сами понимания истины и практики могут быть искажены, в первую очередь, как показала история, в тех или иных целях, например идеологических. 
    Был актуализирован критерий стратификации, сопоставления и синтеза (обозначенных Гегелем) суждений бытия, рефлексии, долженствования и понятия в их взаимных соответствиях в отношении к окружающей действительности и в различных концептуальных конфигурациях (например, реальная ситуация – теоретическое описание – проект развития – меры (действия) осуществления). Как оказалось, этот критерий можно использовать и при разработке программ общественного развития.

Принципиальным положением всеобщей гносеологии является вывод о необходимости и возможности формирования актуального мышления, адекватного имеющимся вызовам, отказывающегося от традиционных формально-логических комплексов и позволяющего сформировать качественно новую систему знания и познания, в т.ч. современную систему образования (см. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ).

отдельно отметим, что знания об окружающей действительности отнесены к онтологии, наукам, предметным философиям и областям познания комплекса диалектической философии и Новейшей философии, а вот процессы познания Мира (их история, механика и т.д.) и связанные с ними положения, в т.ч. исследование познавательных возможностей людей, отнесены именно ко всеобщей гносеологии.
    Всеобщая гносеология и диалектическая онтология существуют во взаимосвязи и взаимном влиянии, и ни одна из них не играет определяющую роль.
    Поэтому, как следствие, Новейшая философия есть диалектическая многопозиционная система сложно структурных, динамических и взаимно обуславливающих друг друга следующих составляющих:
- областей познания Новейшей философии,
-
всеобщей гносеологии и онтологии Новейшей философии самих и в их единстве,
- (актуализируемых) теоретической философии,
практической философии и Учения Новейшей философии самих и в их совокупности.

Всеобщая гносеология это новые принципы познания.

А обобщая изложенное, укажем, что в силу нового понимания вопросов познания и подходов к нему во всеобщей гносеологии исключены заблуждения диалектического материализма*** и иных систем познания.
    Указанные положения и возможности привели к значительному расширению понимания природы и истории, развития общества и человека, а также к возможности формирования специализированных учений Новейшей философии и, в практическом срезе, концептов общественного развития, например антикризисных программ развития общества.
    Гносеология комплекса диалектической философии и Новейшей философии и его знания обеспечили исключительность современного диалектического познания и позволили кардинально превзойти существующее научное познание и сформировать, в частности, концепт современного образования
.


Итак, всеобщая гносеология это
- новые принципы познания,
- принципиально новая гносеология,
- система логик диалектической философии,
- новое (диалектическое) мышление,
- новая система знаний и познания.


*
Анализ в том числе и этого положения оказался одной из основ учреждения двух отраслей познания в Новейшей философии – логической и методологической отраслей познания, одними из направлений которых стали изучение и выработка подходов к проведению исследований и методам осуществления этого. В частности, были актуализированы меры по поддержанию эффективности диалектического познания и по сверхчувственному использованию методов, что не имеет аналогов ни только в науках, что понятно, но и даже в других реальных философиях.
** Советский диалектический материализм - это другое.
*** Учения К. Маркса, В.И. Ленина и диалектический материализм ни только не являются диалектическими учениями, но и противоположны диалектическому учению – диалектической философии.


Продолжение: «Всеобщей гносеологии структура».
 

См. «Диалектическая философия: главные современные достижения»,
«Новейшая философия», «Новейшая философия и неизбежная новая система знаний и познания»,
«Первое последствие искажения гегелевской логики, или об одном из путей к решению насущных проблем России»,
«
Современное познание - современный вуз»,
«Диалектические методы познания и постижения»,
«Современной диалектической философии исключительное познание»,
«Диалектической философии возможности», «Новейшей философии области познания»,
«Законы философии или законы диалектики: их нет»,
«Энциклопедия философских наук»,
«Гносеологический вопрос современной диалектической философии»,

а также «Материализм – материалистический идеализм»
«Обыденная философия» и «Проблемы современной философии».

[«Онтология Новейшей философии», «Аспекты исследований в Новейшей философии», «Основания исследований в Новейшей философии»].