Отрицание отрицания.
- 24.12.06 г.
А. Общие положения.
1.В подавляющем большинстве случаев непосредственно отрицание отрицания путают с последовательностью отрицаний.
Более того, указывается последовательность «тезис – антитезис – синтез», но которая относится к синтезу, равно как и последовательность «тезис – тезис – синтез», т.е. одну из разверток синтеза путают с отрицанием отрицания.
Зачастую отрицание отрицания называют законом мышления, но который, почему-то, оговаривает метаморфозы некоторого вне-мышления-объекта; при этом и само отрицание оказывается не определенным, хотя является базовым положением.
Вообще тем, кто определяет отрицание отрицания как закон, следовало бы сначала дать определение самому отрицанию (но не логическому отрицанию, т.е. не отрицанию, как логической операции), причем не путая его со снятием и противоположением; но такового до сих пор нет, поэтому говорить об отрицании отрицания вне диалектической философии (в которой оно определено само, цельно) методологически некорректно, а разговорчики идут (и будут ходить).
Да и определенности метаморфоз «тезис-антитезис» и «антитезис – синтез» никогда не оговариваются, т.е. это что-то само по себе как бы понятное…
Иными словами, некогда запущенное определение отрицание отрицания, как закона, следует воспринимать, в лучшем случае, как наивное недопонимание диалектической философии, хотя в Высшей диалектике рассматривается также и вопрос о преднамеренности таковой акции...
2. Диалектика в конкретном случае своего проявления может быть как отрицание отрицания.
3. Отрицание отрицания есть для себя отрицательность как конкретная отрицательность, поэтому оно само есть положительное: определяемое сущее для себя.
Б. В смысле философии Гегеля просто отрицание отрицания есть сначала второе отрицание, но учитывающее отрицание определенности (бесконечное возвращение единичности в себя). Но в этом (само) отрицание – непросто: его само отрицание не имеет вообще определенности или может быть определено, когда существенны, скажем так, условия. С другой стороны, без собственной определенности отрицание отрицания снимает определенность любого, чем не только обязывает его смениться, но и в зависимости от течения обстоятельств, от условий.
Однако следует учитывать, что, согласно Гегелю, вообще отрицание отрицания определяет себя прежде всего как сущее для себя, затем продолжает определять себя и далее до тех пор, пока оно не получит впервые в понятии конкретную напряженность субъекта (некоторую конкретность. – ПРИМ.) [1. Т. 5. С. 109].
Поэтому отрицание отрицания для бытия есть (становится как) внутри-себя-бытие, сначала совершенно неопределенное.
Иными словами, отрицание отрицания существенно само и выражается в отношении чего-то и в ряде проявлений (определений) до получения конкретности. Напр., равно как существенно выражение (1; -1; 1), также действительно выражение (1; -1, i). Более того, только в частном случае отрицание отрицания определяет переход к (нечто) имеющему первоначальное качество.
С другой стороны, в силу содержащегося отрицания отрицание отрицания не может быть неизменным само, т.е. актуализируется, идет к определенности (в существовании), к нечто, но при этом (в определенности) обретает и себя в понятии – либо в первичном себя (в неопределенности) имеется вообще в понятии [существенно само], либо вообще замыкается на себя как на свое значение, выражающем конкретность [выражается в отношении чего-то].
В. В Новейшей философии отрицание отрицания существенно не только как определяемое сущее для себя, но и как определенное объективное понятие, выражения которого являют некоторые течения; в этом смысле реализация отрицания отрицания всегда есть в отношении к чему-то, но без определения конкретного результата – не более, чем указание на возможность изменения (этого) чего-то.
Явления отрицания отрицания обусловлены тем, что понятие не удерживающаяся в своей определенности, дает определенность в собственном различии. Это же дает для него определение отрицания отрицания как внутри-себя-бытие.
Как понятие, отрицание отрицания (в частности в силу проявлений снятия) является в следующих своих выражениях: n-мерное, полное, параллельное, со смещением в одной или нескольких фазах, комплексное; и только в своих проявлениях оно выступает в бытии, выражаясь, как определенная операция, которую можно использовать в умозаключениях.
Г. (доб. 27.08.07 г.) Зачастую явленные в том или ином процессе отрицания феномены называют действием одноименного закона, хотя результат изначально не был определен однозначно, т.е. состоялся не в силу (действия) закона, а по причине конкретных метаморфоз определенного количества (которых могло и не быть). Т.е. видимое случившееся объясняют законом; так удобнее. Часто логические обоснования некоторого процесса, связанные с трансформациями, соответствующими отрицаниям, представляют в виде действия обсуждаемого закона. Т.е. логику случившегося процесса представляют в виде закона, ибо результат-де случился.
Иными словами, логику конкретного процесса, а не сущее его развития, если удается, по факту называют законом отрицания отрицания, при объяснениях перемещая этот тезис в их начало, приводя должные примеры (не удается – процесс подгоняется под другие законы или богатство и многообразие жизни). Но таковая логическая манипуляция применима далеко не всегда, хотя об этом обычно умалчивается, ибо обсуждаемый философский стереотип изменить уже очень сложно.
Поэтому нельзя говорить и о законе отрицания отрицания, так как, например, даже в отношении одного и того же события отрицание отрицания может быть раскрыто по-разному в различных условиях, т.е. одна посылка в отрицании отрицания может дать несколько различных результатов. Если же в виду имеется некоторая определенность (закономерность), то тогда должны быть выявлены (указаны) ее явление (действие) и однозначность.
А в ответ на то, что в СССР преподавали закон отрицания отрицания, можно сказать, что СССР уже нет, а сейчас…
Д. То, что бытие изменяется, происходит в силу диалектики, которая лишь в конкретном виде (случае) своего проявления может быть в форме отрицания отрицания.
Отрицание отрицания является определяемым сущим для себя, в частности, определенным объективным понятием, выражения которого являют некоторые закономерности или течения, в общем случае не однозначные. В этом смысле отрицание отрицания – возможность развития, но не как обязательность конкретного развитии в данных условиях. Или же, отрицание отрицания – лишь указание на возможность конкретного раскрытия отрицания в каком-то данном случае, причем в случае его реализации, т.е. такое указание, которое имеет для себя и само результирующее событие.
Добавление.
В связи с мониторингом изданий и сайтов, использующих наши материалы в исследовательских или демонстрационных целях, особенно в связи с последними, необходимо сделать следующие отдельные замечания, касающиеся отрицания отрицания. Они, на первый взгляд, могут показаться не относящимися к сути вопроса об отрицании отрицания, но кажимость следует исключить [1. Т. 4. С. 64].
1) «Переход Спинозы от еврейского богословия к свободной философии Декарта был отмечен жизненной катастрофой. Он столкнулся со всей еврейской общиной, которая изгнала его как отступника… не сумев сохранить его в своих рядах, предпочла устранить его, нежели предоставить свободу его перу»… [2. Т. 1. С. XII-XIII].
2) Отрицание отрицания относится к диалектической традиции, а не к талмудической традиции (напр., в которой, в частности, изречения предыдущих мудрецов не могут быть отменены последующими, хотя параллельно могут быть созданы противоположные мнения).
3) Смысл и назначение философии Гегеля не известны критике, более того, даже и не обсуждались ею: значение, открытия, характеристики, положения и т.п. – это другое. При этом значение и положения философии Гегеля были существенно искорежены при «объяснениях»; Маркс вообще хотел перевернуть диалектику Гегеля [3. Т. 23. С. 22]. То ли специально так было сделано (такую версию нельзя отрицать), то ли, действительно, как определил Рокмор, существенны случаи «часто встречающегося неверного прочтения Гегеля» [4. С. 34], и, согласно Ильину, было «утрачено непосредственное чувствование гегелевской мысли…» [5. Т. 1. С. 10]…
4) Отрицание отрицания является одной из базовых категорий диалектической философии. Поэтому она весома, не только сложна в понимании, но и используется приверженцами других учений в ряде случаев даже в идеологических целях.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л.
2. Спиноза Б. Соч. в 2-х т. – СПб., 1999.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд.
4. Рокмор Т. Об открытии Маркса после марксизма // Вопросы философии. – 2000. № 4.
5. Ильин И.А. Собрание сочинений: Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. – М., 2002.
См. «Закон отрицания отрицания: такового нет»,
«Отрицание отрицания: заметки-комментарии».