Открытия и достижения современной политической экономии.
- 17.04.16 г.
- 9772225665000 16015
Обсуждение экономических вопросов заключается не только в обсуждении экономической ситуации и в оценке экономической науки, они не столь радужны, но и в тех новых актуальных положениях, которые присущи новым экономическим знаниям и знаниям, развиваемым на их основе. На данном этапе (и в определенном смысле как альтернативные экономические знания) следует указать ряд открытий и достижений современной политической экономии.
На настоящее время они подразделяются на несколько групп, из которых следует указать ряд положений (некоторые будут пока только обозначены, так как для настоящей статьи важен только факт их наличия, а некоторые будут обсуждены).
А. Общие положения.
Критика и развитие марксовой политэкономии, в т.ч. «Капитала», исправление его ошибок и его развитие («Капитал-2»).
Этой теме на сайте было уделено достаточное внимание (см., напр., «Марксовы ошибки в «Капитале»» и др.), так что сейчас достаточным будет отметить только лишь то, что только в современной политической экономии имеется развитая критика марксова экономического учения и важные выводы из этого, например в части стоимости (см. ниже).
Современная политическая экономия как новодиалектическое учение.
В отрицании критики политической экономии восстанавливается сама политическая экономия, т.е. имеет место современная политическая экономия как новодиалектическое учение.
Современная политическая экономия – общественно-историческая диалектическая область познания об общественном строе производства и о производственном развитии общества и его управлении.
Ее основы: политическая философия Гегеля и политическая экономия К.Маркса (в первую очередь, трудовая теория стоимости и производственные отношения).
Философия политической экономии.
Философия политической экономии – это принципиально новая область познания, созданная на основе философии Гегеля и политэкономии К. Маркса с учетом положений Воспроизведения и достижений экономического познания, в первую очередь современной политической экономии.
(Вклад Гегеля в политическую экономию весьма велик (см. «Философия Гегеля и политическая экономия»), но этот вопрос никогда ранее в науках не обсуждался. Действительно, в СССР все лавры были отданы К.Марксу и В.И. Ленину, хотя постепенно их исследования и выводы были искажены (см. «Искажения политэкономии при построении СССР»), а на западе политическая экономия, как наука в смысле трудовой теории стоимости и производственных отношений, не поощряется, так как вскрывает сущность капитализма (в вузах преподаются экономическая наука, экономикс и т.п., скрывающие негативность и противоречия капитализма, как, впрочем, и суть самой экономики). )
Философия политической экономии – предметная философия Новейшей философии, исследующая вопросы диалектики, эволюции и структуры политической экономии, а также исследующая на философско-диалектической основе предметную область, категории и вопросы познания политической экономии во взаимной связи с происходившими историческими общественно-экономическими процессами и конкретными текущими эмпирическими фактами.
Философия политической экономии есть свечение познания современной политической экономии.
Б. Глобальные предметные положения и открытия современной политической экономии.
Стоимость: концептуальное определение стоимости и новое понимание стоимости.
Новая теория стоимости.
Актуальное понимание прибавочной стоимости (не советское и не постсоветское),
Новодиалектическая капитала и стоимости трудовая теория.
Экономический строй, экономическая система и трансформация экономики.
В современной политической экономии определены новодиалектические понятия экономического строя и экономической системы, причем как определяющие еще одно новодиалектическое понятие – понятие трансформации экономики. Они дают основание для понимания ряда современных экономических процессов и для определения ряда современных политэкономических категорий, например, экономики и обращенного капитала. Но более важно то, что указанное рефлективное соотношение дает понимание фундаментальных преобразований в экономике и, главное, её управляемой трансформации, которые актуальны не только для преодоления кризисов, но и для качественного развития экономки как раз на основе её трансформации.
Новодиалектическое понимание экономики.
Отсутствие в экономической науке решений по многим насущным вопросам, да и ее самой проблемы, а также, соответственно, экономические проблемы многих стран обусловлены рядом причин, из которых одной из наиболее важных является традиционное (устаревшее) понимание экономики. Оно уже безнадежно отстало от жизни и не соответствует современным экономическим и общественным реалиям.
Согласно современной политической экономии, экономика определяется актуальным образом на основе того, что необходимым образом включает в себя противоречие, что и составляет одну из основ её новодиалектического определения.
Новодиалектическое понимание экономики важно для ряда направлений исследований современной политической экономии, в т.ч. для теории иного (альтернативного) капиталистического развития и для новодиалектической теории модернизации (см. ниже).
Обращенный капитал.
Если К.Маркс конкретно раскрыл понятие капитала в объеме предмета его исследований для капитализма, то теперь, когда возникли современные вопросы и проблемы, их надо решать а) всё также в рамках капитализма, т.е. на основе того же самого капитала, б) современными способам и в) в соответствии с современными условиями, вызовами и задачами. Это предопределяет расширение понятия «капитал». Одним из его аспектов является новодиалектическое понятие обращенного капитала. Оно базируется на выявлении новодиалектического аспекта обозначенного К.Марксом сущностного положения капитала, что определяет особую форму его функционирования, что и составляет одну из основ новодиалектического выявления и определения обращенного капитала.
Понятие обращенного капитала важно для ряда направлений исследований современной политической экономии, в т.ч. для теории иного (альтернативного) капиталистического развития и для новодиалектической теории модернизации (см. ниже).
Новые экономические технологии.
Можно сказать, что суть а) технологии, экономические технологии, новые технологии и экономические новые технологии и б) новодиалектические технологии как применение знаний и новые экономические технологии как применение политэкономических знаний на основе диалектики.
Новые экономические технологии понимаются, в первую очередь, как применение политэкономических знаний на диалектической основе в области экономики, адекватных не только её существу, но и проявляющимся новым условиям, тенденциям и правилам – третьей экономической максиме. Также актуальна посылка нового представления об экономическом познании, что дает основания для развития экономической теории и для решения вопросов развития экономики на новой основе, в т.ч. включающей третью экономическую максиму.
Третья экономическая максима.
Третья экономическая максима есть новая экономическая максима, которая дает понимание грядущей экономики и обусловливает некоторые вопросы перспективного планирования и преобразования экономики конкретной страны и эффективного ее развития в целом (в т.ч. с учетом положений новодиалектической теории модернизации и б) в рамках индустриального социального общества, см. ниже).
Два взаимодополняющих образа развития страны.
В. Частные предметные положения и открытия современной политической экономии.
Г. Экономическая сфера.
Изучение российской экономической науки.
Общеизвестны проблемы и негативы современной российской экономической науки. Они очевидны – достаточно взглянуть на российскую малоинновационную сырьевую экономику. Но вряд ли, в первую очередь, крупный бизнес хочет довольствоваться современным малым доходом от сбыта сырья, наверняка он хотел бы получать больше прибыли от более производительных и доходных высокотехнологичных производств в хороших коммерческих условиях. Да и малому и среднему бизнесу нужны инновации и стимулирующие условия деятельности. И вообще всем нужна хорошая экономика, а не сырьевая. Но российская экономическая наука не может предложить ничего актуального (иначе бы предприниматели ухватились бы за прорывные идеи и реализовали бы их – вопрос прибыли все же!). Но почему так, почему имеющая богатые традиции и серьезный научный потенциал, российская экономическая наука не может предложить ничего актуального и действенного, серьезного и прорывного? Это один важный вопрос. И что необходимо предпринять для исправления этой ситуации, для развития и совершенствования современной российской экономической науки? Это другой важный вопрос. Они в свою очередь определяют целый комплекс вопросов, касающихся состояния, развития и применения современной российской экономической науки. Этот комплекс вопросов всесторонне изучается в современной политической экономии.
Современная политическая экономия, кроме (1) присущих ей ее прерогативных положений, уже обеспечивающих ей преимущества в области экономического познания, получает (2а) знания о проблемах экономической науки, эксклюзивное исправление которых будет приносить плоды уже только в области политической экономии, и (2б) представления об актуальных вопросах практики, что целевым образом корректирует направления и объемы проводимых соответствующих предметных политэкономических исследований, значительно повышая их (3а) эффективность и, соответственно, (3б) отдачу
При этом, во-первых, понятно, что современная политическая экономия решает свои задачи, а не задачи экономической науки, к тому же заинтересованности которой в обозначенных исследованиях на настоящее время нет. В частности, зная чужие ошибки можно минимизировать свои.
Во-вторых, актуально определяются основы (насущные социально-экономические вопросы) и направления ряда теоретических политэкономических исследований.
Новая экономическая теория.
В Новейшей философии реализуется проект по созданию нового инструмента анализа современной экономической действительности: новая экономическая теория.
Он будет использоваться, в основном, для развития новодиалектического экономического познания.
В отличие от всех отечественных и зарубежных взглядов и предложений в современной политической экономии базой новой экономической теории являются не обобщение опыта исчезающего прошлого и не устаревшая экономическая теория с перетасовкой на их основе известных социальных и экономических положений, а актуальные взгляды на современную реальность, на социально-экономическое развитие и на экономическую теорию. Кроме того, осмысление развития России в XXI в. невозможно без соответствующих текущему историческому периоду переосмысления и развития теории познания.
Базой исследований является совершенная философская система – Новейшая философия, являющаяся системой знаний на основе воспроизведения незабвенной философии Гегеля, и современная политическая экономия.
Ряд опорных положений новой экономической теории:
– критика «Капитала» К.Маркса и методологических ошибок марксовой и советской политэкономий, в т.ч. искоренение стереотипов,
– критика современной российской экономической науки,
– создание логической основы исследований экономических вопросов,
– осмысление новых условий социально-экономического развития,
– определение базовых положений для анализа современной экономической ситуации и для выработки предложений по социально-экономическому развитию
и др.
Актуальная экономическая деятельность.
Актуальная экономическая деятельность – это принципиально новое экономическое понятие, которое понимается в диалектическом смысле и раскрывается в рамках новой экономической теории: она понимается всегда только для конкретного периода времени, т.е. в разные времена имеют место разные актуальные экономические деятельности.
Понимание актуальной экономической деятельности возникло и из практики (исходя из имеющих место условий) и теоретических (благодаря развитию новой экономической теории, также см. «Новая экономическая теория: основные направления»).
Текущая актуальная экономическая деятельность является основой новоэкономической деятельности в XXI в.
Экономика потребления.
Д. Новодиалектическая теория модернизации: политэкономическая сторона.
Новодиалектическая теория модернизации – это теория не только о том, что модернизация есть такое, но и о том, что конкретно надо делать в одной, отдельно взятой стране.
Новодиалектическая теория модернизации – это теория выбора и обоснования конкретных действий в текущих условиях, или теория обоснования программы действий, включающая собственные предметные, междисциплинарные и эмпирические исследования. Однако новодиалектическая теория модернизации – это не только теория общественного развития, осмысляющая изменение уровня производительного развития общества, но и социальная теория, учитывающая степень развития общественного сознания и призванная для прогрессивного продвижения общества по цивилизационной лестнице.
Е. Диалектика современных исследований социально-экономического развития России.
На основе изменений выводов современной политической экономии о социально-экономическом развитии России в период 2000-2015 гг. и предложений по его поводу, выработанных на основе инструментов современной политической экономии, была изучена диалектика посылок, характера, инструментов, предмета и целей исследований социально-экономического развития России и его перспектив. Результаты актуальны а) для совершенствования современной политической экономии, её теории иного (альтернативного) капиталистического развития, концепции индустриального социального общества, а также для новодиалектической концепции развития общества и новодиалектической теории модернизации, б) для оценки и планирования развития конкретного частного бизнеса и в) для решения вопросов социально-экономического развития России.
Ж. Развитие обществ.
Новодиалектическая концепция развития обществ: политэкономическая сторона.
Основания новодиалектической концепции развития обществ изложены в трудах Гегеля. В частности, основные законы политико-экономического развития обозначены Гегелем раньше К.Маркса, причем в достаточной мере для понимания существа и реконструкции положений общественного развития на разных его этапах. Новодиалектическое понимание развития обществ основывается на том, что для существования общества основополагающими являются закономерности процесса его жизнедеятельности, понимаемые через общественное сознание, но реализующиеся в материальной жизни. Новодиалектическая концепция развития общества а) подразумевает существенность перемещения центра всемирно-исторического развития, б) в диалектическом смысле отрицает строгое линейно-стадийное развитие, социально-эволюционное и простое аморфное существование общества, т.е. другие концепции всех известных подходов к рассмотрению развития обществ, и в) основывается на новодиалектических понятиях экономического строя и экономической системы.
Теория иного капиталистического развития как новодиалектическая теория капиталистического развития на основе экономического учения К.Маркса.
Индустриальное социальное общество и как новый вид капиталистического общества и как новая (новодиалектическая) общественно-экономическая формация.
Индустриальное социальное общество понимается на основе трудов Гегеля и К.Маркса и как новый вид капиталистического общества и как новая (новодиалектическая) общественно-экономическая формация. Её простейшее позиционирование: а) становление новых форм общественных отношений в рамках капитализма (сохранение и негация без отрицания капитализма), или капитализм, или развитой капитализм, было рассмотрено Гелем, б) снятие частной собственности (сохранение и прекращение при отрицании капитализма), или социализм, было изучено К.Марксом, в) развитие капитализма на основе сохранения и прекращения, но без отрицания капитализма (т.е. в рамках капитализма), или империализм, было исследовано В.И.Лениным, и г) развитие капитализма на основе сохранения и негации при его отрицании, но когда имеет место его сохранение, или индустриальное социальное общество (ИСО), которое является одним из предметов современной политической экономии.
Новодиалектическая общая теория общественно-экономических формаций.
Новодиалектическая общая теория общественно-экономических формаций понимается как обобщение на основе современной политической экономии имеющихся знаний об общественно-экономических формациях и развитие знаний о послекапиталистическом развитии, именно о послекапиталистическом развитии общества, которое, как оказывается, может быть не только коммунистическим.
Главным является то, что общая теория общественно-экономических формаций дает основание тотальному развертыванию содержания диалектической философии. В свою очередь оно важно для понимания развития духа и человеческой цивилизации, что далее позволяет (1) по-новому оценить их и определить (2) положения, касающиеся общественного развития. При этом одним из важнейших значений получаемых положений и выводов является понимание (3) неизбежных закономерных перспектив общественного развития, что в свою очередь становится важным элементом его оценки и прогнозирования, отсутствующим в науках. Более того, становится понятной (4) суть существования человечества как наивысшей формы существования биологической материи, живого. А уже это кардинально меняет представления о человечестве и человеке, что дает возможность определить (5) смысл их существования, а также сделать (6) актуальные выводы о живом и жизни и об их сути и предназначении. Собственно, последнее является одной из важнейших задач диалектического познания, решение которой, как теперь понятно, не могло быть осуществлено непосредственно, более того, так и не понято в науках. А в современной диалектике уже поставлены и решаются наиболее важные для человека (7) вопросы о смысле его жизни и о ней самой в самом полном ее понимании.